Опекун невесты
По мнению большинства факихов, заключение брака будет дейс-твительным при условии участия в этом опекуна невесты. В боль-шинстве своем улемы считают, что женщине не разрешается зани-маться заключением собственного брака, тогда как ханафиты разре-шают это. Кроме того, они разрешают взрослым женщинам выдавать замуж других или по собственному выбору поручать кому-либо выдавать замуж их самих. В качестве аргумента ханафиты приводят тот айат, в котором сказано: «...не препятствуйте им вступать в брак с их (прежними) мужьями, если они пришли к взаимному согласию на разумных условиях...»192.
В этом айате о браке говорится применительно к женщинам и за-прещается препятствовать заключению ими браков. Ханафиты ссы-лаются также на слова Посланника Аллаха который сказал: «Незамужняя женщина имеет больше прав на саму себя, чем ее опекун»193.
Иснад этого хадиса, который все мухаддисы считают достовер-ным, является сильным, и поэтому ханафиты отдают ему предпоч-тение перед Двумя другими хадисами. В одном из них сообщается, что Пророк сказал: «Если какая-нибудь женщина заключит свой брак сама без разрешения опекуна, то брак ее будет недействитель-ным, брак ее будет недействительным, брак ее будет недействительным!»194. В другом же сказано: «(Действительным) является только такой брак, который заключен опекуном»195.
Опекун должен быть взрослым и разумным мужчиной, исповедующим Ислам. Если у женщины нет опекуна, выполнение его обязанностей должен взять на себя кади, который имеет право выдать ее замуж после того, как получит ее согласие.
Из книги «Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения»