1441 йил 23 джума́да аль-ахира | 2020 йил 18 февраль, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Каков выход для мусульман из фитны? Часть 1

09:30 / 11.11.2019 747 Режим чтения + -

Глядя на громкие события наших дней, которые представляют собой смуту для мусульман, невольно вспоминаешь, как почти полторы тысячи лет назад Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, предостерегая мусульман от смуты, указал также и пути выхода из нее. Чтобы яснее понять суть этого предостережения, мы процитируем хадис и пояснение к нему из книги «Тафсир Хилал» всемирно известного выдающегося ученого и исламского деятеля Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа.

Имам Тирмизи передает от Хариса ал-Аъвара радияллаху анху:

«Я прошел через мечеть. Смотрю, люди погрузились во всякие разговоры. Тогда я зашел к Али радияллаху анху и сказал:

— О амирал муминин! Разве не видите, что люди погрузились в пустые разговоры?

— Неужели они делают так? — спросил он.

— Да, — сказал я.

Он сказал:

— Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Знайте же, воистину, будет фитна!. Я спросил: “Чем же будет выход из нее, о Посланник Аллаха?”. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Книга Аллаха. В ней есть сведения о том, что было до вас, и сообщение о том, что будет после вас, и решение всего, что есть среди вас. Она — различающая и она — не шутка. Если кто оставит ее, страшась какого-либо угнетателя, то Аллах сломает его хребет. Того, кто станет искать хидаю в другом, помимо нее, Аллах введет в заблуждение. Она — прочная вервь Аллаха. Она — мудрое напоминание. Она — сиротул мустакийм. Она — то, посредством чего не оступаются, следуя хаваун нафсу. Она — то, чем не путаются языки. Она — то, чего всегда жаждут и чем не насыщаются ученые. Она — то, что не стареет при многократном повторении и чьи чудеса не кончаются. Она — то, о чем джинны сказали сразу же, как только услышали: «Воистину, мы услышали удивительный Куръан, он наставляет на праведный путь». Тот, кто говорит посредством нее, станет правдивцем. Тот, кто следует ей, получит награду. Тот, кто выносит решение посредством нее, поступает справедливо. Тот, кто призывает посредством нее, наставляется на правильный (прямой) путь”.

Затем он [Али] сказал:

— Возьми их, о Аъвар!».

В этом благородном хадисе со слов почтенного Али радияллаху анху детально описываются достоинства Священного Куръана. Дорогой читатель, давайте по мере наших возможностей рассмотрим это пророческое описание.

Всеми любимый Пророк, путеводитель и заступник (обладатель права шафаъата) Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам предупреждает свою умму о грядущем возникновении смуты в период после его эпохи.

Великий сподвижник, выдающийся ученый почтенный Али поясняет, что погружение людей, сидящих в мечети, в различные никчемные разговоры и есть та смута, от которой предостерегал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Теперь давайте cопоставим описание этого явления с нынешним положением. Разве смута нашего времени не больше в сто миллионов раз, чем фитна, которой опасался почтенный Али радияллаху анху?! Разве не оставлены полностью учения Ислама, Куръана, а люди уже столько веков не погружены всецело не только в различные никчемные разговоры, но даже и во все существующие мирские грехи, запретные действия, не преданы распутству, неверию и раздорам?!

Услышав от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предупреждение о смуте, почтенный Али радияллаху анху сразу же спросил о пути выхода из нее. Если у него возникла потребность в этом пути спасения один раз, то сегодня мы с вами нуждаемся в этом пути в сто миллионов раз чаще.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам, предостерегая мусульман от смуты, указал также и путь выхода из нее. На вопрос почтенного Али радияллаху анху: «Чем же будет выход из нее, о Посланник Аллаха?», Он саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Книга Аллаха».

Нет сомнения в том, что в наши дни мусульмане столкнулись с фитной. Да, сегодня мусульмане претерпевают фитну, с которой еще не сталкивались за всю свою долгую историю. Сегодняшние мусульмане на немыслимое расстояние удалены от веры и убеждения, религии и вероисповедания, Куръана и шариата. Несмотря на то, что число их велико, ни в одной точке земного шара они не справляются с тем, что вверил им Всевышний Аллах. Мусульмане, которые должны предводительствовать, наставляя весь мир на праведный путь, сами впали в жалкое состояние, отстав от всех, и идут на поводу у других. Словом, мусульмане со всех сторон столкнулись с невиданной доселе фитной. Они обязаны освободиться от этой фитны. А выход из нее, как подчеркивается в благородном хадисе любимого Пророка Всевышнего Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, осуществляется только посредством Книги Всевышнего Аллаха. Да, чтобы выйти из этой великой фитны, каждый мусульманин в отдельности и все мусульмане вместе должны вернуться к Священному Куръану — Книге Аллаха азза ва джалла, обязаны крепко держаться за нее. Для этого же необходимо укреплять веру в Священный Куръан, прилежно изучать каждую его букву, а самое главное, нужно полностью, не отклоняясь, следовать Куръану. Лишь тогда можно выйти из фитны, найти путь благоденствия и достигнуть высшей цели. Да, только тогда, когда мусульмане будут полностью и неуклонно следовать Священному Куръану, они смогут достичь своих высших целей и выйти из сегодняшней смуты. Такова рекомендация Пророка мусульман саллаллаху алайхи васаллам. Также Пророк саллаллаху алайхи васаллам подробно описывает и поясняет, почему Священный Куръан является путем выхода из фитны. Об этом он говорит своей умме следующее:

1. «В ней есть сведения о том, что было до вас...».

Да, в Священном Куръане существуют сведения о том, что было до мусульманской уммы, до уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Причем это самая достоверная, самая правильная, самая поучительная информация. Мусульманам необходимо читать и получать сведения о событиях, имевших место до них, изучать их и извлекать поучения из этого. В этих сведениях сообщается о том, что неверных, грешников, многобожников (мушриков), ослушников, лицемеров и непокорных непременно постигнет погибель. Мусульмане должны понимать это как назидательный пример и не приближаться ни к одному из деяний тех, кого постигла гибель.

В этих куръанических строках утверждается, что уверовавшие во Всевышнего Аллаха, в посланных Им пророков, в посланные Им книги и следовавшие установленному Им шариату достигали счастья обоих — этого и конечного — миров. Правоверные мусульмане должны извлекать поучения из этой истины, укреплять свою веру во Всевышнего Аллаха, Его последнего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, последнюю и навечную книгу Господа миров — Куръан, и полностью следовать последнему, совершенному, безукоризненному божественному шариату.

В сведениях Священного Куръана об эпохах, которые были до нас, подчеркивается, что путь веры, путь Ислама — не простой путь, что на этом пути не разостланы ковры и не рассыпаны цветы, но на этом пути следует одолевать страсти нафса, любовь к мирскому, противодействие неверных, многобожников, лицемеров и других врагов религии, а также всякие преграды и трудности.

Мы с вами тоже обязаны извлекать поучения из этих куръанических сведений. Мы также должны быть готовы к каждой трудности, которую можем встретить на пути веры и убеждения, религии и справедливости, внедрения шариата в жизнь.

Дорогой собрат! О необходимости получения назидания из событий прошлого многократно утверждает каждый народ, каждая нация, каждое сообщество. Но эти поучительные рассказы отличаются друг от друга. Самыми правильными и самыми достоверными являются те исторические повествования, из которых должны получать наставления мы с вами, то есть правоверные мусульмане. Истории, которые нам следует рассматривать как пример для себя, рассказал Сам Всевышний Аллах — Владыка прошлого, настоящего и будущего. Если не мы, а другие захотят получить назидание от повестей прошлого, то столкнутся с ложью и неправдой, нововведением и предрассудками, всякими легендами и толками.

Сегодня существуют определенные категории людей, претендующих на обладание божественными книгами, в которых тоже имеются сведения о событиях прошлых эпох. Однако нынешнее состояние тех книг в корне отличается от того, в каком виде они были ниспосланы Всевышним Аллахом, так как они претерпели множество изменений, что не оставило в них первозданной божественной сущности. В частности, именно сведения о событиях прошлого претерпели рукотворные изменения. Поэтому ряд западных ученых, изучавших на научной основе исторические события прошлого и сопоставивших их со сведениями божественных книг, в том числе и с Куръаном, признали достоверность только Куръана и уверовали в него.

Да, уважаемый читатель, в этом мире только мы с вами имеем возможность получить правильную информацию об имевших место в прошлом событиях и полезное назидание от них. Давайте возблагодарим Всевышнего Аллаха за это и будем усердно изучать книгу нашего Господа.

Дорогой собрат! Да будет вам известно, что Священный Куръан содержит в себе не только истории о пророках и их народах, которые жили до нас с вами. Среди этих изложений есть сведения и о том, что Всевышний Аллах создал целую Вселенную из ничего и что Он создал все сущее, создал Адама Своими руками и сделал его Своим наместником на земле, создал из Адама же ему пару. Также повествуется об инциденте, произошедшем между Адамом алайхиссалам и шайтаном алайхи лаъна (да будет проклятье на нем), а также о многих других событиях. Знакомство с деталями тех событий, извлечение поучительных примеров из них и другие полезные результаты будут достигнуты посредством внимательного чтения, осознанного понимания, обсуждения с друзьями этой книги — «Тафсири Хилал».

2. «... сообщение о томчто будет после вас...».

Сведения в Священном Куръане о том, что будет после нас — уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, это сообщения о событиях после наступления Судного дня, когда будут воскрешены все умершие, когда они прибудут на место всеобщего сбора, когда будут подсчитаны все их деяния, совершенные в этом мире, вплоть до последней крупинки, когда будут радоваться уверовавшие и совершавшие благие деяния, когда огорчатся неверные и совершавшие грехи, а также сообщения о весах, мосте, рае и аде, и другие такого рода сведения. Уверование в эти сведения — один из столпов веры, обязательных для каждого мусульманина. Целью повествования об этих событиях в Священном Куръане, превращения уверования в них в один из столпов веры является призыв людей к ийману и Исламу. Человек, который получил сведения о Судном дне и относящихся к нему атрибутах из Слова Всевышнего Аллаха и уверовал в него, начинает жить, готовясь к тому дню. Он неукоснительно следует всему, что Всевышний Аллах приказал правоверным, и отдаляется от всего, от чего отвратил Всевышний Аллах.

Да, мой уважаемый собрат по вере, только мы с вами, мусульмане, знаем, что ждет нас впереди, веруем в это и уже сейчас готовимся к этому. Священный Куръан станет нам помощником в этом деле. Сколько бы мы ни гордились этим, все равно будет мало. Потому что у других такая возможность отсутствует. У них нет Куръана. Они не знают точно, что их ждет впереди. Поэтому они блуждают заплутавшими по различным дорогам заблуждений. А для нас этот вопрос решил Сам Всевышний Аллах. Нам с вами достаточно изучить это божественное решение, и не надо других хлопот. Для этого нам необходимо изучить Слово Господа, прилежно, с ихласом, в рамках обучающих ему занятий.

3. «...решение всего, что есть среди вас…».

Да, в Священном Куръане есть решение всего, что существует среди нас, мусульман. Каждое положение по всем существующим вопросам в Исламе имеет свои инструкции и правила. Мусульманин в каждой сфере своей жизни, в каждом деле, будь оно большим или малым, должен и обязан руководствоваться положениями (ахкам) шариата. Совершенно неприемлемо заявлять о своей принадлежности к Исламу и поступать при этом вопреки его положениям. Это противоречит не только шариату, Куръану и Сунне, но также и здравому смыслу.

Раз всякий правоверный мусульманин должен привести каждое свое деяние в соответствие с положением нашей священной религии, то что прежде всего нужно сделать для достижения этой цели? Несомненно, необходимо изучить эти положения. А это осуществляется посредством обретения религиозных знаний. Следовательно, когда мы с вами изучаем посредством «Тафсири Хилал» Слово Всевышнего Аллаха, мы выполняем именно такое деяние высшего уровня.

4. «Она ― различающая и она — не шутка».

Да, обладатель качества самого правдивого и честного, прозванный Мухаммад ас-Садык, наш правдивый Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам и в этих своих словах является Садыком — Правдивым.

Ибо Сам Господь миров, описывая Благородное Слово в суре «Тарик», молвит:

«Поистине, оно — действительно Слово различающее, и оно — не шутка!» (аяты 13-14).

Различающее свойство Священного Куръана — истинно. Он показал всё-всё, различив по отдельности. В частности, он отличил истинное от ложного, хорошее от плохого, полезное от вредного, халалное от харамного, благое от греховного, верующего от неверного, искреннего от лицемера (то есть мухлиса от мунафика). И чтобы мы узнали эти отличия, не простые, а божественные — куръанические разделения, нам необходимо изучать Священный Куръан тщательным образом, проникновенно и искренне.

Да, Куръан не шутка. В нем нет ни единого бесполезного, бессмысленного, лишенного мудрости слова. Каждое слово в Священном Куръане чрезвычайно серьезно, чрезвычайно полезно, чрезвычайно значимо и чрезвычайно мудро. Изучая Слово Всевышнего Аллаха, мы с вами всегда должны помнить об этих истинах. Только тогда мы сможем оценить по достоинству то, что изучаем.

5. «Если кто оставит ее, страшась какого-либо угнетателя, то Аллах сломает его хребет».

То есть если кто оставит Священный Куръан, боясь быть притесненным и преследуемым кем-то, Всевышний Аллах сломает хребет тому и сделает ни на что не годным, лежащим паралитиком. Это изречение, конечно же, является метафорой. У тех, кто в страхе перед каким-либо гнетом оставляет Куръан, не ломается хребет и их не парализует. Но они лишатся средства, которое в делах мирских и загробных ведет по прямой дороге и придает силы. Давайте не будем говорить о мелочах и рассмотрим пример глобального масштаба, происходящий на наших глазах. Исламская умма, которая, следуя Священному Куръану, предводительствовала во всем мире, в результате постепенного отдаления от учений Куръана потеряла свои позиции. А потом, в страхе перед различными силами, в частности, силами извне, оставила Куръан. Вследствие этого, в качестве подобающего наказания за такое преступление, Всевышний Аллах сломал этой умме хребет. Эта умма многочисленна, ее богатства несметны, она расположена на самых удобных и богатых землях мира, но ее богатства уносят другие. А она ничего не может сделать. Так существует ли средство от такого недуга? Каким образом исламская умма может вновь восстановить свой позвоночный столб? Ответ один — это все излечивается Куръаном. Поэтому, дорогой читатель, нам следует получше изучить Куръан.

6. «Того, кто станет искать хидаю в другом, помимо нее, Аллах введет в заблуждение».

Священный Куръан является божественным наставлением, ведущим рабов Аллаха к счастью в обоих мирах. Всевышний Аллах во многих аятах неоднократно подчеркивает, что Куръан является спасительным наставлением для вселенной. Даже если другие не ведают об этом, мусульмане-то хорошо это знают. И потому знать об этой великой истине, то есть понимать, что Куръан является наставлением Всевышнего Аллаха, и искать спасения в другом совершенно не соответствует здравому смыслу. Однако, к великому сожалению, именно так все и случилось. В силу разных причин и самое прискорбное, в силу постигшего их невежества, мусульмане стали искать спасения не в Куръане, а в других источниках. Они стали внедрять в своих странах, в своей жизни руководства, идеологии, «-измы» всяких народов. В наказание за это великое преступление Всевышний Аллах ввел их в заблуждение. И вот уже прошло немало времени, а подражающие различным «-измам» и чуждым программам, моделям мусульмане не могут ничего достичь. Они не могут приблизиться даже к некоторым достижениям тех, кому подражают.

Итак, как же можно выйти из этого плачевного положения? Каким образом мусульмане могут восстановить свою былую позицию? Как мусульмане могут снова стать предводителями народов земли? Ответ один. Только следуя наставлениям Священного Куръана мусульмане могут выйти из нынешнего плачевного состояния, восстановить свое былое положение и снова стать предводителями народов земли. А для этого, мой дорогой собрат по вере, нам следует со старанием и искренностью изучать Священный Куръан…

7. «Она — прочная вервь Аллаха».

Человеку, чтобы выбраться из буйной реки жизни на спасительный берег целым и невредимым, необходимо ухватиться за какую-либо веревку. Именно таким спасительным канатом — прочной вервью Всевышнего Аллаха и является Священный Куръан. Эта прочная вервь никогда не оборвется, никогда не подведет. Кто за нее ухватится, тот несомненно минует любое буйство и опасность реки жизни и выберется на спасительный берег. Нет сомнений в том, что кроме прочной верви Аллаха ничто другое не сможет вытащить на берег спасения. И если мы хотим выбраться на этот берег целыми и невредимыми, то давайте крепко держаться за прочную вервь Аллаха — Священный Куръан. А для того чтобы крепко держаться за Куръан, давайте изучать его основательно…

8. «Она — мудрое напоминание».

Арабское слово хикма, переведенное нами как «мудрость», означает «расставить все по своим местам», «изложить». А слову зикр соответствуют значения «напоминание», «поминание».

Священный Куръан является «мудрым напоминанием», введенным в действие Всевышним Аллахом. Все напоминания в нем чрезвычайно мудрые. В этом мире все люди нуждаются в мудрости. Они читают и изучают, слушают и запоминают мудрые слова, а также совершают другие действия на этом пути. Они желают, чтобы эти мудрые изречения были напоминанием для них самих и для других, чтобы они указывали им путь в жизненных делах и предостерегали от опасностей.

Как же мы, мусульмане, счастливы! Ведь для упомянутых выше обстоятельств Сам Господь миров ниспослал нам мудрое напоминание. Несомненно, между мудростью Всевышнего Аллаха и мудростью Его рабов существует разница подобно разнице между Ним Самим и Его рабами. Но где же они, жаждущие ознакомиться с мудростью Куръана? Мудрость Куръана — беспримерная мудрость. Мудрость Куръана — божественная мудрость. Священный Куръан целиком наполнен мудрыми напоминаниями. Недаром одним из названий Священного Куръана является Куръанул Хаким, то есть Мудрый Куръан. Еще одно название Священного Куръана — Зикр, то есть Напоминание. А любимый всеми Пророк саллаллаху алайхи васаллам в рассматриваемом нами своем благородном хадисе называет Священный Куръан Мудрым Напоминанием.

Если кто-то желает изучить наилучшие мудрости в мире, брать с них пример и следовать им, то пусть как следует изучит Священный Куръан. Если кто-то желает изучить самое лучшее напоминание в мире, брать с него пример и следовать ему, то пусть изучит Священный Куръан…

9. «Она — сиротул мустакийм».

Да, Священный Куръан — прямая дорога — истинный путь. Это правильный путь Всевышнего Аллаха. Каждый Его раб для достижения любой цели нуждается в прямой дороге. Без правильного пути никто не достигнет цели. Человек, который не идет по прямому пути, а идет по неправильной дороге и сбивается с пути, не достигает намеченного места и встречает погибель. Человек, который не идет по прямому пути, а идет по неровной дороге, споткнется, упадет, разобьет нос, сломает шею и, лишившись возможности достичь намеченного места, заплутает и погибнет. Поэтому каждый человек ищет для себя сиротул мустакийм — прямой путь! Как же мы с вами, мусульмане, счастливы, что наш Господь Сам даровал нам прямой путь. Он приготовил для нашего пользования прямую дорогу, которая приведет к намеченному месту благоденствия в обоих мирах. От нас требуется всего лишь встать и пойти по этому прямому пути, и только. А он уже доведет нас до преследуемых нами целей в виде счастья в обоих мирах. И для того чтобы идти именно по той прямой дороге, которую указывает Куръан, ее необходимо изучить…

10. «Она — то, посредством чего не оступаются, следуя хаваун нафсу».

Да, страсти человеческого естества (нафса), вкусившие связь со Священным Куръаном, никогда не станут сбивать с истинного пути. Потому что Священный Куръан, ниспосланный Создателем, Который сотворил все души с их страстями, является предписанием, что держит их в крепкой узде и не дает оступиться. В числе главных проблем всех рабов Аллаха на земле проблемы, связанные со страстями их нафса. Человека подстрекают к злым действиям именно низменные страсти нафса. Когда страсти нафса раба поддаются указаниям шайтана или самого человека, либо подчиняются указаниям другого человека, то эти страсти нафса непременно заставят его оступиться и поведут своего обладателя к неминуемой гибели. В любой эпохе, во всякой среде обитания, если рабы, будь то в одиночку, будь то в составе группы, применяют предписание, не дающее оступиться нафсу, они найдут спасение. А те, кто не следует божественному предписанию, становятся рабами своих страстей и их постигнет погибель.

Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам и вручил им Священный Куръан, который держит и не дает их душам сбиться с верного пути. Но не оступится ведомый страстями душичеловек, который, хорошо изучив божественное предписание, неуклонно следует ему…

Из книги Тафсир Хилал

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
В суре quotБакараquot сказано 169. Поистине, он mdash шайтан велит вам совершать зло и разврат, и чтобы вы наговаривали на Аллаха то, чего не знаете..Поистине, он mdash шайтан читать полностью

140 09:30 / 03 февраль
..В этом отношении Куръан избрал своеобразный путь и, прежде всего, потребовал от арабов сотворить чтонибудь похожее на Куръан. Всевышний Аллах говорит в Священном читать полностью

780 17:53 / 14.12.2018
17. .Кто следует ей, тот получит награду,.Да, кто последует Священному Куръану, станет внедрять в свою жизнь это благословенное руководство, тот получит награду mdash читать полностью

709 09:30 / 23.10.2019
Если поразмыслить, условия, о соблюдении которых Всевышний Аллах взял обещание с сынов Исраила, являются теми самыми деяниями, к которым побуждает и религия Ислам. читать полностью

259 09:30 / 04 январь
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью