1441 йил 8 шавва́ль | 2020 йил 31 май, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Вот Джабраил идет, держа своего коня с амуницией на нем за его голову

09:30 / 19 февраль 540 Режим чтения + -

В суре "Анфал" сказано:

7. И когда обещал вам Аллах одну из двух групп, что, поистине, она — ваша, вы же возжелали, чтобы не имеющая мощь [из них] досталась вам. И желает Аллах утвердить истину Своими словами и [желает] истребить до последнего неверных.

То есть когда вы направились в сторону Бадра, Аллах пообещал вам, что одна из двух групп: или караван Абу Суфяна, или войско курайшитов будут вашими. Было однозначно ясно, что одна из них обязательно попадет в ваши руки.

«Вы же возжелали, чтобы не имеющая мощь досталась вам».

Вы хотели, чтобы из этих двух групп вам досталась та, которая не имеет мощи, а именно караван Абу Суфяна. Потому что навьюченную на тысячу верблюдов поклажу вели всего лишь сорок человек. Если бы вы столкнулись с ними, то с легкостью захватили бы имущество в караване.

«И желает Аллах утвердить истину Своими словами и [желает] истребить до последнего неверных».

Всевышний Аллах не пожелал, чтобы вы захватили немощную — слабую группу. Он дал Абу Суфяну шанс. Тот свернул с дороги и, двигаясь по побережью, спасся. Аллах пожелал утвердить истину — проявить ее, то есть Он пожелал показать, что Ислам является истиной, а также уничтожить неверных до последнего, чтобы сбить с них спесь. Именно поэтому Он ввел курайшитов в заблуждение. Они не приняли слова о том, что им предпочтительнее возвратиться после того, как Абу Суфян спасся. И они не прислушались к словам увещевавших из них самих, таких, как Утба ибн Рабиъа, кто отговаривал их от продолжения похода. Возможно, никто и не осознавал, что события с самого начала шли в этом направлении. Но Всевышний Аллах, распорядительный и совершающий все дела с мудростью, пожелал не мирских вещей, завладеть которыми можно было легко, а утвердить истину, проявить Ислам и унизить неверных. По этой причине Он пожелал, чтобы вы столкнулись с войском курайшитов. Да, Всевышний Аллах пожелал:

8. Утвердить истину и сделать несостоятельным несостоятельное, даже если ненавидят [это] преступившие.

По воле Аллаха мусульмане вступили в сражение против многобожников, и по этой причине, хотя преступникам — неверным это и было ненавистно, Всевышний Аллах пожелал утвердить Ислам. 

И все же некоторые люди проявили слабость и сказали, «мы выходили ради каравана, а битвы с врагом мы не выдержим». Это обстоятельство показывает, что каких бы степеней ни достигал человек, порой он проявляет слабость и оказывается не в состоянии предвидеть события далеко вперед. Как бы то ни было, стало очевидным, что битва определенно состоится. С обеих сторон начались приготовления к битве. Естественно, в такую особую пору мусульмане обращаются с мольбой ко Всевышнему Аллаху. В битве при Бадре Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стал примером для мусульман в том, как нужно возносить молитву Аллаху.

Имам Ахмад ибн Ханбал передает от почтенного Умара ибн Хаттаба радияллаху анху следующее: «В день битвы при Бадре Пророк саллаллаху алайхи васаллам взглянул на своих сподвижников. Их было более трехсот человек. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам посмотрел в сторону киблы[1], из одежды на нем были рида[2] и штаны. Потом он сказал: 

— О Аллах мой! Осуществи Свое обещание, которое Ты дал мне! О Аллах мой! Если сегодня погибнет вот эта община Ислама, Тебе больше не будут поклоняться на земле. 

Он возносил молитву, прося у своего Господа подмоги. С его плеч даже спала рида. Абу Бакр подошел, взял рида и, набросив на его плечи, встал позади него. Затем Абу Бакр сказал: 

— О Посланник Аллаха, вы достаточно помолились своему Господу. Он обязательно осуществит Свое обещание, которое дал Вам». 

Тогда Всевышний Аллах ниспослал нижеследующий аят:

9. Вот вы просили помощи у вашего Господа и Он внял вам [вашим мольбам и сказал]: «Воистину, Я — Поддерживающий вас тысячей ангелов, следующих друг за другом!».

Разумеется, вместе со своим Пророком мусульмане тоже просили помощи у Господа Миров. Именно поэтому в аяте идет обращение не к одному только Посланнику саллаллаху алайхи васаллам, а к мусульманам.

Существуют различные предания о том, как Всевышний Аллах отправил ангелов для поддержки Своих правоверных рабов. Однако самыми надежными источниками в подобных темах являются Священный Куръан и благородные хадисы. Мы изучим этот священный аят и еще другие аяты в свое время. Также имам Бухари привел в своем сборнике хадис, переданный об этом от Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

В разделе «Китабул Магази» своего сборника «Сахих» имам Бухари привел главу «О присутствии ангелов в Бадре». В первом хадисе этой главы «Муъаз Ибн Рифаъата Ибн Рафиъ передает от аз-Зураки, а тот от своего отца. Его отец был из людей Бадра. Ангел Джабраил явился к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказал:

— Какими среди себя вы считаете людей (участников) Бадра?

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Лучшими из мусульман, — или сказал похожие на эти слова. 

Он (Джабраил алайхиссалам) сказал:

— Такими же являются и те из ангелов, которые присутствовали в Бадре». 

В хадисе, переданном имамом Бухари в этой же главе от Икримы и Ибн Аббаса радияллаху анхума, говорится следующее: 

«В день Бадра Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

— Вот Джабраил идет, держа своего коня с амуницией на нем за его голову».

Мудрость помощи, ниспосланной посредством ангелов, раскрывается в следующем аяте:

10. И не сделал Аллах это ничем, кроме как благой вестью, и чтобы успокоились этим ваши сердца. И нет помощи, кроме как только у Аллаха. Поистине, Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый.

То, что Всевышний Аллах послал следующих друг за другом ангелов и тем самым поддержал вас, разумеется, это было для того, чтобы сообщить благую весть о вашей победе, а также чтобы, узнав о приходе ангелов, вы вступили в битву со спокойной душой. Если бы не было этой цели, то Всевышний Аллах даровал бы вам победу и без этих ангелов. Победа не зависима от прихода ангелов.

«И нет помощи, кроме как только у Аллаха».

И никогда не придет победа из других мест, кроме как от Него.

Потому что:

«Поистине, Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый».

И все же помощь, которую Аллах даровал мусульманам в день битвы при Бадре, не ограничилась только посланием следующих друг за другом ангелов. О других вспоможениях Всевышнего Аллаха рассказывает следующий аят: 

11. Вот [Он] покрывает вас дремотой, безопасностью от Себя, и низводит вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас мерзость шайтана и чтобы укрепить ваши сердца и утвердить ею стопы.

Когда мусульмане достигли Бадра, они увидели, что численность многобожников в несколько раз превышает их численность, что у них слишком много лошадей и верблюдов, оружия и доспехов, после чего сердца мусульман охватил страх. Они совершенно не были готовы к сражению. Более того, такая большая численность врага и мощь его войска усиливали исходящую от них опасность.

«Вот [Он] покрывает вас дремотой, безопасностью от Себя».

То есть, о мусульмане, в тот миг, когда вас охватил страх, Аллах покрыл вас безопасностью от Себя и охватил дремотой, дабы вы успокоились.

Тогда у мусульман появился удивительный душевный настрой. Люди, которые только что пребывали в страхе и опаске, после дремоты пришли в состояние полного спокойствия в сердцах, сами стали безмятежными и нисколько не боялись врага. О том, как происходило погружение в дремоту у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в книге хадисов «Сахих» имама Бухари передается следующим образом: 

«Когда в день битвы при Бадре Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с Абу Бакром Сиддиком радияллаху анху сидели в шалаше и возносили молитву, Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам охватила дремота. Он проснулся с улыбкой на лице и сказал:

— Радуйся, Абу Бакр! Вот Джабраил едет на коне, поднимая пыль по обеим сторонам. 

Затем он вышел из палатки, цитируя аят: «Вскоре будет поражена эта община, и обратятся они вспять»[3].

И эта самая дремота была одной из тех подмог, которая пришла мусульманам со стороны Всевышнего Аллаха. В нынешнее время для солдат также проводятся частые уроки по психологической подготовке. Применяются различные методы. Потому что в духовно-психологической подготовке кроется многое. Дарование Аллахом мусульманам дремоты как чувства безопасности-спокойствия перед битвой при Бадре было бесподобной психологической и духовной поддержкой.

Тем не менее помощь Аллаха, которую в тот день Он даровал мусульманам, не состоит лишь из этого.

«…и низводит вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас мерзость шайтана и чтобы укрепить ваши сердца и утвердить ею стопы».

По повелению Аллаха пошел дождь. И в действительности, порой дожди словно бы омывают и очищают не только землю, деревья, горы и камни, а также и сердца людей. После некоторых дождей человек чувствует облегчение, как будто загрязнения и беспокойства в его сердце были смыты. Он чувствует в себе бодрость, силу и энергию. Всевышний Аллах в день битвы при Бадре низвел над мусульманами именно такой дождь. 

Об этом имам Ибн Касир в своем тафсире[4]передает следующее от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:

«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл в Бадр, между ними и водой находились мушрики. Также и место, где они остановились, было таким супесчаным, что проваливались ноги. Это сильно ослабило мусульман. Шайтан посеял в их сердца васвасу[5] — тревожные сомнения, говоря «вот, вы считаете себя приближенными друзьями Аллаха, утверждаете, что среди вас находится Его Посланник, но мушрики захватили воду, вы же совершаете намаз в состоянии осквернения — джунуб[6]». И тогда Всевышний Аллах низвел на них обильный дождь. Мусульмане напились из этой воды и Аллах устранил от них васвасу шайтана. Намоченная дождем супесная почва перестала проваливаться под ногами. Теперь и люди, и животные зашагали легко и направились в сторону врага. Всевышний Аллах поддержал Своего Пророка тысячей ангелов. Джабраил с пятьюстами ангелами пришел с одной стороны и Микаил с пятьюстами из них пришел с другой стороны».

Как утверждают улемы-мухаккики[7], это событие произошло, когда достигли Бадра в первый раз. Потом они поступили по-другому. Вначале они расположились вокруг первого попавшегося на пути к Бадру колодца. Тогда один из сподвижников — Хаббаб ибн Мунзир явился к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спросил:

— О Посланник Аллаха! Аллах Вам указал это место? Можно ли передвинуться с этого места? Или Вы разместились с точки зрения сражения и маневра? 

 Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил: 

— Я разместился с точки зрения сражения и маневра. 

Хаббаб ибн Мунзир сказал: 

— О Посланник Аллаха, если так, то это место нам не подходит. Вы ведите нас к ближайшему от тех людей колодцу. Мы будем сражаться прикрываясь финиковыми пальмами, что позади того колодца. Мы наполним водоемы водой. У нас будет вода. У них же не будет воды. 

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал так, как он сказал.

Чтобы устранить слабость, постигшую мусульман из-за отсутствия воды и наущения шайтана, укрепить их сердца и утвердить их стопы, Всевышний Аллах низвел дождь. Потом же они стали действовать и решили вопрос воды в свою пользу. Эти меры впоследствии принесли большую пользу во время сражения. Мусульмане не чувствовали нужду в воде, а многобожники мучились, оставшись без воды.

[1] Кибла — досл. «то, что находится напротив, прямо перед кем-н.»; направление Каъбы, куда обращаются лицом мусульмане во время намаза.

 

[2] Рида (رداء) — 1.  Верхнее мужское одеяние. 2. Верхняя часть одеяния ихрам — кусок несшитой ткани, которой прикрывается верхняя часть мужского тела выше пупка. Рида используют мужчины, вознамерившиеся на совершение хаджа или умры, в качестве одеяния, набросив на плечо.

 

[3] Сура «Камар», аят 45.

 

[4] Тафсир — толкование, комментарии к аятам Куръана.

 

[5] Васваса (وسوسة) — слово васваса применяется для указания на тихий голос, оно обозначает всякую беспорядочную негласную речь; следовательно, когда что-то не утверждается в сердце и сердце не находит успокоение, и это явление повторяется вновь и вновь, это называется васвасой.  В шариатской терминологии васвасой называется наущение шайтана.

 

[6] Джунуб — произв. от джанаба, что значит «скверна»; подразумевает состояние половой оскверненности, которое требует (ваджиб) большого омовения (гусла).

 

[7] Улемы-мухаккики — ученые, проверяющие и исследующие что-либо досконально до понимания истинной сути вещей.

Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.


 

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
..Мекка. Пещера Хира. Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам в уединении предается поклонению, именуемому таханнус. И в этот момент происходит великое чудо ndash читать полностью

1032 21:02 / 17.11.2018
В суре .Раъд, сказано14. Ему возносятся истинные молитвы. А те, которым молятся вместо Него, не отвечают им взывающим ничем, разве что подобно простирающему свои читать полностью

405 09:30 / 18 март
Аллах mdash Ведающий обо всем. Он знает даже то, что обычно не замечают многие. В суре .Раъд, сказано8. Аллах знает, что носит каждая самка, и сколь уменьшаются утробы и читать полностью

470 09:30 / 09 март
11. .Она то, чем не путаются языки...,Да, языки уста, повинующиеся Священному Куръану, никогда не путаются, то есть не впадают в сомнения и не сталкиваются с путаницей. читать полностью

823 09:30 / 20.11.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью