Сура «Тийн»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.
Название этой суры также взято от первого ее слова. Аллах начинает эту суру с клятвы тийном — смоквой, плодом смоковницы, почему она и получила такое название.
В предыдущей суре Всевышний Аллах говорил о совершенном человеке — Пророке Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам. Он является наисовершеннейшим среди сотворенных Всевышним Аллахом созданий. В данной же суре речь идет о людях как о виде, об их исходе, о том, что уготовано Аллахом тем из них, кто уверовал.
Сура «Тийн» начинается с клятвы смоковницей, маслиной, горой Синай и Городом мира и безопасности — Священной Меккой, утверждением о сотворении человека в прекраснейшем облике.
Завершается сура напоминанием о справедливости Аллаха, рассказом об уготованном вознаграждении для уверовавшего и совершавшего благие деяния, а также о наказании для неверных и грешников.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ
1. Клянусь смоквою и маслиной!
Аллах клянется этими плодами, потому что польза от них для людей велика.
Согласно второму истолкованию данного аята, Аллах клянется землей, где смоковница и маслина растут больше всего — Байтул Макдисом (досл. «священный дом», священная мечеть в Иерусалиме). Ибо в следующих аятах приводятся клятвы Аллаха горою Синай и Священной Меккой, где пророкам были ниспосланы вахий. Таким образом, клятва дается не столько смоквой и маслиной, сколько краем, где они растут и встречаются чаще всего — Байтул Макдисом. Ибо это то место, где пророкам снизошли вахий.
وَطُورِ سِينِينَ
2. И горой Синай!
Гора Синай — место, где пророк Муса общался с Аллахом. Гора расположена на Синайском полуострове. Слово синай переводится как «благодатный», «досточтимый». Следовательно, это место тоже удостоено внимания Аллаха, поэтому Он клянется им.
وَهَٰذَا الْبَلَدِ الْأَمِينِ
3. И этим городом безопасным [Меккой]!
Все мы прекрасно знаем, насколько велико значение Священной Мекки перед Аллахом. Нет места священнее ее. В Мекке издревле запрещено бить кого-то, ругать, нельзя наносить вреда животным, птицам, насекомым и даже растениям.
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ
4. Несомненно, Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.
Всем известно, что Аллах создал человека совершенным — и его тело, и его дух, и его ум Он сотворил в самом наилучшем виде.
ثُمَّ رَدَدْنَاهُ أَسْفَلَ سَافِلِينَ
5. Потом Мы вернули его в нижайшее из низких!
Человек из-за своих скверных деяний, неверных действий может повергнуться в асфала сафилин — стать нижайшим из низких — недостойным человеком.
Всевышний сотворил ангелов умными, без порочных страстей, без животных желаний, то есть они не испытывают никаких потребностей — ни в еде, ни в плотских утехах. Поэтому они безгрешны и всегда пребывают в ибадате.
Животных Аллах сотворил неразумными, с плотскими и половыми потребностями. У них есть телесная страсть к еде и половому соитию, а разумом — не обладают. Именно поэтому они не ответственны за свои поступки.
Но человек — самое сложное существо среди творений Аллаха. В нем есть и ум, и страсть. И если человек преодолеет в себе страсти и будет поклоняться Творцу, то добьется положения более высокого, чем у ангелов. Но если его низменные желания, вожделения станут преобладать над его разумом и он станет поддаваться животным страстям, то падет ниже животного, в состояние «нижайшего из низких». Вот тогда он и увидит асфала сафилин — нижайший из низких уровней ада. Ибо второе значение «асфала сафилин» — это «нижайший уровень ада», где человек пребывает в состоянии нижайшего из низких.
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ أَجْرٌ غَيْرُ مَمْنُونٍ
6. Кроме тех, которые уверовали и творили праведные деяния, и им вознаграждение неисчислимое!
Только истинно верующие, творившие праведные и добрые дела по зову своей веры, не будут возвращены в асфала сафилин. Напротив, они будут в почете. Им будут предоставлены нескончаемые блага и вознаграждения. Более того, вслед за этим не будет никаких попреков за то, что им были дарованы такие блага и награды.
فَمَا يُكَذِّبُكَ بَعْدُ بِالدِّينِ
7. Что же заставляет тебя после этого считать воздаяние ложью?
Все стало ясно: и то, что Всевышний Аллах сотворил тебя из ничего, и то, что сотворил в прекрасном облике, и то, что уверовавшие и творившие праведные дела будут вознаграждены в ахирате нескончаемыми воздаяниями, и то, что другие станут асфала сафилином. Так что же заставляет тебя отрицать теперь, считать ложью будущую жизнь, предстоящий расчет и воздаяние по деяниям в ней? Почему бы тебе не уверовать в Аллаха, не повиноваться и не поклоняться только Ему?
أَلَيْسَ اللَّهُ بِأَحْكَمِ الْحَاكِمِينَ
8. Разве Аллах — не самый властительный Владыка?
Хадисы гласят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Прочитав данный аят, следует сказать: «Ва ана ала заалика минаш шаахидийн», что означает: «И я — один из свидетелей этому».
Безусловно, Всевышний Аллах — Справедливейший и Наимудрейший Судья из всех судей. Он каждому Своему рабу воздаст по справедливости, исходя из его деяний.
Как сказано в хадисе от Баро ибн Азиба, Пророк саллаллаху алайхи васаллам во время путешествий в одном из ракъатов намазов в качестве зам-суры (присоединяемой к суре «Фатиха») читал суру «Тийн».
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.