Ниспослана в Мекке. Состоит из 42 аятов.
Арабское слово абаса означает «нахмурился», «сморщил лицо». Поскольку сура начинается с этого слова, оно и стало ее названием.
Сура «Абаса» относится к мекканским сурам и в ней рассматриваются вопросы вероубеждения и пророчества. Также в ней посредством аргументов, касающихся сотворения человека, растительности и пищи, доказывается существование и единственность Всевышнего Аллаха. Помимо того, в суре «Абаса» также повествуется о Судном дне и его ужасах.
В начале благородной суры приводится история о слепом сподвижнике Абдуллахе ибн Умму Мактуме радияллаху анху. Рассказывается, как, не видя, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам занят разговором со знатными курайшитами, он перебил его, громко сказав, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам научил и его учениям Аллаха, а Пророк саллаллаху алайхи васаллам раздраженно сморщил лицо и отвернулся от него, вследствие чего Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам снизошел божественный укор.
Затем речь ведется о неблагодарности и нечестивости человека вопреки тому, что от Всевышнего Аллаха поступают бесчисленные, несметные блага.
Далее внимание человека привлекается к его пище, к тому, что доказывает существование и единственность Всевышнего Аллаха. Затем звучит призыв принять это в назидание, тем самым стать благодарными и уверовать.
В конце суры описывается картина Судного дня, весь хаос и ужас наступившего Последнего дня, когда человек бежит, бросив своих самых близких людей, излагается, каково будет положение верующих и каким будет участь неверных.
В самом начале распространения Ислама численность мусульман росла медленно. Пророк старался обратить в истинную веру как можно больше людей. Он полагал, что было бы лучше, если в Ислам вступят также и авторитетные, состоятельные жители Мекки. С таким намерением Мухаммад алайхиссалам принялся призывать знатных курайшитов в Ислам. Однажды, когда он саллаллаху алайхи васаллам вел беседу с некоторыми из видных представителей племени Курайш, призывая их принять религию, к нему подошел один из сподвижников, слепец Абдуллах ибн Умму Мактум, и громко воскликнул: «О Посланник Аллаха, научите и меня тому, чему научил вас Аллах!» Он повторил это несколько раз своим громким, зычным голосом, чем вызвал недовольство Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам: он сморщил лицо и отвернулся от него. И тогда Всевышний Аллах, воззвав к Своему Посланнику, ниспослал начальные аяты настоящей суры. И это тоже является ярким доказательством того, что Куръан есть истинная книга божественного происхождения. Какой же руководитель общества желал бы, чтобы упрек в его адрес утвердился в книге, которая будет читаться веками? После этого случая Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда был учтив и ласков к Абдуллаху ибн Умму Мактуму.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
عَبَسَ وَتَوَلَّىٰ
1. Нахмурился и отвернулся,
То есть Мухаммад, саллаллаху алайхи васаллам, нахмурившись, сморщил свое лицо и отвернулся.
أَنْ جَاءَهُ الْأَعْمَىٰ
2. Оттого, что пришел к нему слепой.
Потому что когда Абдуллах ибн Умму Мактум подошел со словами «О Посланник Аллаха, научи меня тому, чему научил тебя Аллах», Пророк саллаллаху алайхи васаллам был занят разговором.
О Пророк,
وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّهُ يَزَّكَّىٰ
3. А что дало тебе знать, быть может, он очистится!
Этот аят являет собой восклицание, обращенное к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, в котором Всевышний Аллах говорит: «Откуда тебе знать, быть может, этот самый незрячий Абдуллах ибн Умму Мактум очистится от грехов благодаря услышанному от тебя Куръану и другим поучениям. Но ты обратил свой взор к богачам и отвернулся от него».
أَوْ يَذَّكَّرُ فَتَنْفَعَهُ الذِّكْرَىٰ
4. Или получит наставление, и принесет ему пользу увещевание!
Очищение от грехов даст и другую пользу. Например, этот пришедший к тебе слепец получит наставление, твои слова назидания принесут ему пользу. Ты же нахмурился, отвернулся от него.
أَمَّا مَنِ اسْتَغْنَىٰ
5. А тот, кто счел себя ненуждающимся…
Что же касается богача-курайшита, который, возгордившись из-за своего состояния, не хочет ничего слушать...
فَأَنْتَ لَهُ تَصَدَّىٰ
6. Так ты к нему устремляешься.
…но ты усердно пытаешься донести свои слова до него, стараешься по возможности больше говорить с ним.
وَمَا عَلَيْكَ أَلَّا يَزَّكَّىٰ
7. И ведь ничто [не лежит] на тебе, если он не очистится.
Если тот знатный богач, высокомерный мушрик-многобожник не очистится от грехов, от ширка (придания Аллаху сотоварищей), от скверностей неповиновения, то тебя никто не упрекнет за это. Так зачем же ты устремляешься к нему? Ты стараешься больше призвать к вере именно таких личностей…
وَأَمَّا مَنْ جَاءَكَ يَسْعَىٰ
وَهُوَ يَخْشَىٰ
فَأَنْتَ عَنْهُ تَلَهَّىٰ
8. А тот, кто пришел к тебе со тщанием,
9. И боясь [Аллаха],
10. Так ты от него отвлекаешься.
Ты гневаешься на то, что он обратился к тебе, хмуришься и отворачиваешься от него.
كَلَّا إِنَّهَا تَذْكِرَةٌ
11. Нет же! Поистине, они [аяты Куръана] — напоминание.
Нет!!! Так быть не должно! Уделяя особое внимание богатым и авторитетным знатным людям, не следует быть занятым для бедных и немощных, не следует отворачиваться от них!
Действительно, аяты Куръана являются напоминанием для всего человечества. Притом это не простое, а божественное напоминание, ведущее к благам двух миров. Аяты Куръана представляют собой руководство для каждого человека в каждом его деле. В своей жизни человек всегда нуждается в руководстве, предписаниях. Именно поэтому Аллах, сотворивший человека, Тот, Кто сотворил его из ничего, Тот, Кто хорошо знает о его потребностях, Кто дал ему также различные органы для обретения знаний, в частности одарил его полноценным разумом, через Своего Посланника саллаллаху алайхи васаллам дал ему постоянное руководство — аяты Куръана. Кто станет применять их в своей жизни, руководствоваться Куръаном, тот тем самым будет помнить своего Господа.
О том, какие люди помнят об Аллахе, речь пойдет ниже.
فَمَنْ شَاءَ ذَكَرَهُ
12. Кто же пожелает, вспомнит его [Куръан].
Да, вспомнит Куръан тот, кто пожелает. Кто станет прилагать усилия, желая этого, тот извлечет для себя пользу. Кто не желает, не вспомнит. Поэтому не следует постоянно предлагать аяты Куръана знатным курайшитам, проявляя к ним особое отношение, когда сами они не хотят того. Вместо этого Куръану надо обучать таких, как Абдуллах ибн Умму Мактум, кто горит желанием постичь его, пусть даже они являются бедными и малоимущими.
После ниспослания этих благородных аятов Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никогда не хмурился никому в ответ. Кто бы ни обращался к нему, он алайхиссалам встречал его приветливо и терпеливо объяснял учение Ислама. А когда к нему приходил Абдуллах ибн Умму Мактум радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам встречал его словами: «Добро пожаловать, о тот, по поводу которого меня упрекнул мой Господь», и расстилал перед ним свою накидку. Все эти детали в первую очередь являются ярким подтверждением того, что Священный Куръан — истинно божественная книга. Ибо только Аллах мог укорить подобным образом Своего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. К тому же действия и поступки Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам есть явный пример воплощения Куръана в жизнь. И каждый мусульманин именно так и должен следовать в своей жизни каждому аяту Куръана.
فِي صُحُفٍ مُكَرَّمَةٍ
13. [Он — Куръан] — в страницах почтенных,
То есть аяты Священного Куръана находятся у Всевышнего Аллаха на почтенных страницах.
مَرْفُوعَةٍ مُطَهَّرَةٍ
14. Возвышенных, очищенных.
Страницы-свитки, в которых хранятся эти аяты Священного Куръана, возвышенны и чисты.
Ибо аяты Куръана чрезвычайно высокочтимы и уважаемы. И дозволенность научить им любого, независимо от статуса — знатного или бедного, — никак не принижает их достоинства и не снижает их значимости. Напротив, эта дозволенность исходит от того, что аяты Куръана расположены в почитаемых и священных страницах Лавхул махфуза Всевышнего Аллаха. Исходит от того, что все рабы перед Аллахом равны. Это исходит от того, что перед Всевышним Аллахом значимость рабов определяется не количеством их материальных богатств, не по их чину и знатности, а по их вере и вероисповеданию, по их желанию обучиться аятам Куръана.
Наряду с этим миссия пересказывать, передавать аяты Куръана из этих самых высокочтимых и пречистых страниц-свитков также достойна своего рода высшего статуса.
Страницы Куръана, в отличие от прочих страниц, не пересказываются кем попало. Они находятся:
بِأَيْدِي سَفَرَةٍ
كِرَامٍ بَرَرَةٍ
15. В руках посланцев,
16. Почитаемых, благочестивейших.
Да, аяты Священного Куръана находятся в руках ангелов-посланников, которые обладают весьма почитаемыми качествами и сами благочестивы. Во-первых, они — ангелы, создания, которые беспрекословно выполняют все повеления Аллаха. Все полученные приказы они выполняют безоговорочно, безупречно, в совершенстве. Именно поэтому можно не сомневаться в доведении ими аятов Священного Куръана в первозданной сохранности.
Во-вторых, они не просто ангелы, а ангелы-посланники. Их посланнические качества обеспечивают еще большую точность, еще большую бережность в деле обеспечения сохранности вверенного им и доведения аятов Священного Куръана до людей.
В-третьих, перед Всевышним Аллахом эти ангелы считаются особо «почитаемыми». Аллах неспроста сделал их почетными среди множества других ангелов. Такое божественное почитание усматривает соблюдение ими особой точности, осмотрительности и аманата (верности вверенному) в обеспечении сохранности и точности пересказа аятов Священного Куръана.
В-четвертых, ангелы, которым в руки Всевышним Аллахом переданы аяты Куръана, считаются «благочестивейшими». Несомненно, все ангелы являются лучшими из благочестивых рабов Всевышнего Аллаха. Тем не менее заслуживает особого внимания, что уполномоченные по аятам Куръана ангелы являются «благочестивейшими» среди благочестивейших рабов.
Таким образом, благодаря Куръану, благодаря службе, связанной с аятами Куръана, значимость, авторитет и положение удостоенных такой службы ангелов возросло еще больше.
Именно так было и в отношении людей. Посредством Священного Куръана Всевышний Аллах возвысил честь и славу тех Своих земных рабов, кого избрал Он Сам. Прежде всего, Он избрал лучшего среди всего человечества Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам для принятия аятов Куръана из высшего — небесного их статуса, от Рухул Амина (Верный Дух) — Джабраила алайхиссалам. После него же такая община сахабиев, которая приняла от Пророка саллаллаху алайхи васаллам божественное Слово, руководство, указывающее человечеству пути счастья до скончания веков, является самым лучшим, самым богобоязненным, самым праведным, самым надежным и внушающим доверие поколением. Также и самые лучшие люди из последующих поколений до сих пор удостаиваются счастья выучивать наизусть Куръан, сохранять-оберегать его, быть на службе у него. И достижение такой степени дается не в зависимости от наличия у человека имущества, должности, знатного происхождения, а в зависимости от его веры и вероубеждений, искренности его помыслов, его желания и склонности служить Куръану. Словом, с Куръаном возвысится значимость и авторитет искренне относящихся к этому делу лиц из числа верующих-мусульман. Но никак не увеличится слава Куръана тем, что его читают и изучают богатые люди или должностные лица. По этой причине Всевышний Аллах упрекнул Пророка саллаллаху алайхи васаллам за то, что он оказал внимание вельможам курайшитов, отвернувшись от слепца Абдуллаха ибн Умму Мактума.
После описания положения Священного Куръана и находящихся на его службе ангелов Всевышний Аллах переходит к изложению участи человека, не признающего Его блага.
قُتِلَ الْإِنْسَانُ مَا أَكْفَرَهُ
17. Да проклянется человек — каким же он стал неверным!
Здесь звучит проклятие Всевышнего Аллаха — «да проклянется» (будет проклят), то есть пожелание об отдалении от Его милосердия в адрес неблагодарного человека, чье неверие стало сквернейшим деянием. Всевышний Аллах, проявляя Свое милосердие, в качестве маяка наставления ниспосылает Священный Куръан, чтобы показать человеку путь истины. А тот, чтоб ему сгинуть, вместо того чтобы уверовать в него и достичь счастья обоих миров, проявляет неверие и несет всякую чушь о божественном руководстве — Куръане. Проявление человеком неверия в Куръан не что иное, как неверие в Аллаха и Его Посланника. Это самое худшее из всех зол! Человеку следовало бы взглянуть на себя и осмыслить, из чего подлинно состоит он сам, его суть, прежде чем проявлять куфр — отрицать своего Творца, посланного Аллахом Пророка, ниспосланный Аллахом Куръан.
مِنْ أَيِّ شَيْءٍ خَلَقَهُ
18. Из чего сотворил [Он] его?
То есть из чего Всевышний Аллах сотворил людей, в том числе и того же неверного?!
Здесь отсутствует слово «Аллах», поскольку и без этого ясна истина о том, что не может быть другого творца, кроме Аллаха. Потому что никто, даже тот же самый неверный, не может и в мыслях допустить, что кто-то другой, кроме Аллаха, может быть творцом. Ведь не идолы же и истуканы сотворили его — неверного. Также и сам он не сотворил себя, и подобное ему самому создание не могло бы сотворить его. Ибо, будучи созданием, нельзя быть одновременно создателем.
Именно поэтому здесь представляет важность вопрос не о том, кто является создателем (творцом), а только о том, из чего единственный создатель — Аллах — создал этого неверного. И этот вопрос задается не с целью выяснить неизвестное, а чтобы напомнить общеизвестное. Притом это делается, чтобы подчеркнуть, насколько это общеизвестное, из которого сотворен неверный человек, является жалким, ничтожным и низким.
مِنْ نُطْفَةٍ خَلَقَهُ فَقَدَّرَهُ
19. Из нутфы сотворил его и соразмерил его!
Всевышний Аллах сотворил человека из нутфы и все его органы и части тела сделал соразмерными.
Да, спесивого неверного, кто предался отрицанию своего Творца, кто называет лжецом посланного Аллахом Пророка и не признает ниспосланного Им Куръана, Всевышний Аллах сотворил из нутфы (спермы) — омерзительной жидкости, вытекающей из полового органа. Эта жидкость отвратительна настолько, что всякий человек избегает ее, и попади она на чье-либо тело или одежду, брезгуя ею, он скорее хочет очиститься, смыв ее с себя. И человек, созданный из такой жидкости, теперь, не веруя в сотворившего его Творца, стал высокомерным?
Имам Хасан ал-Басри выказывал удивление, говоря: «Как может так зазнаться человек, вышедший, пройдя два раза мочевые пути!?» То есть как осмеливается высокомерничать человек, который выходил первый раз из мочевыводящего канала отца, а второй раз из мочевыводящего органа матери.
«…сотворил его и соразмерил его».
Сотворивший человека Всевышний поместил его во чрево матери и сделал все его органы до тончайших деталей соразмерными. Всем хорошо известно, что в человеке все гармонично и соразмерно, как и во всех других сотворенных Всевышним Аллахом существах. Внешние и внутренние органы человека расположены симметрично и соразмерны друг с другом. Один не имеет излишка в длине относительно другого или один не толще с избытком, чем второй. Точно так же кровеносные сосуды, кишки, сухожилия, клетки и многое другое в организме человека имеют определенные размеры. Это особенно хорошо известно специалистам. В данном аяте речь идет о соразмерности зародыша в утробе матери. Ну а что вы скажете о том, что человек бывает соразмерным даже тогда, когда пребывает в форме семени? Разве не чудо, что соразмерность соблюдается даже тогда, когда яйцеклетка оплодотворяется в результате соединения с семенем? Разве не чудо, что даже на этом, казалось бы, простом, невидимом этапе Аллах предопределил соразмерность всех параметров будущего совершенства — человека? Разве человеку не подобает помнить о том, из какой презренной жидкости он был сотворен? Ведь если бы Аллах не заложил в эту презренную каплю соразмерность, то она, возможно, растеклась бы, как растекаются другие жидкости, и не было бы оплодотворения. Разве человеку не подобает задуматься над этим?
ثُمَّ السَّبِيلَ يَسَّرَهُ
20. Потом путь выхода облегчил ему.
Всевышний Аллах облегчил ему выход из чрева матери. Кто же еще, помимо Аллаха, может облегчить выход младенца, развивавшегося в чреве матери до совершенного человеческого облика на протяжении девяти месяцев? Кто же еще может облегчить этот путь, если не Аллах? Ныне возгордившийся спесивый богохульник, отрицающий своего Создателя, вряд ли смог бы сам найти выход из чрева матери на белый свет. Также и его мать ничем не подсобила бы ему, если бы Аллах не помог ей разрешиться, поскольку она не чувствовала ничего, кроме боли родовых схваток. Каждый, кто хоть малость способен думать, поймет, что никто, кроме Всевышнего Аллаха, не облегчит ребенку весом в три-четыре килограмма и соответствующего тому объема выход из нутра матери.
Процесс рождения человека — великое чудо. Только для нас, несведущих рабов, в силу того, что это чудо случается постоянно, рождение человека представляется обычным делом. В сущности, благополучный выход ребенка определенных размеров из чрева матери, причем через столь узкий проход, без милости Аллаха невозможен. Чтобы напомнить эту истину тем, кто забыл, Всевышний Аллах иногда путь ребенка из чрева матери на свет делает тяжелым. В таких ситуациях случается, что и мать, и ребенок уходят из жизни, а порой подобная ситуация становится причиной гибели кого-то одного. Со временем достижения медицины позволили извлекать ребенка из чрева матери оперативным путем. Но и эта практика — своего рода назидание для нас. На самом деле это — напоминание: если Аллах не облегчит путь прохождения ребенка из чрева матери на белый свет, то каждый раз придется вспарывать материнский живот, чтобы вытащить оттуда дитя. Это назидание, в свою очередь, должно подвигать нас к тому, чтобы мы всегда помнили об Аллахе и возносили Ему благодарение. Но нечестивый безбожник не ценит этот великий дар — возможность благополучного явления человека на свет божий. Богохульствует, проявляет неверие в отношение благ Аллаха — не благодарит Его за этот дар, не признает Его Посланника алайхиссалам, не верует в ниспосланный Им Куръан. И неведомо ему, что его нынешнее благополучие не вечно. Пройдет время, он обессилеет. И тогда свершится то, что уготовано ему Аллахом.
ثُمَّ أَمَاتَهُ فَأَقْبَرَهُ
21. Потом умертвил его и поместил его в могилу.
Да, кем бы ни был на этом свете человек, Всевышний Аллах умертвит его и поместит в могилу. И кто же в этом мире остался бессмертным? Смерть — истинна. Перед ней преклонится даже самый злостный неверный. Истинно и то, что смерть — от Всевышнего Аллаха. С древних времен весь мир ищет средство против смерти и стремится сберечь от нее жизнь хотя бы одного смертного человека, но не может. Всевышний Аллах умертвляет любого, в любую минуту, в любом месте и водворяет в могилу.
Но если смерть истинна, а вхождение в могилу неминуемо, то стоит ли жизнь в этом бренном мире проводить в неверии и невежестве? Если смерть — предстоящая истина, а могила — неминуемый исход, так зачем же человеку отрицать Всевышнего Аллаха, Который умертвит его и поместит в могилу?! Так зачем же объявлять лжецом посланного Всевышним Аллахом Пророка саллаллаху алайхи васаллам? Зачем отрицать ниспосланную Всевышним Аллахом Книгу?! Ведь когда Всевышний Аллах умертвит человека и поместит в могилу, дело на этом не закончится. Вслед за этим начнутся и другие дела…
ثُمَّ إِذَا شَاءَ أَنْشَرَهُ
22. Потом, когда пожелал, воскресил его.
Да, Всевышний Аллах, умертвив человека и поместив его в могилу, не оставит его в таком состоянии. Когда захочет, тогда Аллах воскресит его. А воскрешение произойдет, чтобы осуществить расчет всех его мирских деяний и воздать ему соответственно деяниям — наказать или наградить. Поэтому в этом мире человек должен уверовать во Всевышнего Аллаха и повиноваться Ему, уверовать в Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и последовать за ним, уверовать в Куръан и соблюдать его предписания. Но человек ведет себя иначе. Человеку не следовало так неподобающе вести себя!
كَلَّا لَمَّا يَقْضِ مَا أَمَرَهُ
23. Нет же! Не выполнил того, что [Он] повелел ему.
Да, неверный не выполнил веления Аллаха: Всевышний Аллах велел ему уверовать в Себя и повиноваться, поклоняться Ему, но человек не подчинился Его воле и проявил неверие. Аллах повелевал уверовать в Своего Посланника саллаллаху алайхи васаллам и во всем следовать ему, но неверный проигнорировал и это повеление. Он не уверовал в Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам: не последовал за ним, но последовал за другими. Всевышний Аллах велел человеку в деяниях следовать Куръану, но неверный проигнорировал божественную Книгу и стал блюсти искаженные, порочные учения.
В предыдущих аятах Священный Куръан дает описание происхождения человека и повествует о конечном исходе. Теперь же Всевышний Аллах напоминает о некоторых дарованных человеку благах, — быть может, он станет проявлять благодарность.
فَلْيَنْظُرِ الْإِنْسَانُ إِلَىٰ طَعَامِهِ
24. Пусть же глянет человек на свою пищу.
Да, пусть человек посмотрит взглядом назидания хотя бы на свою пищу! Если он не способен увидеть бесчисленные великие чудеса на земле, если на это у него не хватает ума, то пусть хотя бы взглянет на свою еду, в которой он нуждается по нескольку раз в день и без которой он не может существовать! И пусть посмотрит взглядом в назидание себе. Ибо один из критериев, отличающих человека от других существ, и есть этот самый назидательный взгляд.
Нет проку, когда человек смотрит на свою пищу и не извлекает для себя назидания. Нет пользы, когда человек смотрит на свою пищу глазами голодного или алчущего получить удовольствие. Он должен смотреть на пищу как на дар Аллаха, посланный ему в назидание.
Он должен смотреть и задаваться вопросами: «Что есть на самом деле пища? Кто ее сотворил? Как она появилась? Почему, вкусив ее, я насыщаюсь и получаю удовольствие, а если какое-то время не ем, то ослабеваю? Кто вложил в нее питательную силу, разнообразный вкус и аромат? Какой путь прошла эта пища, называемая «блюдом», до того как оказалась на моем столе?» Можно задавать множество подобных вопросов. И одним из ответов на эти вопросы являются слова нижеследующего аята:
أَنَّا صَبَبْنَا الْمَاءَ صَبًّا
25. Поистине, Мы пролили воду ливнем.
Нет жизни без воды. В частности, основу пищи человека также составляет вода. Помимо самой воды, употребляемой человеком, не бывает без воды и ни один из употребляемых им в пищу продуктов. Вода содержится в составе любого продукта, неважно, растительного он или животного происхождения. Когда человек смотрит на свою пищу назидательным взглядом, он в первую очередь должен вспомнить об этой истине. Кто постоянно обеспечивает повсюду наличие воды — самого важного для человека вещества? Кто сотворил воду? Сотворил из ничего? Кто творит такое чудо, как круговорот воды в природе, — когда вода, испаряясь, превращается в облако, а затем вновь проливается на землю в виде осадков? Если бы не было воды, не было бы ни самого человека и ни пищи для него. Сам человек не может сотворить воду из ничего. И никакому другому существу не под силу сотворить подобное. Лишь Единый Аллах способен даровать такое чудо. Раз это так, то почему же неблагодарный человек не уверует в сотворившего его самого и его пищу Всевышнего Аллаха, не повинуется Его повелениям?! Почему же он не уверует в Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и не последует ему? Почему же не уверует в книгу Всевышнего Аллаха — Куръан и не соблюдает его предписания?!
Всевышний Аллах, обильно даруя воду, не оставил все как есть. Он осуществил и другие дела.
ثُمَّ شَقَقْنَا الْأَرْضَ شَقًّا
26. Потом Мы рассекли землю рассечением.
После дождя, пробивая землю, появляются всходы. Все это происходит благодаря силе и мощи Всевышнего Аллаха, и это все — в дар человеку от его Создателя.
На первый взгляд, всходы пробиваются сквозь землю из-за того, что идут дожди, или благодаря орошению земли водой. Но Аллах говорит:
«Мы рассекли землю рассечением».
Да, если Сам Всевышний Аллах не рассечет землю, то никто и ничто не сможет сделать этого.
Давайте сами честно поразмыслим. В земле уже есть семена. Если полить их, они произрастут. Земледелец больше ничего не может сделать, кроме как посеять в землю семена и полить их водой. Он способен лишь просить Аллаха о помощи, и только. Если Аллах не пожелает, то сколько бы человек ни сеял, сколько бы он ни поливал водой, все будет тщетным: земля не рассечется, семена не прорастут, всходы не пробьются. Земледельцам, посеявшим семена и понесшим убытки оттого что они не взошли, хорошо известно об этом.
Значит, наряду с водой, вторым важным фактором, который Всевышний Аллах сделал причиной в обеспечении человека пищей, является земля. При отсутствии земли не было бы возможным производить только на одной воде все пригодные для пищи вещества. Так а кто же сотворил землю? Кто дал почве свойства плодородия, помогающие взрастить растения? Смог бы человек сам сделать это? Есть ли кто другой, способный на это? Нет! Нет никого, кроме Всевышнего Аллаха!
Тем не менее наличия воды и почвы недостаточно. Вода, почва и другие факторы сами по себе не могут быть действенной силой для какого-либо процесса без воли Всевышнего Аллаха. Именно поэтому, имея в виду весь растительный мир на Земле, Всевышний Аллах упоминает в нижеследующих аятах отдельные виды растений, говоря: «Мы взрастили».
فَأَنْبَتْنَا فِيهَا حَبًّا
وَعِنَبًا وَقَضْبًا
وَزَيْتُونًا وَنَخْلًا
وَحَدَائِقَ غُلْبًا
وَفَاكِهَةً وَأَبًّا
27. И взрастили Мы на ней злаки.
28. И виноград, и травы.
29. И маслины, и финики.
30. И сады густые.
31. И фрукты, и растения.
Действительно, пшеница ли это, или виноград, или трава, или маслины, либо финики, густые сады или фрукты, и все многообразие растений вообще — все взращено Всевышним Аллахом. И сделал Он их все дающими пропитание человеку. Никто другой, никакая сила, кроме Него, не может осуществить даже малую часть из этих дел.
О том, для чего взрастил Аллах все, что перечислено выше, говорится в следующем аяте:
مَتَاعًا لَكُمْ وَلِأَنْعَامِكُمْ
32. В удовольствие-впрок вам и вашему скоту.
Действительно, от названных и не названных здесь всех пригодных для пищи растений получает пользу сам человек или его живность. К тому же человек получает пользу не только от растений, но и от своего скота, птиц и другой живности — он и их употребляет в пищу и использует на другие нужды.
Все это Всевышний Аллах даровал человеку в качестве благ. За это человек должен возблагодарить своего Господа. Каким образом? Благодарение выражается в уверовании в Аллаха, поклонении Ему, следовании Его повелениям и в отказе от того, от чего Он отвратил.
В изложенных выше аятах было упомянуто о начале и конце человека, а также о некоторых из данных ему благ.
Теперь же, для того чтобы беспечный человек не прожил свою жизнь с мыслью: «Жизнь человека состоит из рождения, взросления и зрелости, а затем еще и из пользования мирскими вещами», Всевышний Аллах напоминает о спросе по поводу дарованных благ и расчете за содеянные человеком деяния, и далее ведет речь о Судном дне.
فَإِذَا جَاءَتِ الصَّاخَّةُ
33. Когда же придет Оглушающий,
Значение, переведенное нами как «Оглушающий», в Куръане выражено словом Ас-Сооххо. Ас-Сооххо является одним из названий Судного дня и имеет смысл «Оглушающий глас». Судный день назван «Оглушающим» еще и потому, что именно после оглушительного гласа начнется светопреставление. В данном аяте ужас Грядущего дня передается именно этим словом, дабы осветить еще одну грань относящихся к этому Дню страшных событий.
В следующих аятах дается картина того, что будет происходить с наступлением Последнего дня, возвещенного оглушительным гласом.
يَوْمَ يَفِرُّ الْمَرْءُ مِنْ أَخِيهِ
وَأُمِّهِ وَأَبِيهِ
وَصَاحِبَتِهِ وَبَنِيهِ
34. В тот день сбежит человек от своего брата.
35. И от своей матери, и от своего отца,
36. И от своей жены, и от своих детей.
Речь идет о том, что в страшный день Суда каждый будет занят только собой. Люди позабудут обо всем, и их не будет интересовать даже состояние братьев, родителей, жен и детей.
В этом мире, когда кого-нибудь в семье постигнет горе, человек спешит на помощь к близким — родителям, братьям, сестрам, женам и детям. Ибо оказание помощи в горе этой категории родственников считается долгом в людском сообществе, а уклонение от этого долга расценивается как бесчестье. Тем не менее в тяжбах Судного дня человек бежит, бросая даже самых близких ему людей. Потому что:
لِكُلِّ امْرِئٍ مِنْهُمْ يَوْمَئِذٍ شَأْنٌ يُغْنِيهِ
37. У каждого из них в тот день забота, что займет их.
О да, всеохватывающий ужас того Дня настолько велик, что каждый, кем бы он ни являлся, станет думать только о себе. Человек не вспомнит ни про братьев, ни про родителей, ни про детей и супруг. Каждый будет печься только о себе, и люди станут избегать друг друга.
Стало быть, чтобы не оказаться в этот День в постыдном положении, нужно достойно готовиться к нему уже сейчас. Потому что этот бренный мир, в котором мы живем, является лишь посевным полем для ахирата — конечной жизни. Каждый будет пожинать плоды того, что посеял. Прожившие в этой жизни с верой и правильными убеждениями, совершавшие ибадаты и праведные деяния обретут в мире ином счастье и благополучие. А те, кто в этом мире прожил свои дни в неверии и нечестивости, окажутся в трудном положении.
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ مُسْفِرَةٌ
ضَاحِكَةٌ مُسْتَبْشِرَةٌ
38. Лица в тот день сияющие,
39. Смеющиеся, радостные.
Конечно, это лица обитателей рая. Несмотря на ужасы Судного дня, когда каждый будет печься только о себе, лица богобоязненных правоверных мусульман будут озарены светом. Ибо они возрадуются тому известию, что за то, что уверовали, за свои убеждения, прожитую праведной жизнь, за поклонения и добрые деяния им обещан в награду рай и райские дары.
Ну, а какое же состояние ждет обитателей ада? Ответ в следующих аятах.
وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ عَلَيْهَا غَبَرَةٌ
تَرْهَقُهَا قَتَرَةٌ
أُولَٰئِكَ هُمُ الْكَفَرَةُ الْفَجَرَةُ
40. И лица в тот день — на них пыль,
41. Покрывает их мрак.
42. Они самые и есть неверные и распутники.
В то время как лица обитателей рая сияют и наполнены радостью от полученной ими благой вести, другая группа людей будет пребывать в ином, противоположном виде. Их лица будут покрыты пылью, и поверх пыли их накроет еще и мрак. То есть их постигнет горе поверх горя, уныние поверх уныния, так как в этот день Суда, который наводит на всех неописуемый страх своими ужасами, до них доведут «благую» весть об ожидающем их аде и уготовленных в нем мучениях для них.
«Они самые и есть неверные и распутники».
Как говорил имам ас-Сави, они будут пребывать в смущении и растерянности оттого, что их лица поверх пыли покроются еще и чернотой за то, что помимо проявления неверия они провели жизнь в распутстве.
Описание состояния праведников и неверных в этих аятах должно подействовать на людей. Это описание должно пробудить в сердцах верующих чувство умиротворенности, радости, а в сердцах неверных — чувство страха перед Судным днем. Быть может, это отвратит их от греховных деяний и они пойдут праведным путем.