Какие они существа, Джинны?
Правоверные мусульмане веруют в существование творений, называемых джиннами. В обычных случаях они невидимы для человеческого глаза. Сведения о них получаем из самых достоверных источников — Священного Куръана и благородных хадисов. Во времена ниспослания Священного Куръана арабские племена придерживались убеждения, что джинны являются скрытыми, неявными богами. Они также повиновались такому искаженному вероубеждению, что джинны по своему происхождению восходят до Всевышнего Аллаха, и что у Всевышнего Аллаха есть сотоварищи среди джиннов.
Также арабы верили в то, что джинны осведомлены о сокровенном и сообщают гадальщикам, предсказателям и астрологам небесные тайны. Арабы имели ошибочное представление о том, что на земле распространяется власть джиннов, и согласно этому представлению, если кто-либо из арабов намеревался заночевать где-либо в пути, то обращался к невидимым джиннам с мольбой, вроде: «Прошу защиты у джинна — владыки этого места».
И даже в наши дни у людей наших краев существуют подобные поверья и порочные предрассудки, состоящие из суеверий и бидъы. И эти люди следуют этим поверьям и ложным убеждениям. Особенно в последнее время, ввиду наличия чрезвычайно большой духовной пустоты, такого рода высказываний и мнений стало очень много.
Вместе с тем, как в древности, так и в нынешние времена были и есть такие люди, которые вообще отрицают существование джиннов. Каждое слово о джиннах они считают выдумкой, мифом. А людей, ставших свидетелями событий с джиннами, обвиняют в сумасшествии и одержимости.
Ислам же, как и в остальных вопросах, в вопросе о джиннах также излагает только истину. Ислам доказывает существование джиннов, давая о них правдивое представление, и отвергает ошибочные представления о них. Наряду с этим Ислам также отвергает испытываемые людьми абстрактные страхи и опасения перед джиннами.
Действительно, джинны существуют в реальности, и эти создании сотворены из огня. Словарное значение слова джинн — «огражденный», то есть огражденный от человеческого взора. По той причине, что они невидимы для людей. Будучи невидимыми для нас, они могут видеть нас и все остальное вокруг нас. Вместе с тем, они способны принимать различные формы. Среди них, также как и среди людей, существуют верующие и неверные, добрые и злые, заблудшие и наставившиеся на праведный путь, плуты и простодушные. Джинны, которые уверовали в Священный Куръан, в Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и жили праведной жизнью, также войдут в рай, а не уверовавшие и творившие зло попадут в ад. Они никогда не могли и не могут помочь людям, и они не ведают о сокровенных тайнах, потому что после ниспослания Священного Куръана они были лишены этих способностей.
Что же касается родства джиннов со Всевышним Аллахом, всякие подобного рода высказывания и утверждения являются настоящей клеветой.
В суре «Сабаъ» Священного Куръана существуют аяты о том, что группа джиннов была в служении у Пророка Сулаймана алайхиссалам. Когда Сулайман алайхиссалам умер — в этот момент он стоял, оперевшись на посох, и оставался в таком положении еще какое-то время, — джинны продолжали свою тяжкую работу, думая, что он жив и наблюдает за ними.
Мы выше подробно рассмотрели, как в доисламский период джинны поднимались в небо и тайком подслушивали беседы ангелов, в том числе и о предстоящих в ближайшие дни событиях, а потом доносили услышанное до гадальщиков и астрологов, добавляя от себя во много раз больше подслушанного, как спустя некоторое время их отгородили от этого преследовавшие их отколовшиеся от звезд искрящиеся осколки, как они услышав кираат Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в намазе фаджр, заключили, что «Это и есть то, что оградило от нас небесные вести» и, вернувшись к своему народу, рассказали о случившемся, как тогда Всевышний Аллах ниспослал Своему Пророку суру «Джинн».
В десяти сурах Священного Куръана есть около сорока аятов о джиннах. И одна сура целиком названа «Джинн».
Великие ученые, тщательно изучившие существующие в Священном Куръане и Сунне доказательства, отметили следующие выводы:
1. Джинны сотворены из огня.
Всевышний Аллах в суре «Рахман» сказал:
«И сотворил джиннов из огненного пламени» (аяты 14–15).
Всевышний Аллах сотворил джиннов из чистого, бездымного пламени огня. Арабское слово маридж в аяте выражает именно этот смысл. Сотворенность джинна из пламени огня — это явление, находящееся за пределами охвата человеческих знаний. Куръан является единственным источником, оповещающим нас об этом. Нам следует уверовать в это. И только Сам Аллах ведает, как происходил процесс этого творения. Раз Аллах не пожелал наделить нас более обширными знаниями в этом вопросе и не потребовал от нас познать его, то нет необходимости напрасно утруждать себя.
Сам Иблис упоминал о своей сотворенности из огня. Об этом в суре «Аъраф» сказано:
«Сказал [Аллах]: «Что воспрепятствовало тебе в том, чтобы совершить саджду, когда Я повелел тебе?». Сказал [Иблис]: «Я лучше него [Адама]; Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (аят 12).
Когда Всевышний Аллах спросил Иблиса, который не выполнил Его повеление — не совершил саджду Адаму:
«Что воспрепятствовало тебе в том, чтобы совершить саджду, когда Я повелел тебе?», он, Иблис, вместо того чтобы сказать «я раскаиваюсь, я совершил ошибку», сказал:
«Я лучше него [Адама]; Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».
По его мнению, пламя огня якобы лучше глины.