Духовные устои требуют отказаться от многих моральных и телесных удовольствий. Это трудно дается тем, кто пристрастился к сребролюбию, прихотям, потому что соблазн ослабляет волю человека. Такие люди прывыкают к удовольствиям, не думают о завтрашнем дне, не заботятся о развитии и благополучии своего народа, Родины. Поэтому Аллах называет расточителей, сребролюбцев врагами добра, противоборцами истины. Именно такие люди всегда сопротивлялись пророкам Аллаха.
В Куръане, в суре «Сабаъ» говорится:
«В какое бы селение Мы ни посылали предостерегающего, говорили избалованные роскошью жители его: «Поистине, мы – в то, с чем вы посланы – не верующие». И сказали: «Мы больше имуществом и детьми. И мы – не подвергающиеся мучению» (аяты 34, 35).
Аллах также называет их «подражателями предкам», «закостенелыми». Они не обращают внимания ни на какие новые явления. В суре «Зухруф» Аллах обращается к Пророку Мухаммаду:
«И вот так, в какое бы селение ни послали Мы до тебя предостерегающего, говорили избалованные роскошью (жители) его: «Поистине, мы нашли наших отцов в некой религии, и поистине, мы – по их следам следующие» (аят 23).
Не все, однако, готовы к испытанию благом, щедростью. И в наше время много эгоистов, склонных к наживе нечистыми путями. Единственной целью их жизни является желание жить в сытости, наслаждаться, иметь побольше денег. Это не только личный, но и серьезный общественный порок. Великий французский просветитель XVIII века Монтескье говорил: «Роскошь чревата кознями для обеих форм республиканства. В демократии она вытравливает патриотический дух людей. А в аристократии заставляет почтенных лиц идти за личными интересами. Тем самым все окажутся в беде».
Великий Куръан предупреждает о том, что всякая помпезность и расточительство ведут к моральной и социальной катастрофе. Поэтому необходимо упорно и последовательно воспитывать в верующих чувство отвращения и противостояния этим порокам. Следует строго держать людей, нацеленных на подобное, в рамках законов, разработанных с учетом исламских традиций и правил. В противном случае найдут погибель не только такие нечестивые, но и вместе с ними члены общества, позволившего им такой образ мышления, поведения и жизни. В Куръане множество грозных предупреждений, глубоких прозрений на все времена.
В суре «Исра» есть такой аят:
«И когда Мы пожелали погубить селение, Мы повелели его избалованным роскошью, и (они) творили нечестие в нем. И подтвердилось над ним слово, и уничтожили Мы его уничтожением» (аят 16).
Аят означает, что если Аллаху угодно погубить какой-то народ за тяжкие грехи, то кара посылается туда только после того, как жители, погрязшие в сребролюбии и роскоши, не покоряются последнему предостережению Аллаха, после чего их и постигнет жестокая кара. В то же время, сребролюбие является причиной увеличения числа бедных и голодных. В результате того, что одни слои общества нуждаются, голодают и бедствуют, а другие купаются в роскоши, возникают ненависть, которая перерастет во взаимную борьбу, что приведет к расслоению и гибели общества. Поэтому Аллах называет тех, кто роскошествует, «несправедливыми и преступниками».
К сожалению, в наше время усиливается борьба за богатство. Это отдалило людей от Аллаха, от морали, создало проблемы, которые угрожают миру и безопасности всего мира. Учение Куръана направлено на разъяснение вреда именно этого порока, на призыв людей отвратиться от поклонения золотому тельцу. Ибо богатство, заработанное нечестным путем, сбивает человека с праведного пути, отдаляет от религии, заставляет забыть Аллаха.
В Куръане дается характеристика истинно верующим:
«…мужчины, кого не отвлекает ни торговля, ни купля-продажа от поминания Аллаха, и безупречного совершения намаза, и дачи закáта, кто боится Дня, когда перевернутся сердца и взоры…» («Нур», 37).
Да, истинно верующих ничто не заслонит от Аллаха, от веры в Судный день, и они будут усердно молиться, давать с чистым сердцем в пользу бедных закáт. В одном из аятов Аллах напоминает:
«И милость твоего Господа лучше того, что собирают» («Зухруф», 32).
Затем, Куръан разъясняет истинную суть богатства, напоминая о пороках, которые могут возникнуть из-за неправильного отношения к этим богатствам.
Кроме того, как подчеркивается в священной Книге, размер богатства отнюдь не является показателем милости Аллаха: к Нему можно приблизиться только благодаря вере в Него и благим делам.
«И сказали: «Мы больше имуществом и детьми. И мы – не подвергающиеся мучению» Скажи: «Поистине, Господь мой уширяет удел кому пожелает, и умеряет, но большинство людей не знают». И ни ваши богатства и ни ваши дети – не то, которые приближают вас к Нам приближением, кроме тех, кто уверовал и творил праведное деяние. Так они – те, кому двойное воздаяние за то, что делали, и они в горницах обезопасившиеся» («Сабаъ», 35-37).
Islom.uz