1441 йил 4 джума́да аль-ахира | 2020 йил 30 январь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Ислам и знание

14:30 / 13.09.2019 392 Режим чтения + -

Значение знания в Исламе

В прошлом веке среди европейцев получило распространение мнение, будто исламская религия является врагом прогресса мысли. На основе учения Куръана и исторических фактов попытаемся рассмотреть, насколько верно или же не обосновано такое мнение.

В действительности, война против науки была в свое время объявлена лидерами других религий. Широко известно, как в средние века в Европе ученые-естествоиспытатели подвергались жестоким преследованиям со стороны духовенства. Были созданы тогда специальные суды инквизиции для осуждения ученых и мыслителей, чье мнение как-то противоречило официальным установкам религиозных лидеров и церкви. Их заставляли либо покаяться и отказаться навсегда от своих идей, либо заживо сжигали. Так продолжалось довольно долго, пыткам и ужасной смерти были подвергнуты многие выдающиеся ученые средневековья, пока протестантство не внедрилось во многие страны. Данная ветвь христианской религии, будучи ближе к реальной жизни и стремясь укрепиться, вынуждена была разрешить свободомыслие.

Таким образом, наука вышла победительницей. Однако ученые, настрадавшиеся от догматически настроенных религиозных лидеров, стали мстить не только своим обидчикам, но и самой религии. Они стали резко высмеивать содержание религиозных книг, удачно манипулируя новейшими открытиями в науке. И надо сказать, что ученым узкоматериалистического толка удалось отвратить от церкви немало людей. Некоторые дошли даже до того, что стали говорить: «Религия – это невежество». Чтобы получить более полное представление об этом, достаточно взглянуть на то, что написано о деятелях религии в одном из словарей, опубликованных в XIX веке: «Известно, что человеческая природа (натура) хочет верить в то, что постижимо умом. А они (представители религии) говорят: «Нет!», и пытаются лишать человеческий разум права различать добро и зло. А после того, как ослепляют глаз разума, показывают добро злом, а зло добром, упрощая даже чудеса. Таким образом, религия призывает людей к слепому подражанию. Если спросить их, кому подчиняться, народу, природным обязательствам или душевным чувствам, они говорят, это не твое дело, твоя обязанность – подчиняться».

Однако Ислам за 14 веков своего существования не потерял, а приумножил число своих приверженцев. И не в последнюю очередь именно потому, что он обязывает мусульман идти путем прогресса, знания, приверженности науке, поскольку без науки невозможно обеспечить развитие личности и общества. Мы уже говорили, как много внимания в Куръане уделено знанию, разуму, на какое высокое место они поставлены. Приведем еще ряд примеров.

«Скажи: «Разве равняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, не вспоминает никто, кроме обладающих разумом» («Зумар», 9).

В другом аяте откровенно говорится о том, что люди знающие (ученые) стоят на более высоком уровне перед Аллахом, нежели остальные:

«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, которым дано знание, по степеням» («Мужадала», 11).

Также Аллах приводит людей, обладающих знанием, в качестве свидетелей своего единства:

«Засвидетельствовал Аллах, что поистине, нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, стойко в справедливости: нет божества, кроме Него, Всемогущественного, Премудрого!» («Áли Имран», 18).

В этом аяте Аллах свидетельство ученых мужей ставит в один ряд со свидетельством Cвоих ангелов. А это показывает, насколько Всевышний Аллах высоко чтит достоинство знающих людей. В то же время Куръан подвергает критике людей, не обладающих знанием:

«Вот так запечатывает Аллах сердца тех, которые не знают!» («Рум», 59).

В Куръане также изложена безграничность знаний:

«…И над каждым обладателем знания – знающий!» («Юсуф», 76).

И призывает ученых к скромности и работе над собой. Аллах, относя знание к высшим ценностям, зовет мусульман через себя приобщиться к наукам:

«...И скажи: «Господи! Умножь мое знание» («То Ха», 114).

Ислам не ограничивается лишь подобными призывами, сам Куръан во многом построен на близких науке внутренних основах.

1. Ислам – религия, основанная на доказательствах.

Ибо истинная наука не принимает за истину то, что не подтверждается свидетельствами. Позиция, выраженная в Куръане, в этом отношении недвусмысленна:

«И сказали: «Никогда не войдет в Рай никто, кроме тех, кто был иудеем и христианином». Это – их мечтания. Скажи: «Представьте ваши доказательства, если вы – правдивые!» («Бакара», 111).

Нельзя верить тому, кто не имеет доказательства. Тех, кто слепо подражал другим и был многобожником, Аллах будет судить:

«А кто молится вместе с Аллахом и другому богу – нет доказательства ему в этом. И поистине, его счет только у его Господа! Поистине, не преуспеют неверные!» («Муъминун», 117).

Еще один аят гласит, что Аллах требует доказательства у многобожников, которые поклоняются идолам:

«Или Тот, Кто изначально творит творение, затем повторит его, и Кто наделяет вас с неба и земли? Разве есть бог наряду с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы – правдивые!» («Намл», 64).

Как видно, каждый должен иметь доказательство своим словам и деяниям. Каждый вправе требовать доказательство услышанному, иначе вправе отклонить его.

2. Ислам – религия точности, а не домыслов и предположений.

Наука (знание) запрещает неясное называть ясным, неправильно называть предположение правдой. Правильность или неправильность определенной мысли определяется силой ее доказательств. Если доказательства сильны, то мысль правильна, иначе это – домысел. Такое научное обоснование соответствует Куръану. Куръан призывает остерегаться домыслов и предположений, ибо они вводят людей в заблуждение и разрушают веру. Еще целый ряд аятов предостерегает от следования одним предположениям, воображению, без опоры на факты:

«И если повинуешься большинству тех, кто на земле, собьют тебя с пути Аллаха. Не следуют ни за чем, кроме догадки, и они лишь предполагают!» («Анъам», 116).

Тот же смысл читаем в другом аяте:

«И не следует большинство их ни за чем, кроме предположения. Поистине, предположение не заменит истину ничем. Поистине, Аллах – Знающий то, что делают!» («Юнус», 36).

Куръан повелевает основываться только на истинных научно установленных фактах, остерегаться домыслов и предположений, и предупреждает о тяжкой участи следовавших за ними:

«Нет! Последовали те, которые творили несправедливость, за своими порочными страстями без всякого знания!...» («Рум», 29).

Куръан также критикует атеистов за то, что они «опираются на домыслы»:

«И сказали: «Это ни что иное, как наша земная жизнь. Умрем и оживем, и не губит нас ничто, кроме времени». И нет у них об этом никакого знания, они лишь предполагают!» («Джасия», 24).

Аллах повелевает мусульманам действовать толь­ко на научном основании, говоря:

«И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания. Поистине, слух, и зрение, и сердце – все, те – о себе спрашиваемые» («Исра», 36).

Можно ли более глубоко и выразительно сказать о пользе реальных знаний и проверенных, прочных убеждений?

3. Ислам против слепого подражания.

Знания запрещают подражать чему-либо без глубокого и надежного изучения. В этом аспекте современная наука не соответствует науке прошлого. В древности, в частности, в средние века, люди часто оценивали определенные вещи или события, исходя из мнения о них известных личностей. Например, они считали, что каждая мысль, исходящая от Аристотеля, абсолютно верна и безошибочна.

Но такой прерогативой не обладает никто, кроме одного Господа. И Куръан, и наука против такой бесплодной инерции мышления и сознания.

Наука полностью единогласна с Куръаном в запрещении слепого подражания. Куръан критикует тех, кто говоря: «Так делали наши предки», упрямо не хотят размышлять над своими действиями:

«А когда сказано им: «Приходите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», сказали: «Довольно нам того, на чем мы нашли наших отцов!» И даже если их отцы не знали ничего и не шли праведным путем?» («Маида», 104).

В другом аяте говорится:

«И когда сказано им: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!» – сказали: «Нет, последуем за тем, на чем застали наших отцов». Разве даже если их отцы не разумели ничего и не шли праведным путем? И пример тех, которые не уверовали, подобен примеру того, который кричит на то, что не слышит ничего, кроме призыва и возгласа. Глухи, немы, слепы – и они не разумеют! («Бакара», 170-171).

Эти аяты свидетельствуют, что подражание без осмысления своих действий, без уверенности в нем – дело неверных. Никто не сможет стать верующим, пока не уверует, никто не познает Ислам, пока не перестанет слепо подражать другим. Куръан призывает людей остерегаться от слепого подражания!

 Как утверждается в Куръане, если и предводители, и следующие за ними находятся на неправильном пути, то в Судный день они подвергнутся одинаковым мукам. Это означает, что те, кто в этом мире несправедливо руководили людьми, в Судный день попытаются избегать своих последователей. Но все они подвергнутся мукам, и между ними исчезнет связь.

Из книги Ийман. Ислам. Куръан. 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
.Главный секретарь «Международной организации по обучению Куръану» Абулла Басфар сообщил, что данная организация в этом году выпустила 4309 студентов, выучивших читать полностью

2254 06:03 / 03.01.2017
Приведем пример подобной чрезмерности из хадисовПередается от Анаса ибн Малика радияллаху анху .Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел в мечеть и, увидев читать полностью

251 16:00 / 22.11.2019
.  О джиннах и воздействии вреде джиннов на людей издревле высказываются множество различных объяснений и мнений. Сведущие в религиозных учениях люди на основе читать полностью

7952 06:14 / 06.01.2017
. ДОСТОИНСТВО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И БЛАГОЕ ВОЗДАЯНИЕ ЗА НЕГО Передаётся от Хусайна ибн Али радияллаху анхума «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал читать полностью

941 05:21 / 14.08.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью