аяты 149-151
إِن تُبْدُوا خَيْرًا أَوْ تُخْفُوهُ أَوْ تَعْفُوا عَن سُوءٍ فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ عَفُوًّا قَدِيرًا
149. Если обнаруживаете добро или скрываете его, или прощаете зло, то, поистине, Аллах — Оказывающий Помилование, Могущественный.
Правоверному человеку совершенно воспрещается совершать зло, даже распространять скверные слухи. Вместе с тем, поощряется явное и скрытное совершение добра, и помилование злодеяния. Мусульманин всегда должен делать добро, а злодеяние он прощает. Только тогда в обществе будет господствовать добро. Помиловать злодеяния людей также является благим делом. Силою помилования в обществе устраняется зло и приумножается добро. О том, насколько великодушным поступком является помилование, при способности нанести страдания, мы можем узнать и из последней фразы аята:
«Поистине, Аллах — Оказывающий Помилование, Могущественный».
Чтобы это послужило примером, в следующих аятах речь пойдет о тех общинах прошлого, которые разглашали зло, злословили вслух:
إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيُرِيدُونَ أَن يُفَرِّقُوا بَيْنَ اللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيَقُولُونَ نُؤْمِنُ بِبَعْضٍ وَنَكْفُرُ بِبَعْضٍ وَيُرِيدُونَ أَن يَتَّخِذُوا بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا أُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا
150. Поистине, те, которые проявляют неверие в Аллаха и в Его посланников и желают делать различие между Аллахом и Его посланниками, и говорят: «Веруем в одних и не веруем в других», и желают держать путь между этими;
151. Те [самые] и есть настоящие неверные. И Мы приготовили для неверных унизительное мучение.
Неверные, описание которых приводится в этих аятах — это христиане и иудеи. Люди в этих двух религиях очень много злословили. Нет нужды напоминать о деталях тех мелких разговоров. Достаточно лишь вспомнить их скверные слова, которые они распространили об Аллахе и пророках.
«Поистине, те, которые проявляют неверие в Аллаха и в Его посланников…».
И в этом плане можно взять в качестве примера не все, а только то, что они хотят внести различения между пророками.
«…и желают делать различие между Аллахом и Его посланниками, и говорят: «Веруем в одних и не веруем в других», и желают держать путь между этими»
Они говорят «Мы веруем в некоторых посланников, но не верим в других». Иудеи утверждают, что они уверовали во всех посланников, не уверовали лишь в Ийсу и Мухаммада алайхимассалам. Христиане же говорят: «Мы веруем во всех пророков, однако не веруем в Мухаммада».
Но ийман — истина неразделимая. Нельзя брать одну его часть и отбрасывать другую. Придерживающиеся такого промежуточного пути считаются неверными. Причем «Те [самые] и есть настоящие неверные».
Конечно же, их поступки не будут оставлены без внимания.
Всевышний Аллах об этом говорит:
«И Мы приготовили для неверных унизительное мучение».