494- عَنْ وَائِلِ بْنِ حُجْرٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذَا سَجَدَ يَضَعُ رُكْبَتَيْهِ قَبْلَ يَدَيْهِ، وَإِذَا نَهَضَ رَفَعَ يَدَيْهِ قَبْلَ رُكْبَتَيْهِ. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал саджду, две колени он опускал раньше, чем две руки. Когда он вставал, две руки он поднимал раньше двух колен».
Передали составители сборников «Сунан».
Пояснение: Сначала познакомимся поближе с равийем (передатчиком) хадиса Ваилем ибн Худжром радияллаху анху.
Его полное имя — Ваил ибн Худжр ибн Рабиъа ал-Хазрами, его кунйа — Абу Хунайд. Этот сподвижник был из племени Хазрамавт, вождем которого был его отец.
Еще до отправления этого человека его отцом в качестве посланца к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предсказал:
«Ваил ибн Худжр из далекого Хазрамавта придет к Аллаху и Его Посланнику с благосклонностью и смиренностью».
Когда Ваил ибн Худжр пришел, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам посадил его рядом с собой и произнес молитву:
«О Господь, надели Ваила и его потомство баракой (благодатью)».
Потом Пророк саллаллаху алайхи васаллам назначил его имамом его племени.
В последующем Ваил ибн Худжр жил в Куфе. Вмес с Али радияллаху анху он участвовал в сражении Сиффин.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
495- عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: اعْتَدِلُوا فِي السُّجُودِ، وَلَا يَبْسُطْ أَحَدُكُمْ ذِرَاعَيْهِ انْبِسَاطَ الْكَلْبِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Будьте умеренными в саджде. Пусть никто из вас не разводит локти подобно собаке».
Передали пятеро.
Пояснение: Собака лежит, положив на землю обе лапы и локти. Совершающий намаз не должен делать этого. Он должен положить на землю ладони, приподняв локти.
496- عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ بُحَيْنَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ كَانَ إِذَا صَلَّى فَرَّجَ بَيْنَ يَدَيْهِ حَتَّى يَبْدُوَ بَيَاضُ إِبْطَيْهِ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ. وَفِي رِوَايَةٍ: كَانَ إِذَا سَجَدَ جَافَى بَيْنَ يَدَيْهِ حَتَّى لَوْ أَنَّ بَهْمَةً أَرَادَتْ أَنْ تَمُرَّ تَحْتَ يَدَيْهِ مَرَّتْ.
«Каждый раз когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз, он ставил руки, раздвинув их так, что даже была видна белизна его подмышек».
Передали оба шейха.
В другой передаче хадиса сказано:
«Каждый раз, когда он своершал намаз, он отстранял (от боков) руки так, что даже между ними могла пройти овечка».
Пояснение: В этом хадисе говорится о том, насколько высоко человек должен приподнимать локти при совершении саджды. Значит, он не должен приближать их ни к земле, ни к животу.
497- عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كُنَّا نُصَلِّي مَعَ النَّبِيِّ ﷺ فَيَضَعُ أَحَدُنَا طَرَفَ الثَّوْبِ مِنْ شِدَّةِ الْحَرِّ فِي مَكَانِ السُّجُودِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
«Мы совершали намаз вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. От сильной жары кто-то из нас клал одну часть одежды на место совершения саджды».
Передали пятеро.
Пояснение: Чтобы правильно понять этот хадис нужно предствить себе те условия. В то время в местах совершения намаза не было ни ковров, ни различных ковриков для намаза. Даже в мечети Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не было ничего, кроме земли. Во время намаза люди совершавшали саджду на глину — если шел дождь, или на раскаленную землю — при сильной жаре. Именно поэтому при совершении саджды они были вынуждены подкладывать часть своей одежды на место саджды. Исходя из этого, улемы считают не позволительным совершать саджду на часть свой одежды, кроме случаев, когда нет иного выхода.
498- عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذَا سَجَدَ قَالَ: اللَّهُمَّ لَكَ سَجَدْتُ وَبِكَ آمَنْتُ وَلَكَ أَسْلَمْتُ، سَجَدَ وَجْهِي لِلَّذِي خَلَقَهُ فَصَوَّرَهُ وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ، تَبَارَكَ اللهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
«Каждый раз, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал саджду, он произносил: “Аллаҳумма лака саджадту ва бика аманту ва лака асламту. Саджада ваджхи лиллази холакаху ва соввароху ва шаккоо самъаху ва басорох. Табарокаллоҳу аҳсанул холиқиин”».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Смысл молитвы:
«О Господь мой, я поклонился Тебе в саджде и уверовал в Тебя и покорился (стал муслимом) Тебе. Мое лицо совершило саджду Тому, Кто его сотворил, придал ему форму, открыл его уши и глаза. Самый лучший Творец стал Величайшим и Священным».
499- عَنْ حُذَيْفَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّهُ صَلَّى مَعَ النَّبِيِّ ﷺ فَكَانَ يَقُولُ فِي رُكُوعِهِ: سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ، وَفِي سُجُودِهِ سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى. وَمَا مَرَّ بِآيَةِ رَحْمَةٍ إِلَّا وَقَفَ عِنْدَهَا فَسَأَلَ، وَلَا بِآيَةِ عَذَابٍ إِلَّا وَقَفَ عِنْدَهَا فَتَعَوَّذَ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
«Он (Хузайфа) совершал намаз с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Совершая рукуъ он (Пророк алайхиссалам) произносил: “Субхана Роббийал Азим”, а в саджде — “Субхана Роббийал Аъла”. Пройдя (прочитав) аят о милости, он останавливался и просил милосердия, а пройдя аят о наказании — останавливался и молил о пощаде (защите)».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Польза, извлекаемая из этого хадиса:
500- وَلَمَّا نَزَلَ :ﯶ ﯷ ﯸ ﯹZ قَالَ رَسُولُ اللهِ ﷺ: اجْعَلُوهَا فِي رُكُوعِكُمْ. فَلَمَّا نَزَلَتْ - ﮟ ﮠ ﮡ ﮢ - قَالَ: اجْعَلُوهَا فِي سُجُودِكُمْ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَأَحْمَدُ.
— Делайте (произносите) это в ваших рукуъ.
Когда же был ниспослан (аят) “Саббихисма Роббикал Аъла”, он сказал:
— Делайте (произносите) это в вашей саджде».
Передали Абу Давуд и Ахмад.
Пояснение: Из этого хадиса следует, что произносимые нами в рукуъ и саджде слова тасбиха являются аятами священного Куръана.
Когда был ниспослан аят «Фасаббих бисми Роббикал Азим» («Поминай же имя Господа твоего, пречищая»), Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал, чтобы люди повторяли его во время совершения рукуъ.
Когда же был ниспослан аят «Саббихисма Роббикал Аъла» («Поминай же имя Господа твоего, пречищая»), он сказал, чтобы люди повторяли его при совершении саджды.
Именно поэтому все мы повторяем эти аяты при совершении рукуъ и саджды минимум — три, максимум одинадацть раз. Потому что так поступал сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
501- عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: نَهَانِي حِبِّي رَسُولُ اللهِ ﷺ أَنْ أَقْرَأَ القُرْآنَ رَاكِعًا أَوْ سَاجِدًا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
«Мой любимый Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам запретил мне совершать кираат во время рукуъ и саджды».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Поэтому улемы заявили: «Совершение кираата аятов Куръана в положении рукуъ и саджды является харамом».
.