Значение знания в Исламе
В прошлом веке среди европейцев получило распространение мнение, будто исламская религия является врагом прогресса мысли. На основе учения Куръана и исторических фактов попытаемся рассмотреть, насколько верно или же не обосновано такое мнение.
В действительности, война против науки была в свое время объявлена лидерами других религий. Широко известно, как в средние века в Европе ученые-естествоиспытатели подвергались жестоким преследованиям со стороны духовенства. Были созданы тогда специальные суды инквизиции для осуждения ученых и мыслителей, чье мнение как-то противоречило официальным установкам религиозных лидеров и церкви. Их заставляли либо покаяться и отказаться навсегда от своих идей, либо заживо сжигали. Так продолжалось довольно долго, пыткам и ужасной смерти были подвергнуты многие выдающиеся ученые средневековья, пока протестантство не внедрилось во многие страны. Данная ветвь христианской религии, будучи ближе к реальной жизни и стремясь укрепиться, вынуждена была разрешить свободомыслие.
Таким образом, наука вышла победительницей. Однако ученые, настрадавшиеся от догматически настроенных религиозных лидеров, стали мстить не только своим обидчикам, но и самой религии. Они стали резко высмеивать содержание религиозных книг, удачно манипулируя новейшими открытиями в науке. И надо сказать, что ученым узкоматериалистического толка удалось отвратить от церкви немало людей. Некоторые дошли даже до того, что стали говорить: «Религия – это невежество». Чтобы получить более полное представление об этом, достаточно взглянуть на то, что написано о деятелях религии в одном из словарей, опубликованных в XIX веке: «Известно, что человеческая природа (натура) хочет верить в то, что постижимо умом. А они (представители религии) говорят: «Нет!», и пытаются лишать человеческий разум права различать добро и зло. А после того, как ослепляют глаз разума, показывают добро злом, а зло добром, упрощая даже чудеса. Таким образом, религия призывает людей к слепому подражанию. Если спросить их, кому подчиняться, народу, природным обязательствам или душевным чувствам, они говорят, это не твое дело, твоя обязанность – подчиняться».
Однако Ислам за 14 веков своего существования не потерял, а приумножил число своих приверженцев. И не в последнюю очередь именно потому, что он обязывает мусульман идти путем прогресса, знания, приверженности науке, поскольку без науки невозможно обеспечить развитие личности и общества. Мы уже говорили, как много внимания в Куръане уделено знанию, разуму, на какое высокое место они поставлены. Приведем еще ряд примеров.
«Скажи: «Разве равняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, не вспоминает никто, кроме обладающих разумом» («Зумар», 9).
В другом аяте откровенно говорится о том, что люди знающие (ученые) стоят на более высоком уровне перед Аллахом, нежели остальные:
«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, которым дано знание, по степеням» («Мужадала», 11).
Также Аллах приводит людей, обладающих знанием, в качестве свидетелей своего единства:
«Засвидетельствовал Аллах, что поистине, нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, стойко в справедливости: нет божества, кроме Него, Всемогущественного, Премудрого!» («Áли Имран», 18).
В этом аяте Аллах свидетельство ученых мужей ставит в один ряд со свидетельством Cвоих ангелов. А это показывает, насколько Всевышний Аллах высоко чтит достоинство знающих людей. В то же время Куръан подвергает критике людей, не обладающих знанием:
«Вот так запечатывает Аллах сердца тех, которые не знают!» («Рум», 59).
В Куръане также изложена безграничность знаний:
«…И над каждым обладателем знания – знающий!» («Юсуф», 76).
И призывает ученых к скромности и работе над собой. Аллах, относя знание к высшим ценностям, зовет мусульман через себя приобщиться к наукам:
«...И скажи: «Господи! Умножь мое знание» («То Ха», 114).
Ислам не ограничивается лишь подобными призывами, сам Куръан во многом построен на близких науке внутренних основах.
1. Ислам – религия, основанная на доказательствах.
Ибо истинная наука не принимает за истину то, что не подтверждается свидетельствами. Позиция, выраженная в Куръане, в этом отношении недвусмысленна:
«И сказали: «Никогда не войдет в Рай никто, кроме тех, кто был иудеем и христианином». Это – их мечтания. Скажи: «Представьте ваши доказательства, если вы – правдивые!» («Бакара», 111).
Нельзя верить тому, кто не имеет доказательства. Тех, кто слепо подражал другим и был многобожником, Аллах будет судить:
«А кто молится вместе с Аллахом и другому богу – нет доказательства ему в этом. И поистине, его счет только у его Господа! Поистине, не преуспеют неверные!» («Муъминун», 117).
Еще один аят гласит, что Аллах требует доказательства у многобожников, которые поклоняются идолам:
«Или Тот, Кто изначально творит творение, затем повторит его, и Кто наделяет вас с неба и земли? Разве есть бог наряду с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы – правдивые!» («Намл», 64).
Как видно, каждый должен иметь доказательство своим словам и деяниям. Каждый вправе требовать доказательство услышанному, иначе вправе отклонить его.
2. Ислам – религия точности, а не домыслов и предположений.
Наука (знание) запрещает неясное называть ясным, неправильно называть предположение правдой. Правильность или неправильность определенной мысли определяется силой ее доказательств. Если доказательства сильны, то мысль правильна, иначе это – домысел. Такое научное обоснование соответствует Куръану. Куръан призывает остерегаться домыслов и предположений, ибо они вводят людей в заблуждение и разрушают веру. Еще целый ряд аятов предостерегает от следования одним предположениям, воображению, без опоры на факты:
«И если повинуешься большинству тех, кто на земле, собьют тебя с пути Аллаха. Не следуют ни за чем, кроме догадки, и они лишь предполагают!» («Анъам», 116).
Тот же смысл читаем в другом аяте:
«И не следует большинство их ни за чем, кроме предположения. Поистине, предположение не заменит истину ничем. Поистине, Аллах – Знающий то, что делают!» («Юнус», 36).
Куръан повелевает основываться только на истинных научно установленных фактах, остерегаться домыслов и предположений, и предупреждает о тяжкой участи следовавших за ними:
«Нет! Последовали те, которые творили несправедливость, за своими порочными страстями без всякого знания!...» («Рум», 29).
Куръан также критикует атеистов за то, что они «опираются на домыслы»:
«И сказали: «Это ни что иное, как наша земная жизнь. Умрем и оживем, и не губит нас ничто, кроме времени». И нет у них об этом никакого знания, они лишь предполагают!» («Джасия», 24).
Аллах повелевает мусульманам действовать только на научном основании, говоря:
«И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания. Поистине, слух, и зрение, и сердце – все, те – о себе спрашиваемые» («Исра», 36).
Можно ли более глубоко и выразительно сказать о пользе реальных знаний и проверенных, прочных убеждений?
3. Ислам против слепого подражания.
Знания запрещают подражать чему-либо без глубокого и надежного изучения. В этом аспекте современная наука не соответствует науке прошлого. В древности, в частности, в средние века, люди часто оценивали определенные вещи или события, исходя из мнения о них известных личностей. Например, они считали, что каждая мысль, исходящая от Аристотеля, абсолютно верна и безошибочна.
Но такой прерогативой не обладает никто, кроме одного Господа. И Куръан, и наука против такой бесплодной инерции мышления и сознания.
Наука полностью единогласна с Куръаном в запрещении слепого подражания. Куръан критикует тех, кто говоря: «Так делали наши предки», упрямо не хотят размышлять над своими действиями:
«А когда сказано им: «Приходите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», сказали: «Довольно нам того, на чем мы нашли наших отцов!» И даже если их отцы не знали ничего и не шли праведным путем?» («Маида», 104).
В другом аяте говорится:
«И когда сказано им: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!» – сказали: «Нет, последуем за тем, на чем застали наших отцов». Разве даже если их отцы не разумели ничего и не шли праведным путем? И пример тех, которые не уверовали, подобен примеру того, который кричит на то, что не слышит ничего, кроме призыва и возгласа. Глухи, немы, слепы – и они не разумеют! («Бакара», 170-171).
Эти аяты свидетельствуют, что подражание без осмысления своих действий, без уверенности в нем – дело неверных. Никто не сможет стать верующим, пока не уверует, никто не познает Ислам, пока не перестанет слепо подражать другим. Куръан призывает людей остерегаться от слепого подражания!
Как утверждается в Куръане, если и предводители, и следующие за ними находятся на неправильном пути, то в Судный день они подвергнутся одинаковым мукам. Это означает, что те, кто в этом мире несправедливо руководили людьми, в Судный день попытаются избегать своих последователей. Но все они подвергнутся мукам, и между ними исчезнет связь.