Ниспослана в Мекке. Состоит из 26 аятов.
Название этой суры также взято от слова ее первого аята. Слово гошийа означает «покрывающее», «охватывающее». Судный день называется и так. Ибо этот день, являющийся Последним днем, покроет и охватит своим ужасом весь окружающий нас мир.
Тематика суры «Гошийа», ниспосланной в Мекке, касается, в основном, двух вопросов. В первой части рассматриваются вопросы Судного дня, описываются его явления и ужасы, описывается состояние воскресших людей, уготованное наказание грешникам и ожидаемое воздаяние праведникам.
Во второй части суры приводятся доказательства единственности и безграничности всемогущества Аллаха и звучит призыв смотреть поучительным взглядом на верблюда, небо, горы и землю.
Сура «Гошийа» ниспослана на заре Ислама, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам начал всеобщий призыв, а язычники-мушрики Мекки вступили с ним в противоборство, отвергая его.
Вначале Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пытался убедить людей уверовать в Единого Аллаха и в существование жизни после смерти. В этой связи в суре говорится, что в грядущий Судный день люди будут разделены на две группы — первая будет состоять из обитателей рая, во вторую войдут приговоренные к аду. Если кто-то в это не верит, то пусть посмотрит в знакомый ему окружающий мир: на небо, землю, горы или, например, на верблюда, обратив внимание на его специфическое строение, его выносливость. Ведь небо, земля, горы или море не появились сами по себе, тогда почему бы людям не задуматься об их Творце? Создателем их и всего сущего является Всевышний Аллах. Неужели же Творцу всего этого не под силу сотворить Судный день, забрать эти все Свои творения к Себе?
«О Пророк, — говорит Аллах, — если враги не верят, ты не будешь их принуждать, твоя задача — лишь довести до них. А рассчитаю их Я Сам, когда настанет час».
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
هَلْ أَتَاكَ حَدِيثُ الْغَاشِيَةِ
1. Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?
В этом аяте Судный день назван «Гошийа». Специфика арабского языка выявляет здесь и второе значение данного аята: «Непременно дошла до тебя весть о Гошийа». В обоих смыслах имеется намек на величие «Гошийа» и привлекается внимание к его значениям.
В следующих аятах рассказывается о положении воскресших людей в день «Гошийа» — в Судный день, соответственно их деяниям.
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ خَاشِعَ
2. Работающие, и утомленные.
В аду они будут влачить тяжкое существование, их изнурят тяготы и мучения возложенных на них работ. Они будут изнемогать в аду, пребывая там под бременем оков и цепей, которыми сами заковали себя, и, поднимаясь и опускаясь на разные уровни ада, входя в адское пламя, они будут выполнять тяжкие работы, изнывая от усталости, тягот и мучений.
تَصْلَىٰ نَارًا حَامِيَةً
3. Войдут они в огонь пылающий,
Для вхождения грешников ад будет уготован чрезвычайно раскаленным. Вот как описывает ад Ибн Аббас радияллаху анху: «Он очень накален и преисполнен гнева против врагов Аллаха…» Именно в такое место угодят те, кто прожил свою жизнь в этом мире в неверии, нечестивости, неповиновении, в кутежах и недозволенных и скверных поступках. Но их страдания не заканчиваются на этом. Их ждут еще более тяжкие муки, которые охватят их со всех сторон. И даже когда их измучит жажда, то они:
تُسْقَىٰ مِنْ عَيْنٍ آنِيَةٍ
4. Поятся из родника кипящего.
Вода в этом источнике достигает наивысшей точки кипения. Какое же это мучение — гореть в аду, жаждать глотка холодной воды, а получать кипяток из горячего источника… Это — обжигание еще и изнутри корчащегося от наружного горения человека.
Если горящий в аду пьет воду, стало быть, он и ест. Чем же кормят грешников, брошенных в ад?
لَيْسَ لَهُمْ طَعَامٌ إِلَّا مِنْ ضَرِيعٍ
5. Нет им пищи, кроме как из дариъ!
А кормят их исключительно колючками. Это особый сорт колючек, называемый шибрик. Они представляют собой самую неприятную, самую грязную, самую мерзкую пищу. Стало быть, горящий в огне обитатель ада, внутренние органы которого от воды сильно кипящего источника пришли в плачевное состояние, в качестве еды довольствуется колючками. Можно не сомневаться, как эти колючки будут обдирать и разрывать все то, с чем они соприкоснутся. Между тем эта еда…
لَا يُسْمِنُ وَلَا يُغْنِي مِنْ جُوعٍ
6. Не утучняет и не избавляет от голода.
Стало быть, такая пища дается грешникам не ради подпитки, а для того чтобы ввергать их в мучения. И они, страдающие еще и от неописуемых мук голода, вынуждены есть эти колючки вместо пищи. Значит, помимо того, что корчатся от жара пылающего пламени ада, они также будут утолять свою жажду сверхгорячим кипятком и из-за изнуряющего голода будут вынуждены есть колючки. И таким образом будут «наслаждаться» вечно.
Со следующего аята начинается описание обитателей рая. После описания адских страданий грешников повествование о райском блаженстве еще более повышает достоинство райской жизни. Этот прием является своеобразной особенностью Священного Куръана.
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَاعِمَةٌ
7. Лица в тот день блаженные [благами],
Это лица рабов, преисполненных блаженства, которые жили в скоротечной жизни земной с верой, искренними поклонениями, благими деяниями и боязнью согрешить. Аллах даровал им преисполненный благами рай за их праведность и благие деяния. И теперь радость от райских блаженств отражается на их лицах.
لِسَعْيِهَا رَاضِيَةٌ
8. Своими стараниями довольные,
Они довольны своими стараниями в мирской жизни, ибо их устремлениями были вера, искренняя преданность в отношении Аллаха, богобоязненность, ибадаты (поклонения), благие праведные дела. Потому что именно за эти деяния Аллах вознаградил их, и теперь они живут в блаженстве —
فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ
9. В раю высшем.
Они пребывают в раю наивысшей степени.
Они пребывают в раю с наивысшим месторасположением.
Они — в раю с наивысшими благами и дарами.
Они пребывают в раю, описание которого следует ниже.
Они в таком раю, где…
لَا تَسْمَعُ فِيهَا لَاغِيَةً
10. Не услышат в нем болтовни.
Райские жители не услышат там ни ругани, ни попреков, ни лжи, ни обидных слов, ни клеветы, ни пустых и беспочвенных высказываний, ни неприятных слов. Ибо любое бессмысленное и пустое слово нарушило бы их блаженное состояние. Обитатели рая слышат только хорошие, приятные слова. И это тоже одна из сторон их высшего блаженства. Пусть пустые слова, ругань, упреки, угрозы слышат те, кто в аду. Однако райские блаженства не завершаются этим, как уже было сказано выше, они нескончаемы. Для обитателей рая существуют и другие блага.
В том числе:
فِيهَا عَيْنٌ جَارِيَةٌ
11. В нем — родник проточный.
Из этого источника изливаются разнообразные доставляющие блаженство напитки. В то время, когда брошенные в ад будут обжигаться кипятком, удваивая себе мучения, обитатели рая с наслаждением будут испивать из чудесного источника. И будут пить они эти напитки не просто, а расположившись так, как описывается в следующих аятах.
فِيهَا سُرُرٌ مَرْفُوعَةٌ
وَأَكْوَابٌ مَوْضُوعَةٌ
وَنَمَارِقُ مَصْفُوفَةٌ
وَزَرَابِيُّ مَبْثُوثَةٌ
12. В нем — кровати возвышенные;
13. И кубки поставленные;
14. И подушки, разложенные рядами;
15. И ковры разостланные.
Да, обитатели рая будут в блаженстве потягивать напитки из чудесных чаш, в специально воздвигнутых высоких занавешенных ложах, устланных прекрасными коврами, возлежа на подушках, разложенных рядами.
Эта картина из райской жизни описывается исходя из жизненных представлений человека, для того чтобы он мог себе представить рай. На самом деле райские блага превосходят земные удовольствия во всех отношениях, по всем параметрам. Это нечто возвышенное. Более того, это нескончаемо, вечно, тогда как земные блага мимолетны, преходящи.
После краткого описания будущей вечной жизни сура возвращает нас опять к окружающему нынешнему миру. Следующие аяты призывают узреть явное всемогущество Аллаха, взглянув на Его творения, которые должны вызывать восхищение человека. Вместе с тем утверждается, что Обладатель этого безграничного могущества также способен воскресить человека после смерти и призвать его к ответу за его деяния.
أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ
وَإِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ
وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ
وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ
16. Неужели не посмотрят на верблюда — как он сотворен,
17. И на небо — как оно поднято,
18. И на горы — как они водружены,
19. И на землю — как она распростерта.
В этих аятах Аллах, демонстрируя Свое могущество, рекомендует людям, в частности неуверовавшим нечестивцам, приглядеться внимательно к четырем Его творениям:
1) Неужели не посмотрят на верблюда — как он сотворен?
Время и место ниспослания этих аятов отличается тем, что ближайшим животным к человеку был верблюд, поэтому в аяте Аллах взывает обратить внимание на это животное. Действительно, верблюд — чудное создание. Все в нем — уши, нос, глаза, ноги, копыта — приспособлено к пустыне. Поэтому арабы называют его «кораблем пустыни». Он вынослив, хорошо переносит жару и может в течение нескольких дней обходиться без воды.
А теперь приглядимся к некоторым чудесам в строении этого «корабля пустыни». Глаза верблюда расположены в верхней части головы, что дает возможность смотреть не только вперед, но и назад. Его веки приспособлены защищать глаза от песка. Ноздри и уши верблюда также покрыты шерстью, чтобы предотвращать попадание песка внутрь. Как только в пустыне начинает дуть ветер и поднимается буря, верблюд прижимает к телу морду и уши таким образом, чтобы укрыться от песка.
Копыта его — своего рода рукавицы, натянутые на кости, покрытые мясом и кожей, что позволяет верблюду ходить с большим грузом по пескам пустыни. Имея копыта другого строения, невозможно долго и без устали ходить в песках.
В пустыне голодный верблюд непривередлив, он ест и высохшие ветки кустарников, и даже колючки.
Его горб является своего рода продовольственным складом. При отсутствии пищи организм верблюда питается накопленным в горбу жиром.
В пустыне первой необходимостью является вода. Аллах сотворил верблюда приспособленным и к отсутствию воды в пустыне. Прежде всего, он сотворен так, что не теряет влагу в организме — верблюд не потеет, вода из организма не испаряется. К тому же нос верблюда примыкает непосредственно ко рту. Поэтому выделяемый при дыхании пар тут же вдыхается обратно. Вместе с тем верблюд за раз способен выпить большое количество воды — до шестидесяти литров, что дает возможность обходиться без воды на протяжении 6 -10 дней.
Разве все это перечисленное из того, как сотворен верблюд, прекрасно приспособленный к среде обитания, не служит доказательством могущества Аллаха, создавшего этого верблюда? Если человек так же внимательно, поучительным взглядом изучит строение не только верблюда, но и других животных, он непременно поймет, насколько велика мудрость и величие Аллаха, и преклонится перед Его могуществом.
2) Неужели не посмотрят … на небо — как оно поднято?
Небо мы можем увидеть в любую минуту, оно всегда над нами. Но задумываемся ли мы над тем, насколько оно велико и бесконечно, сколько звезд, планет и других небесных тел вмещает оно в свое необъятное пространство, по каким законам существуют, движутся и как взаимосвязаны все эти небесные тела? Человек, смотрящий разумным, поучительным взглядом на все это, поймет, насколько всемогущ Великий Аллах, и преклонится перед Его могуществом.
3) Неужели не посмотрят … на горы — как они водружены?
Горы привлекают нас своей красотой и величием. Нас восхищают громады их вершин, их строение, их загадочность и незримые явления, сокрытые в них и изумляющие нас. Все это побуждает тех, кто смотрит на них через призму разума и внимания, к уверованию в Аллаха.
4) Неужели не посмотрят … на землю — как она распростерта?
На земле, поистине, немало чудес, которые всегда направляли проницательных людей к вере. Смотрящий исследующим взглядом на окружающий мир человек найдет многое для себя, что указывало бы на Творца всех этих чудес.
После описания картин Дня воскресения, указания на некоторые чудеса, демонстрирующие Его всемогущество, Аллах обращается к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, привлекая внимание к природе пророческой миссии. При этом Всевышний напоминает, что основой ее является увещевание, наставление на путь истины, но не принуждение.
فَذَكِّرْ إِنَّمَا أَنْتَ مُذَكِّرٌ
لَسْتَ عَلَيْهِمْ بِمُصَيْطِرٍ
20. Напоминай же, поистине, ты — лишь напоминающий!
21. Ты над ними не властитель!
Да, такова особенность пророческой миссии Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и его религии в отношении призыва людей к Исламу. Людям лишь напоминается о необходимости уверования. Но ни в коей мере не предпринимаются меры и не прилагаются принудительные усилия к насаждению веры, ее навязыванию. Кто, последовав напоминаниям и увещеваниям, уверует и выполнит все востребованные верой деяния, несомненно, будет счастлив в этом мире. В загробном же мире Аллах наградит его большим вознаграждением.
ِلَّا مَنْ تَوَلَّىٰ وَكَفَرَ
فَيُعَذِّبُهُ اللَّهُ الْعَذَابَ الْأَكْبَرَ
22. Кроме тех, кто отвернулся и проявил неверие…
23. Так, подвергнет его Аллах величайшему мучению!
Да, кто отвергнет наставления Мухаммада алайхиссалам, отвернется от Куръана, Ислама, становясь неверным — кафиром, несомненно, Всевышний Аллах накажет его величайшей карой — адом и вечными муками в нем.
إِنَّ إِلَيْنَا إِيَابَهُمْ
ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا حِسَابَهُمْ
24. Поистине, к Нам их возвращение.
25. Потом, поистине, на Нас их расчет.
То есть неверные на этом свете могут делать все, что хотят, но в Судный день «им непременно придется предстать перед Нами», то есть перед Аллахом, Который подвергнет их расчету.
Как передается в хадисах, на праздничных (Ийд) намазах Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал суры «Саббихисма Раббикал аълаа» и «Хал атаака хадисул гошийа».
Когда спросили Нуъмана ибн Башира радияллаху анху, что читал Пророк саллаллаху алайхи васаллам на пятничном намазе, наряду с сурой «Джумъа» он назвал и суру «Гошийа».