Достаток также дан людям, чтобы испытать их. Он может служить добру и злу. Те, кому посчастливилось добиться благоволения Аллаха, должны правильно, то есть для добрых дел, использовать накопленное. Куръан предупреждает:
«И знайте, что поистине, ваши имущества и ваши дети – испытание, и что поистине, у Аллаха – великое вознаграждение» («Анфал», 28).
Как гласит Куръан, богатство материально, а значит недолговечно, но истина и добро пребудут всегда.
«Приукрашена людям любовь страстей: к женщинам, и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и прекрасным коням, и скоту, и нивам. Это наслаждение земной жизни, и Аллах, у Него – прекрасное пристанище! Скажи: «Не поведать ли мне вам про лучшее, чем эти ваши?». Для тех, которые стали богобоязненны, у их Господа – райские сады, где текут под ними реки, – вечно пребывающими в них, – и супруги чистые и довольство от Аллаха. И Аллах – Видящий рабов» («Áли Имран», 14-15).
Суть испытания богатством в том, что, как описывается в Куръане, человек нередко начинает преступать общепризнанные правила, зазнаваться; он теряет голову, здравый смысл и чувство справедливости, что подталкивает его к новым неблаговидным поступкам. Вот почему Аллах в Куръане вновь и вновь подчеркивает не силу, а слабость человека, в частности, перед богатством:
«Нет же! Поистине, человек непременно преступает пределы, когда увидит себя не нуждающимся» («Алак», 6-7).
Обилие удела, благополучия приводит большинство людей к злу, злоупотреблению, поэтому Аллах наделяет им Своих рабов по Своему усмотрению. Аллах говорит в суре «Шуро»:
«И если бы уширил Аллах удел Своим рабам, непременно стали бы бесчинствовать на земле. Но (Он) низводит в меру то, что пожелает. Поистине, Он о Своих рабах Всесведущий, Всевидящий!» (аят 27).
Содержащийся в Куръане частый призыв к смирению и скромности относится не только к поведению перед лицом Господа, но и перед ближними. В период удач человек должен быть благодарен Аллаху и не предаваться чрезмерным радостям. Ибо опять-таки все суетное бренно, а торжество имущих может ранить сердца бедных и одиноких, что и подчеркивает Куръан:
«…поистине, Аллах не любит чрезмерно ликующих!» («Касас», 76).
Ибо, верхом радости человека, которому даровано богатство, должна быть милость Аллаха. Куръан призывает к этому:
«Скажи: «По благоволению Аллаха и по Его милости», так пусть этому радуются. Оно лучше того, что собирают» («Юнус», 58).
Из книги Ийман - Ислам – Куръан
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф