Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 105)
Далее поясняется, как нужно обращаться с представителями народа, с которым мусульмане находятся в состоянии войны.
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللّهُ وَلاَ تَكُن لِّلْخَآئِنِينَ خَصِيمًا
105. Воистину, Мы ниспослали тебе Книгу с истиной, чтобы ты судил среди людей так, как показал тебе Аллах. И не будь препирающимся ради изменников!
Причиной ниспослания этого и последующих аятов послужило известное событие, произошедшее в Лучезарной Медине. Подробности этого происшествия ученые-мухаддисы передавали от многих сподвижников. Суть истории вкратце такова:
Катада ибн Нуъман и его дядя по отцу Рифаъа приняли участие в одном из походов вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Когда они вернулись, оказалось, что Рифаъа потерял кольчугу. Она была украдена. Владелец кольчуги стал подозревать в краже семью Бану Убайрак. Он пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал: «Кольчугу украл Туъма ибн Убайрак». А Туъма ибн Убайрак был из ансаров — из коренных жителей Медины.
Увидев, что дело принимает такой оборот, вор взял кольчугу и подбросил ее в дом иудея по имени Зайд ибн ас-Самин. Вместе с тем, он сообщил своим родственникам о том, куда он подбросил кольчугу.
Родственники Туъмы ибн Убайрака пошли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказали:
— О Посланник Аллаха, наш родственник невиновен. Кольчугу украл такой-то. Мы это выяснили. Оправдайте нашего родственника перед людьми. Заступитесь за него. Если Аллах не защитит его с вашей помощью, то он погибнет.
Узнав о том, что кольчуга была найдена в доме иудея, Пророк саллаллаху алайхи васаллам оправдал перед людьми Ибн Убайрака. Перед этим его родственники сказали Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
— Катада ибн Нуъман вместе со своим дядей Рифаъа намеренно оклеветали нашу семью. Мы люди Ислама, праведные люди, а нас обвиняют в краже, хотя у них нет доказательств.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал пришедшему к нему Катаде:
— Как ты можешь без всяких аргументов и доказательств обвинять в воровстве семью, которая находится в Исламе и в праведности?
Катада пожалел, что сказал об этом Посланнику Аллаха, и ушел обратно. К нему пришел его дядя Рифаъа и спросил:
— Ну что, племянник, что ты сделал?
Катада рассказал о произошедшем и о словах Посланника Аллаха. Рифаъа сказал:
— Да поможет Аллах.
Не прошло много времени, как Всевышний Аллах ниспослал аяты, начинающиеся словами: «Воистину, Мы ниспослали тебе Книгу с истиной, чтобы ты судил среди людей так, как показал тебе Аллах». После того, как эти аяты были ниспосланы, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел принести кольчугу и отдал ее Рифаъа. Он был пожилым человеком и его племянник Катада думал, что у него слабая вера. Когда Катада принес кольчугу, Рифаъа сказал ему:
— О мой племянник, я посвящаю (жертвую) это на пути Аллаха».
Только тогда Катада понял, что его дядя — истинный мусульманин. Улемы говорят, что этот аят является еще одним ярким доказательством тому, что Куръан является истинная, божественной книгой, а этот аят — один из его великих чудес.
Это есть истина. Давайте поразмыслим.
Это период, когда мусульмане-мухаджиры, которые, сбежав от притеснений и мучений многобожников Мекки, совершили хиджру и только-только принялись строить общество вместе с коренными жителями Медины — ансарами. Однако мушрики Мекки не успокоились и основательно принялись за дело для полного уничтожения мусульман на земле. Они начали вести войну за войной. А проживавшие в Медине иудеи оказывали им в этом деле повсеместное пособничество. Более того, именно иудеи подстрекали их против мусульман. Мало того, они породили такое мерзкое дело, как лицемерие, заложили его основание и начали разрушать исламское общество изнутри. И вообще, иудеи перешли к проявлению явной и открытой вражды. Их враждебные действия дошли до такой степени, что они устроили покушение на жизнь Пророка алайхиссалам. Словом, мусульмане оказались между огней со всех четырех сторон. И призывы в изученных нами выше аятах к джихаду, стойкости и бдительности и к другим еще делам, также были сделаны, исходя именно из этой опасной ситуации. И при такой щекотливой обстановке в доме одного из иудеев была найдена украденная кольчуга мусульманина. Это обстоятельство было самым удобным моментом, чтобы отомстить иудеям. К тому же, ансары были оппонентами иудеев в этом деле. То есть если вина не будет возложена на иудея, то она падет на одну уважаемую семью мусульман из Медины. И потом, если вина будет на ансарах, то иудеи непременно стали бы провоцировать их, говоря: «Вы приняли мусульман-мухаджиров, прибывших из Мекки, дали им кров, оказали помощь, теперь же они хотят сделать вас ворами». Любая система взвалила бы вину в такой ситуации на иудея. Даже Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам оправдал вора, опираясь на видимые доказательства. Однако Ислам — религия Аллаха, а Куръан — Книга Аллаха. Поэтому решение Куръана абсолютно справедливо. В его приговоре не будет несправедливости даже в отношении неверного иудея. Виновник, вне зависимости от того, кем он является, даже если это правоверный мусульманин, религиозный и праведный человек, получит свое наказание. Только Всевышний Аллах может воззвать к Своему Пророку, уже вынесшему публичный приговор, и сказать:
«Воистину, Мы ниспослали тебе Книгу с истиной, чтобы ты судил среди людей так, как показал тебе Аллах. И не будь препирающимся ради изменников!»
Стало быть, решение по украденной кольчуге, которое вынес Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Аллах оценивает как несправедливое. И называет «изменниками» семью Бану Убайрак, которые ради сохранения престижа семьи взвалили вину на иудея и явившись к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сказали ложь.
.