Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам еще не было категории людей, поддавшихся чрезмерности в вероубеждении, однако Пророк алайхиcсалам говорил об их появлении в будущем, что известно из его хадисов.
1. О хавариджитах и выходящих из религии
Передается от Абу Саъийда радияллаху анху:
«Али ибн Абу Талиб отправил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам из Йемена неочищенный от земли золотой самородок, завернутый в обработанную карзом (раствор растительного происхождения) кожу. Он разделил его на четыре части между Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ибн Хабисом, Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн Улясом. Тогда один из сподвижников сказал: «Мы имели больше прав на него, чем они».
Это дошло до Пророка саллаллаху алайхи васаллам и он воскликнул:
«Вы не доверяете мне?! Ведь я доверенный Того, Кто на небесах! Днем и ночью мне поступает вахий с Небес».
Тогда один мужчина с провалившимися внутрь глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, бородатый, лысый и с подвернутыми штанами встал и сказал:
«О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!».
Он ответил: «Горе тебе! Не я ли самый достойный в богобоязненности перед Аллахом?!».
После этого, тот человек ушел обратно.
Тогда Халид ибн Валид сказал:
«О Посланник Аллаха! Ударить ли его по шее?».
Он сказал: «Нет, возможно, он совершает намаз».
Халид сказал: «Сколько совершающих намаз говорят то, чего нет в их сердцах».
Он сказал: «Воистину, мне не велено ни проникать и смотреть в сердца, ни вскрывать животы».
После этого он, смотря вслед тому человеку, сказал:
«Вот из его потомства появятся такие люди. Они будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет дальше их горла. Они будут выходить из религии, словно стрела из лука. Если бы я встретил их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».
Передал Бухари.
В этом хадисе приводится описание некоторых особенностей внешности, качеств и деяний категории людей, которые появятся в будущем и, допуская чрезмерность, будут сеять смуту среди мусульман.
«Тогда один мужчина с провалившимися внутрь глазами, вытаращенными щеками, выпуклым лбом, бородатый, лысый и с подвернутыми штанами встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Побойся Аллаха!»».
Одним из отличительных качеств этих людей будет то, что они будут проявлять неуважение к предводителям мусульман, ученым, почитаемым людям и стремиться принизить их авторитет своими лживыми претензиями.
Упоминаемые в этом предании лица также обвиняют Пророка саллаллаху алайхи васаллам в несправедливости и в том, что он не боится Аллаха. Обратите на это внимание – какой-то никчемный негодяй обвиняет Посланника Аллаха! Его последователи будут проявлять такое же отношение к мусульманским ученым, являющимся наследниками Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
«Они будут много читать книгу Аллаха».
И это они будут делать, чтобы отличаться перед другими. Они будут делать это не искренне, не во имя Аллаха. Они будут просто читать.
«Но она не пройдет дальше их горла».
Это не дойдет до их сердец. Они и не будут стремиться осознать его (Куръан) и проникнуться им. Поэтому:
«Они будут выходить из религии, словно стрела из лука».
Достаточно будет малейшего повода. Они быстро сбреют бороды, поменяют одежду и сделают вид, словно ничего и не было.
«Если бы я встретил их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».
Где бы они ни были, они порождают интриги и наносят огромный вред мусульманам.
Передается от него же:
«Когда Али был в Йемене, он отправил Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам золотой самородок вместе с землей. Он разделил его на четыре части между: Уяйном ибн Бадром, ал-Акраъ ибн Хабисом, Зайдом ал-Хайлом и Алкамой ибн Улясом. Курейшиты разозлились и сказали:
«Отдав старшим Нажда, он проигнорировал нас?!».
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Я намеренно сделал это, чтобы подружиться с ними».
Затем один бородатый и лысый мужчина, с двумя вытаращенными скулами, провалившимися во внутрь глазами и выпуклым лбом пришел и сказал:
«Побойся Аллаха, о, Мухаммад!».
Он спросил: «Если я отступаю от веры, кто же тогда верует в Аллаха?! Он доверил мне живущих на земле, а вы не доверяете мне?!».
Затем тот человек ушел обратно. Один из людей спросил разрешения убить его. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Вот из его потомства появятся такие люди. Они будут много читать книгу Аллаха. Но она не пройдет дальше их горла. Они будут убивать мусульман, но оставлять идолопоклонников. Они будут выходить из религии, словно стрела из лука. Если бы я встретил их, то уничтожил бы так же, как род Самуда».
Передали Бухари, Муслим и Термизи.
Это предание дополняет предыдущее и вносит некоторую ясность в него.
«Они будут убивать мусульман, но не идолопоклонников».
Если внимательно присмотреться к состоянию и истории тех, кто сеял и сеет смуту среди мусульман, то можно увидеть явное подтверждение этой великой истины. Они всегда нападают на мусульман. Им нет дела до остальных. Иногда же, они даже сотрудничают с немусульманами.
Передается от него же:
«Мы были с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Он делил имущество. К нему пришел Зулхувайсира. Он был из рода Бану Тамим. Он сказал:
«О Посланник Аллаха! Будьте справедливы!».
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Горе тебе! Если не я поступаю справедливо, то кто поступает так?! Если я не справедлив, то я безнадежен, я в убытке!».
Умар ибн Хаттаб сказал:
«О Посланник Аллаха! Позвольте мне ударить его по шее!».
Он сказал: «Оставь его. Несомненно, у него есть сообщники. Кто-то из вас считает свой намаз по сравнению с их намазом и свой пост по сравнению с их постом худшими. Они читают Куръан, но он не проходит дальше их горла. Они будут выходить из религии, словно стрела из лука. Но если посмотреть на наконечник стрелы, в нем нет ничего.
Если затем посмотреть на место, куда попадает наконечник стрелы, там тоже ничего нет. Если затем посмотреть на саму стрелу, и там ничего нет. Если затем посмотреть на оперение стрелы, то там тоже ничего нет. Между тем, она прошла и сквозь навоз, и сквозь кровь.
Их знаком является черный человек, у которого на одном из запястий свисает нечто похожее на сосок женщины или кусочек мяса. Они выходят, когда между людьми происходит раскол».
Передали Бухари, Муслим и Термизи.
Упоминаемые в этом предании раздел имущества и связанные с ним события произошли после битвы Хунайн в местечке Джаърона.
Зулхувайсара – один из известных негодяев, прославившийся своей враждебностью. В хадисе упоминаются и другие качества представителей смутьянов.
«Кто-то из вас считает свой намаз по сравнению с их намазом и свой пост по сравнению с их постом худшими».
Когда они совершают намаз, они так делают это, что наблюдающий со стороны поражается ими. Когда они постятся, они делают это так, что наблюдающий со стороны в восторге от этого. Вплоть до того, что даже сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам считали свой намаз и пост по сравнению с их намазом и постом менее достойными.
Теперь рассмотрим некоторые из перечисленных в хадисах качеств этих людей:
1. Они много читают книгу Аллаха. Но она не проходит дальше их горла.
2. Они выходят из религии, словно стрела вылетает из лука.
3. Одним из отличительных качеств этих людей будет то, что они будут проявлять неуважение к предводителям мусульман, ученым, почитаемым людям и стремятся занижать их авторитет своими лживыми претензиями.
4. Они будут убивать мусульман, но не тронут идолопоклонников.
5. Они будут говорить красиво, но поступать плохо.
6. Они будут призывать следовать Книге Аллаха, но их дела будут иными.
Первая группа людей, воплотивших в себе данные качества, появилась во время правления халифа Али радияллаху анху для того, чтобы лучше понять это, следует хоть немного рассказать о «хавариджитах».
Слово «хавариджиты» происходит от слова «хурудж» - «выступать против», им были названы те, кто выступил против халифа Али ибн Абу Талиба радияллаху анху. В дальнейшем их идейное противостояние еще более расширилось. Они обвинили Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в неверии из-за того, что он принял дело суда.
Али ибн Абу Талиб радияллаху анху, попытался поговорить с ними, используя различные способы, наставлял их, но пользы это не принесло.
Хавариджиты, воспользовавшись отсутствием почтенного Али, устроили большую смуту. Пролив кровь невинных мусульман, они творили разбой и позволяли себе то, что Аллах объявил запретным. Среди людей, которых они убили, были и сподвижник Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам - Абдуллах ибн Хаббаб радияллаху анху и его беременная жена. Это произошло следующим образом.
Хавариджиты, разделившись на группы, ходили по селам и городам, пропагандируя свои ошибочные идеи. Встретив любого человека они спрашивали его:
«Разве принятие решения суда не было куфром? Согрешил ли Али приняв его? Разве мы должны признавать и подчиняться ему, пока он не признает свою вину и не покается?»
Тех, кто соглашался с ними, они отпускали. А тех, кто возражал им, они убивали.
Поймав Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху, и его жену, они удерживали их. Именно Абдуллах ибн Хаббаб первым назвал их «хавариджитами». Они спросили у него некоторые хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Он сказал им:
«Я слышал от своего отца, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «В будущем произойдет смута. В ней тот, кто сидит, будет лучше стоящего, стоящий лучше идущего, идущий лучше пытающегося».
Они спросили у него об Али ибн Абу Талибе радияллаху анху. Он сказал о нем только хорошее. Тогда разозлившись, хавариджиты погнали Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху и его жену.
Когда они шли по дороге, с дерева сорвался и упал финик. Когда один из хавариджитов положил финик себе в рот, другой из них обругал его, упрекнув в том, что тот ест его без разрешения владельца и не купил его. Тогда тот поспешно вынул финик изо рта, начал раскаиваться и просить прощения.
Всего через несколько шагов они с наслаждением зарезали сподвижника Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Абдуллаха ибн Хаббаба радияллаху анху Затем они набросились на его жену. На них нисколько не подействовали даже крики женщины: «Я беременна! Побойтесь Аллаха!», они задушили её.
Вина этих двух великих людей заключалась в том, что они сказали правду об Али ибн Абу Талибе радияллаху анху, о лучшем в то время в мире мусульманине.
Невольно возникает вопрос, кто же эти изверги, называемые хавариджитами, для которых съесть один финик без разрешения считается грехом, но которые тут же, не задумываясь, убивают двоих великих людей: сподвижника Посланника Аллаха и его беременную жену за то, что они сказали правду?
В действительности, хавариджиты – это люди, не получившие ни образования, ни воспитания, но претендующих на высочайшую степень религиозности. Не имея знаний, они прикрывают свой недостаток тем, что фанатично и чрезмерно следуют тому немногому, что им известно, и обвиняют в недостатках других.
Первые хавариджиты, восставшие во времена Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в основном, состояли из степных невоспитанных бродяг и арабов с зачерствевшими сердцами. В них не было и намека на мораль и культуру, мягкость и сдержанность. Из-за отсутствия знаний они твердо придерживались того, что им нравится. Именно эти факторы превратили хавариджитов из самых рьяных сторонников Али ибн Абу Талиба радияллаху анху, в его самых заклятых врагов.
Ислам основан на умеренности и в вопросах вероучения, и в вопросах поклонения, и в вопросах поведения, а также во всем остальном. Для того, чтобы узнать границы этой умеренности, необходим основательный научный подход. А для того, чтобы обладать этим основательным научным подходом, необходимо досконально изучать все исламские науки из первичных источников, от полноценных и богобоязненных ученых. Только когда все это будет еще дополнено культурой, мягкостью и сдержанностью, способностью правильно оценивать каждую вещь, можно будет избежать уклонения вправо или влево и опасности оказаться на краю пропасти.
Последствия чрезмерности в вероучении очень плачевные – она приносит горе и беды многим людям. Наши ученые утверждают, что одной из причин сегодняшних бед, выпавших на долю мусульман, являются именно они – допускающие чрезмерность в вероучении современные хавариджиты.
Из книги "Васатыя - путь жизни"
.