Свидетельства западных ученых о гуманизме Ислама
Во многих христианских письменах и документах можно найти свидетельства о гуманизме Ислама. В частности, деятель по имени Ишуяба, бывший патриархом в 647 – 657 гг. по мусульманскому календарю, пишет так:
«Арабы, которым Всевышний даровал возмож-ность править миром, относился к нам известным вам образом. Конечно, они не враги христианства, а хвалят нашу общину, уважают наших монахов и святых, помогают нашим церквям и монастырям».
Томас Арнольд в своей книге «Призыв к Исла-му» пишет:
«Гуманное отношение мусульман в первом веке Хиджры к христианам, показанное в приведенных нами примерах, продолжалось и в следующих по-колениях. Можно сказать, что христианские племе-на, принявшие Ислам, делали это добровольно. Христиане, по сей день проживающие среди му-сульман, являются ярчайшим примером этого».
Весьма знаменательно наблюдение, сделанное по этому поводу Томасом Арнольдом. Он сказал: «Ислам одержал свои величайшие и наиболее длительные проповеднические победы в тех местах и в то время, когда его политическая власть была наислабейшей.
Утверждение, что исламские завоевания были колониальной экспансией экономического характера,является лишь ложной проекцией на Ислам того, что западный колониализм на самом деле сделал в мусульманских странах в современную эпоху. Разница между этими завоеваниями очень большая. Мы приведем только один пример, опровергающий теории о колониально-экономическом характере исламских походов.
В соглашении, заключенном Халедом ибн ал-Валидом с некоторыми жителями городов, расположенных у горы Хира, была такая статья: «Если мы защитим вас, то мы получим джизью, а если не защитим, то ее платить не надо». И на самом деле, мусульмане вернули джизью населению взятых ими городов в аш-Шаме (Сирии), почувствовав, что не могут обеспечить должную защиту этих городов. Это было при Умаре ибн Хаттабе, когда император Каракалла собрал большую армию для войны против мусульман, и мусульманам пришлось сражаться с ромеями (византийцами). Арабский правитель написал жителям этих городов: «Мы вернули вам ваши деньги, потому что до нас дошли вести о мобилизации огромных сил противника против нас. И сейчас мы не можем выполнить заключенное с вами соглашение – защищать вас, поэтому мы вернули вам то, что взяли у вас раньше. Мы уважаем договор, подписанный между нами, и выполним его, когда нам удастся с помощью Аллаха одержать победу над нашими врагами».
Джизья – это налог, который платило население завоеванных стран за то, чтобы исламское государство обеспечило им безопасность и защиту. Если кто-либо из жителей страны поступал на службу в мусульманскую армию, то он освобождался от джизьи.
На 48 странице своей книги он пишет:
«После того, как мы узнали о дружественных отношениях между мусульманами и арабами-христианами, можем сказать, не было фактора насильственного обращения в Ислам. Мухаммад сам заключал договора с христианскими племенами и принимал обязательство защищать их. Он давал им полную свободу вероисповедания, религиозным деятелям давал возможность использовать свои права и авторитет».
Здесь хотелось бы опять процитировать Адама Меца: «Чрезвычайно удивительно – оказывается, большое количество служащих и высших чиновни-ков в исламском государстве не являлись мусуль-манами, христиане занимали высокие посты в некоторых провинциях, и от мусульманского населения этих провинций поступали на них жалобы».
Западноевропейский историк Адам Мец в книге «Исламская цивилизация в IV в. Хиджры» пишет: «Исламская юриспруденция не запрещает зиммиям заниматься трудом в любой сфере, они организовы-вали свои кооперативы, которые зачастую прино-сили большие доходы, среди них были банкиры, землевладельцы и врачи. Самые крупные банкиры в Шаме (Сирии, Палестине и Ливане) были иудеи, а самые известные доктора и переводчики – христиане, причем глава христианской диаспоры в Багдаде являлся личным врачом халифа, халиф также собирал при дворе руководителей иудейской диаспоры».
«Разница исламского государства средневековья от христианской Европы заключалась в том, что в нем благополучно жили представители многих других религий. В исламском государстве церкви и синагоги действовали независимо от государства, как бы вне его власти. Они полностью пользовались правами, указанными в договорах о мире. Из-за необходимости иудеи и христиане жили по соседству с мусульманами. Это привело к появлению такого явления и понятия, как гуманизм, которого в средние века не знала Европа. Иудеи и христиане были свободными в своих вероубеждениях».
Из книги Ийман – Ислам – Куръан
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф