Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 114)
После разбирательства с историей Туъмы ибн Убайрака о тайном сговоре его родственников и всем, что к этому относится, в следующих аятах Всевышний Аллах в общем порядке сообщает, что Он знает о тайных, сокрытых разговорах, о том, которые из них полезны и которые бесполезны, каким будет итог, если противоречить Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ ابْتَغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا ۞
114. Нет добра во многих из их тайных бесед, кроме того, кто повелел к милостыне. или доброму делу, или примирению между людьми. И кто делает это, желая довольства Аллаха, то вскоре Мы дадим ему великое вознаграждение.
Слово, которое мы перевели как «тайная беседа» на арабском выражено словом наджва. Оно означает тайную беседу, проводимую группой людей скрытно от основной группы, без ведома своих верховодов. В данном случае группа людей в стороне от общины мусульман, втайне от руководителей, скрытным образом проводит неуместное совещание. Именно такая ситуация имела место и в случае с Туъмой ибн Убайраком. После того, как было совершено воровство, родственники Туъмы собрались, и, проведя тайное совещание, отнесли и подбросили кольчугу в дом иудея Зайда ибн ас-Самина, а потом отправились к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и посетовали, говоря: «Кольчугу украли не мы, а такой-то, однако Катада возводит на нас клевету». В этом аяте выносится обобщенное решение (положение) и поясняется, что кроме некоторых исключительных случаев, из тайных бесед ничего хорошего не выйдет.
«Нет добра во многих из их тайных бесед, кроме того, кто повелел к милостыне, или доброму делу, или примирению между людьми».
На самом же деле, если нет зла, то нет нужды и в скрытности. Добро всегда совершается в открытую. В некоторых ситуациях, если тайные беседы будут о милостыне, о совершении добра и примирения людей, тогда в этом есть благо. И те, кто совершает подобные деяния ради довольства Аллаха, достигнут великих наград.
«И кто делает это, желая довольства Аллаха, то вскоре Мы дадим ему великое вознаграждение».
Исламское общество является открытым обществом. Его члены являются друг другу братьями. У них нет секретов, которые нужно держать в тайне друг от друга. Они говорят в открытую. Если разрешить тайные беседы, то, как в других обществах, люди всюду начнут перешептываться втихомолку. Среди них возрастет недоверие, сокрытие друг от друга информации, подозрительность друг к другу и составление тайных планов друг против друга. Однако дела, достойные скрытности, конечно же, совершаются скрытно. К примеру, дела, о которых должны знать руководители, специально уполномоченные люди, в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности в обществе, остаются в тайне. Также можно вести тайную беседу, если человек, делающий пожертвования на благое, во избежание показухи говорит об этом с другим в укромном месте. Также во избежание показухи можно тайно договориться для совершения какого-либо доброго дела. Часто этот метод подходит и для того, чтобы примирить тех, кто в ссоре. Стороны могут не желать, чтобы их провинности были раскрыты, в этом деле разрешается даже лгать.
В хадисе, переданном Ибн Мурдавайхи от Умму Хабибы радияллаху анха, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждое слово человека ему во вред, а не в пользу, кроме поминания Аллаха, повелевания к одобряемому и отвращения от порицаемого».
В другом же хадисе сказано:
«Тот, кто примиряет людей, не лжец. Он доставляет добро или говорит добро».
Имам Ахмад ибн Ханбал передает от Абу Дарда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Сообщить ли вам о степени, лучшей, чем намаз и садака?”. Люди сказали: “Да, о Посланник Аллаха”. Он сказал: “Примирять людей”».
.