Случаи, когда кровотечения начинаются до (раньше) и после обычных дней хайза. (вопросы и ответы)
Вопрос: Допустимы ли совершение поклонений хаизой?
Ответ: Женщине-хаизе на время перенесения ею хайза не дозволяется совершать намаз. Не становятся для нее и их возмещение после того, как она очистится.
ولاحيض يسقط عن الحائض الصلاة ويحرم عليها الصوم تقضى الصوم ولا تقضى الصلاة
Хайз снимает с хаизы обязательство намаза и делает харамом для нее пост. Она возмещает пост, но не намаз.
Вопрос: Если начался хайз во время намаза, то возмещает ли женщина его после очищения?
Ответ: Если хайз начался во время намаза фард, то намаз нарушится, а поле очищения намаз не возмещается. Однако, если хайз проявился во время совершения намазов нафл или сунна, то после очищения она возместит тот самый нафл-намаз или сунна-намаз.
ولو شرعت تطوعا في الصلاة والصوم قضتها
Если (кровотечение началось) во время совершения нафл-намаза или в состоянии поста, то по очищении возмещает их. (Имдадус саилин)
Вопрос: Если у женщины, которая припозднила совершение намаза с начала его времени наступления, начался хайз, то возместит ли она этот самый намаз после того, как очистится?
Ответ: Нет, не возмещает.
ام الفرض ففي الصوم تقضيه دون الصلاة وان مضى من الوقت ما يمكن أداؤها فيه لان العبرة عندنا في اّخر الوقت
О фардах: женщина, переносящая хайз, возмещает пост, но не возмещает (пропущенные) намазы. Даже если со времени начала намаза прошло столько времени, за которое можно было бы совершить его (то есть, с начала поры намаза прошло столько времени, за которое можно было бы совершить намаз, но женщина не совершила его по лени, хотя имела на то возможность). Потому что по нашему мнению, смотрят на последнее время (Раддул мухтар).
Вопрос: Почему хаиза возмещает пропущенный пост, но не возмещает пропущенные намазы?
Ответ: Доказательством в пользу этого служит хадис от Аиши радияллаху анха:
«Когда во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам одна из нас (из женщин) очищалась от хайза, мы возмещали пропущенный пост, но не возмещали пропущенные намазов. Потому что в возмещении пропущенных намазов по причине их множества присутствует отягчение. А в возмещении пропущенного поста отягчения нет» (Бидайа)