В суре "Анфал" сказано:
7. И когда обещал вам Аллах одну из двух групп, что, поистине, она — ваша, вы же возжелали, чтобы не имеющая мощь [из них] досталась вам. И желает Аллах утвердить истину Своими словами и [желает] истребить до последнего неверных.
То есть когда вы направились в сторону Бадра, Аллах пообещал вам, что одна из двух групп: или караван Абу Суфяна, или войско курайшитов будут вашими. Было однозначно ясно, что одна из них обязательно попадет в ваши руки.
«Вы же возжелали, чтобы не имеющая мощь досталась вам».
Вы хотели, чтобы из этих двух групп вам досталась та, которая не имеет мощи, а именно караван Абу Суфяна. Потому что навьюченную на тысячу верблюдов поклажу вели всего лишь сорок человек. Если бы вы столкнулись с ними, то с легкостью захватили бы имущество в караване.
«И желает Аллах утвердить истину Своими словами и [желает] истребить до последнего неверных».
Всевышний Аллах не пожелал, чтобы вы захватили немощную — слабую группу. Он дал Абу Суфяну шанс. Тот свернул с дороги и, двигаясь по побережью, спасся. Аллах пожелал утвердить истину — проявить ее, то есть Он пожелал показать, что Ислам является истиной, а также уничтожить неверных до последнего, чтобы сбить с них спесь. Именно поэтому Он ввел курайшитов в заблуждение. Они не приняли слова о том, что им предпочтительнее возвратиться после того, как Абу Суфян спасся. И они не прислушались к словам увещевавших из них самих, таких, как Утба ибн Рабиъа, кто отговаривал их от продолжения похода. Возможно, никто и не осознавал, что события с самого начала шли в этом направлении. Но Всевышний Аллах, распорядительный и совершающий все дела с мудростью, пожелал не мирских вещей, завладеть которыми можно было легко, а утвердить истину, проявить Ислам и унизить неверных. По этой причине Он пожелал, чтобы вы столкнулись с войском курайшитов. Да, Всевышний Аллах пожелал:
8. Утвердить истину и сделать несостоятельным несостоятельное, даже если ненавидят [это] преступившие.
По воле Аллаха мусульмане вступили в сражение против многобожников, и по этой причине, хотя преступникам — неверным это и было ненавистно, Всевышний Аллах пожелал утвердить Ислам.
И все же некоторые люди проявили слабость и сказали, «мы выходили ради каравана, а битвы с врагом мы не выдержим». Это обстоятельство показывает, что каких бы степеней ни достигал человек, порой он проявляет слабость и оказывается не в состоянии предвидеть события далеко вперед. Как бы то ни было, стало очевидным, что битва определенно состоится. С обеих сторон начались приготовления к битве. Естественно, в такую особую пору мусульмане обращаются с мольбой ко Всевышнему Аллаху. В битве при Бадре Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал примером для мусульман в том, как нужно возносить молитву Аллаху.
Имам Ахмад ибн Ханбал передает от почтенного Умара ибн Хаттаба радияллаху анху следующее: «В день битвы при Бадре Пророк саллаллаху алайхи васаллам взглянул на своих сподвижников. Их было более трехсот человек. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам посмотрел в сторону киблы[1], из одежды на нем были рида[2] и штаны. Потом он сказал:
— О Аллах мой! Осуществи Свое обещание, которое Ты дал мне! О Аллах мой! Если сегодня погибнет вот эта община Ислама, Тебе больше не будут поклоняться на земле.
Он возносил молитву, прося у своего Господа подмоги. С его плеч даже спала рида. Абу Бакр подошел, взял рида и, набросив на его плечи, встал позади него. Затем Абу Бакр сказал:
— О Посланник Аллаха, вы достаточно помолились своему Господу. Он обязательно осуществит Свое обещание, которое дал Вам».
Тогда Всевышний Аллах ниспослал нижеследующий аят:
9. Вот вы просили помощи у вашего Господа и Он внял вам [вашим мольбам и сказал]: «Воистину, Я — Поддерживающий вас тысячей ангелов, следующих друг за другом!».
Разумеется, вместе со своим Пророком мусульмане тоже просили помощи у Господа Миров. Именно поэтому в аяте идет обращение не к одному только Посланнику саллаллаху алайхи васаллам, а к мусульманам.
Существуют различные предания о том, как Всевышний Аллах отправил ангелов для поддержки Своих правоверных рабов. Однако самыми надежными источниками в подобных темах являются Священный Куръан и благородные хадисы. Мы изучим этот священный аят и еще другие аяты в свое время. Также имам Бухари привел в своем сборнике хадис, переданный об этом от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В разделе «Китабул Магази» своего сборника «Сахих» имам Бухари привел главу «О присутствии ангелов в Бадре». В первом хадисе этой главы «Муъаз Ибн Рифаъата Ибн Рафиъ передает от аз-Зураки, а тот от своего отца. Его отец был из людей Бадра. Ангел Джабраил явился к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
— Какими среди себя вы считаете людей (участников) Бадра?
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Лучшими из мусульман, — или сказал похожие на эти слова.
Он (Джабраил алайхиссалам) сказал:
— Такими же являются и те из ангелов, которые присутствовали в Бадре».
В хадисе, переданном имамом Бухари в этой же главе от Икримы и Ибн Аббаса радияллаху анхума, говорится следующее:
«В день Бадра Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Вот Джабраил идет, держа своего коня с амуницией на нем за его голову».
Мудрость помощи, ниспосланной посредством ангелов, раскрывается в следующем аяте:
10. И не сделал Аллах это ничем, кроме как благой вестью, и чтобы успокоились этим ваши сердца. И нет помощи, кроме как только у Аллаха. Поистине, Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый.
То, что Всевышний Аллах послал следующих друг за другом ангелов и тем самым поддержал вас, разумеется, это было для того, чтобы сообщить благую весть о вашей победе, а также чтобы, узнав о приходе ангелов, вы вступили в битву со спокойной душой. Если бы не было этой цели, то Всевышний Аллах даровал бы вам победу и без этих ангелов. Победа не зависима от прихода ангелов.
«И нет помощи, кроме как только у Аллаха».
И никогда не придет победа из других мест, кроме как от Него.
Потому что:
«Поистине, Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый».
И все же помощь, которую Аллах даровал мусульманам в день битвы при Бадре, не ограничилась только посланием следующих друг за другом ангелов. О других вспоможениях Всевышнего Аллаха рассказывает следующий аят:
11. Вот [Он] покрывает вас дремотой, безопасностью от Себя, и низводит вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас мерзость шайтана и чтобы укрепить ваши сердца и утвердить ею стопы.
Когда мусульмане достигли Бадра, они увидели, что численность многобожников в несколько раз превышает их численность, что у них слишком много лошадей и верблюдов, оружия и доспехов, после чего сердца мусульман охватил страх. Они совершенно не были готовы к сражению. Более того, такая большая численность врага и мощь его войска усиливали исходящую от них опасность.
«Вот [Он] покрывает вас дремотой, безопасностью от Себя».
То есть, о мусульмане, в тот миг, когда вас охватил страх, Аллах покрыл вас безопасностью от Себя и охватил дремотой, дабы вы успокоились.
Тогда у мусульман появился удивительный душевный настрой. Люди, которые только что пребывали в страхе и опаске, после дремоты пришли в состояние полного спокойствия в сердцах, сами стали безмятежными и нисколько не боялись врага. О том, как происходило погружение в дремоту у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в книге хадисов «Сахих» имама Бухари передается следующим образом:
«Когда в день битвы при Бадре Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с Абу Бакром Сиддиком радияллаху анху сидели в шалаше и возносили молитву, Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам охватила дремота. Он проснулся с улыбкой на лице и сказал:
— Радуйся, Абу Бакр! Вот Джабраил едет на коне, поднимая пыль по обеим сторонам.
Затем он вышел из палатки, цитируя аят: «Вскоре будет поражена эта община, и обратятся они вспять»[3].
И эта самая дремота была одной из тех подмог, которая пришла мусульманам со стороны Всевышнего Аллаха. В нынешнее время для солдат также проводятся частые уроки по психологической подготовке. Применяются различные методы. Потому что в духовно-психологической подготовке кроется многое. Дарование Аллахом мусульманам дремоты как чувства безопасности-спокойствия перед битвой при Бадре было бесподобной психологической и духовной поддержкой.
Тем не менее помощь Аллаха, которую в тот день Он даровал мусульманам, не состоит лишь из этого.
«…и низводит вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас мерзость шайтана и чтобы укрепить ваши сердца и утвердить ею стопы».
По повелению Аллаха пошел дождь. И в действительности, порой дожди словно бы омывают и очищают не только землю, деревья, горы и камни, а также и сердца людей. После некоторых дождей человек чувствует облегчение, как будто загрязнения и беспокойства в его сердце были смыты. Он чувствует в себе бодрость, силу и энергию. Всевышний Аллах в день битвы при Бадре низвел над мусульманами именно такой дождь.
Об этом имам Ибн Касир в своем тафсире[4]передает следующее от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл в Бадр, между ними и водой находились мушрики. Также и место, где они остановились, было таким супесчаным, что проваливались ноги. Это сильно ослабило мусульман. Шайтан посеял в их сердца васвасу[5] — тревожные сомнения, говоря «вот, вы считаете себя приближенными друзьями Аллаха, утверждаете, что среди вас находится Его Посланник, но мушрики захватили воду, вы же совершаете намаз в состоянии осквернения — джунуб[6]». И тогда Всевышний Аллах низвел на них обильный дождь. Мусульмане напились из этой воды и Аллах устранил от них васвасу шайтана. Намоченная дождем супесная почва перестала проваливаться под ногами. Теперь и люди, и животные зашагали легко и направились в сторону врага. Всевышний Аллах поддержал Своего Пророка тысячей ангелов. Джабраил с пятьюстами ангелами пришел с одной стороны и Микаил с пятьюстами из них пришел с другой стороны».
Как утверждают улемы-мухаккики[7], это событие произошло, когда достигли Бадра в первый раз. Потом они поступили по-другому. Вначале они расположились вокруг первого попавшегося на пути к Бадру колодца. Тогда один из сподвижников — Хаббаб ибн Мунзир явился к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спросил:
— О Посланник Аллаха! Аллах Вам указал это место? Можно ли передвинуться с этого места? Или Вы разместились с точки зрения сражения и маневра?
Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Я разместился с точки зрения сражения и маневра.
Хаббаб ибн Мунзир сказал:
— О Посланник Аллаха, если так, то это место нам не подходит. Вы ведите нас к ближайшему от тех людей колодцу. Мы будем сражаться прикрываясь финиковыми пальмами, что позади того колодца. Мы наполним водоемы водой. У нас будет вода. У них же не будет воды.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал так, как он сказал.
Чтобы устранить слабость, постигшую мусульман из-за отсутствия воды и наущения шайтана, укрепить их сердца и утвердить их стопы, Всевышний Аллах низвел дождь. Потом же они стали действовать и решили вопрос воды в свою пользу. Эти меры впоследствии принесли большую пользу во время сражения. Мусульмане не чувствовали нужду в воде, а многобожники мучились, оставшись без воды.
[1] Кибла — досл. «то, что находится напротив, прямо перед кем-н.»; направление Каъбы, куда обращаются лицом мусульмане во время намаза.
[2] Рида (رداء) — 1. Верхнее мужское одеяние. 2. Верхняя часть одеяния ихрам — кусок несшитой ткани, которой прикрывается верхняя часть мужского тела выше пупка. Рида используют мужчины, вознамерившиеся на совершение хаджа или умры, в качестве одеяния, набросив на плечо.
[3] Сура «Камар», аят 45.
[4] Тафсир — толкование, комментарии к аятам Куръана.
[5] Васваса (وسوسة) — слово васваса применяется для указания на тихий голос, оно обозначает всякую беспорядочную негласную речь; следовательно, когда что-то не утверждается в сердце и сердце не находит успокоение, и это явление повторяется вновь и вновь, это называется васвасой. В шариатской терминологии васвасой называется наущение шайтана.
[6] Джунуб — произв. от джанаба, что значит «скверна»; подразумевает состояние половой оскверненности, которое требует (ваджиб) большого омовения (гусла).
[7] Улемы-мухаккики — ученые, проверяющие и исследующие что-либо досконально до понимания истинной сути вещей.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.