1441 йил 21 сафар | 2019 йил 21 октябрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Ислам и знание

14:30 / 13 сентябрь 142 Режим чтения + -

Значение знания в Исламе

В прошлом веке среди европейцев получило распространение мнение, будто исламская религия является врагом прогресса мысли. На основе учения Куръана и исторических фактов попытаемся рассмотреть, насколько верно или же не обосновано такое мнение.

В действительности, война против науки была в свое время объявлена лидерами других религий. Широко известно, как в средние века в Европе ученые-естествоиспытатели подвергались жестоким преследованиям со стороны духовенства. Были созданы тогда специальные суды инквизиции для осуждения ученых и мыслителей, чье мнение как-то противоречило официальным установкам религиозных лидеров и церкви. Их заставляли либо покаяться и отказаться навсегда от своих идей, либо заживо сжигали. Так продолжалось довольно долго, пыткам и ужасной смерти были подвергнуты многие выдающиеся ученые средневековья, пока протестантство не внедрилось во многие страны. Данная ветвь христианской религии, будучи ближе к реальной жизни и стремясь укрепиться, вынуждена была разрешить свободомыслие.

Таким образом, наука вышла победительницей. Однако ученые, настрадавшиеся от догматически настроенных религиозных лидеров, стали мстить не только своим обидчикам, но и самой религии. Они стали резко высмеивать содержание религиозных книг, удачно манипулируя новейшими открытиями в науке. И надо сказать, что ученым узкоматериалистического толка удалось отвратить от церкви немало людей. Некоторые дошли даже до того, что стали говорить: «Религия – это невежество». Чтобы получить более полное представление об этом, достаточно взглянуть на то, что написано о деятелях религии в одном из словарей, опубликованных в XIX веке: «Известно, что человеческая природа (натура) хочет верить в то, что постижимо умом. А они (представители религии) говорят: «Нет!», и пытаются лишать человеческий разум права различать добро и зло. А после того, как ослепляют глаз разума, показывают добро злом, а зло добром, упрощая даже чудеса. Таким образом, религия призывает людей к слепому подражанию. Если спросить их, кому подчиняться, народу, природным обязательствам или душевным чувствам, они говорят, это не твое дело, твоя обязанность – подчиняться».

Однако Ислам за 14 веков своего существования не потерял, а приумножил число своих приверженцев. И не в последнюю очередь именно потому, что он обязывает мусульман идти путем прогресса, знания, приверженности науке, поскольку без науки невозможно обеспечить развитие личности и общества. Мы уже говорили, как много внимания в Куръане уделено знанию, разуму, на какое высокое место они поставлены. Приведем еще ряд примеров.

«Скажи: «Разве равняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, не вспоминает никто, кроме обладающих разумом» («Зумар», 9).

В другом аяте откровенно говорится о том, что люди знающие (ученые) стоят на более высоком уровне перед Аллахом, нежели остальные:

«Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, которым дано знание, по степеням» («Мужадала», 11).

Также Аллах приводит людей, обладающих знанием, в качестве свидетелей своего единства:

«Засвидетельствовал Аллах, что поистине, нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, стойко в справедливости: нет божества, кроме Него, Всемогущественного, Премудрого!» («Áли Имран», 18).

В этом аяте Аллах свидетельство ученых мужей ставит в один ряд со свидетельством Cвоих ангелов. А это показывает, насколько Всевышний Аллах высоко чтит достоинство знающих людей. В то же время Куръан подвергает критике людей, не обладающих знанием:

«Вот так запечатывает Аллах сердца тех, которые не знают!» («Рум», 59).

В Куръане также изложена безграничность знаний:

«…И над каждым обладателем знания – знающий!» («Юсуф», 76).

И призывает ученых к скромности и работе над собой. Аллах, относя знание к высшим ценностям, зовет мусульман через себя приобщиться к наукам:

«...И скажи: «Господи! Умножь мое знание» («То Ха», 114).

Ислам не ограничивается лишь подобными призывами, сам Куръан во многом построен на близких науке внутренних основах.

1. Ислам – религия, основанная на доказательствах.

Ибо истинная наука не принимает за истину то, что не подтверждается свидетельствами. Позиция, выраженная в Куръане, в этом отношении недвусмысленна:

«И сказали: «Никогда не войдет в Рай никто, кроме тех, кто был иудеем и христианином». Это – их мечтания. Скажи: «Представьте ваши доказательства, если вы – правдивые!» («Бакара», 111).

Нельзя верить тому, кто не имеет доказательства. Тех, кто слепо подражал другим и был многобожником, Аллах будет судить:

«А кто молится вместе с Аллахом и другому богу – нет доказательства ему в этом. И поистине, его счет только у его Господа! Поистине, не преуспеют неверные!» («Муъминун», 117).

Еще один аят гласит, что Аллах требует доказательства у многобожников, которые поклоняются идолам:

«Или Тот, Кто изначально творит творение, затем повторит его, и Кто наделяет вас с неба и земли? Разве есть бог наряду с Аллахом?» Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы – правдивые!» («Намл», 64).

Как видно, каждый должен иметь доказательство своим словам и деяниям. Каждый вправе требовать доказательство услышанному, иначе вправе отклонить его.

2. Ислам – религия точности, а не домыслов и предположений.

Наука (знание) запрещает неясное называть ясным, неправильно называть предположение правдой. Правильность или неправильность определенной мысли определяется силой ее доказательств. Если доказательства сильны, то мысль правильна, иначе это – домысел. Такое научное обоснование соответствует Куръану. Куръан призывает остерегаться домыслов и предположений, ибо они вводят людей в заблуждение и разрушают веру. Еще целый ряд аятов предостерегает от следования одним предположениям, воображению, без опоры на факты:

«И если повинуешься большинству тех, кто на земле, собьют тебя с пути Аллаха. Не следуют ни за чем, кроме догадки, и они лишь предполагают!» («Анъам», 116).

Тот же смысл читаем в другом аяте:

«И не следует большинство их ни за чем, кроме предположения. Поистине, предположение не заменит истину ничем. Поистине, Аллах – Знающий то, что делают!» («Юнус», 36).

Куръан повелевает основываться только на истинных научно установленных фактах, остерегаться домыслов и предположений, и предупреждает о тяжкой участи следовавших за ними:

«Нет! Последовали те, которые творили несправедливость, за своими порочными страстями без всякого знания!...» («Рум», 29).

Куръан также критикует атеистов за то, что они «опираются на домыслы»:

«И сказали: «Это ни что иное, как наша земная жизнь. Умрем и оживем, и не губит нас ничто, кроме времени». И нет у них об этом никакого знания, они лишь предполагают!» («Джасия», 24).

Аллах повелевает мусульманам действовать толь­ко на научном основании, говоря:

«И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания. Поистине, слух, и зрение, и сердце – все, те – о себе спрашиваемые» («Исра», 36).

Можно ли более глубоко и выразительно сказать о пользе реальных знаний и проверенных, прочных убеждений?

3. Ислам против слепого подражания.

Знания запрещают подражать чему-либо без глубокого и надежного изучения. В этом аспекте современная наука не соответствует науке прошлого. В древности, в частности, в средние века, люди часто оценивали определенные вещи или события, исходя из мнения о них известных личностей. Например, они считали, что каждая мысль, исходящая от Аристотеля, абсолютно верна и безошибочна.

Но такой прерогативой не обладает никто, кроме одного Господа. И Куръан, и наука против такой бесплодной инерции мышления и сознания.

Наука полностью единогласна с Куръаном в запрещении слепого подражания. Куръан критикует тех, кто говоря: «Так делали наши предки», упрямо не хотят размышлять над своими действиями:

«А когда сказано им: «Приходите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», сказали: «Довольно нам того, на чем мы нашли наших отцов!» И даже если их отцы не знали ничего и не шли праведным путем?» («Маида», 104).

В другом аяте говорится:

«И когда сказано им: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!» – сказали: «Нет, последуем за тем, на чем застали наших отцов». Разве даже если их отцы не разумели ничего и не шли праведным путем? И пример тех, которые не уверовали, подобен примеру того, который кричит на то, что не слышит ничего, кроме призыва и возгласа. Глухи, немы, слепы – и они не разумеют! («Бакара», 170-171).

Эти аяты свидетельствуют, что подражание без осмысления своих действий, без уверенности в нем – дело неверных. Никто не сможет стать верующим, пока не уверует, никто не познает Ислам, пока не перестанет слепо подражать другим. Куръан призывает людей остерегаться от слепого подражания!

 Как утверждается в Куръане, если и предводители, и следующие за ними находятся на неправильном пути, то в Судный день они подвергнутся одинаковым мукам. Это означает, что те, кто в этом мире несправедливо руководили людьми, в Судный день попытаются избегать своих последователей. Но все они подвергнутся мукам, и между ними исчезнет связь.

Из книги Ийман. Ислам. Куръан. 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
.Думы о мавлиде   Моменты, на которые следует обращать внимание при проведении обряда мавлид Для того чтобы наше понимание о мавлиде стало полноценным, следует читать полностью

2619 04:54 / 06.01.2017
.  Вопрос Хотела спросить. В женские дни хайз намаз не совершается. А мне этого очень не хватает. Как будто самое главное не делаю и ощущаю не комфортно себя. В читать полностью

2168 10:12 / 05.01.2017
.Вопрос отредактирован Ассаламу алайкум.   Можно ли использовать человеческий навоз в качестве минерального удобрения для обработки земли в целях получения читать полностью

2237 09:29 / 05.01.2017
.  Рави Тот, от кого передается хадис, то есть стоящий в начале цепочки передававших хадис людей.     Раддийа опровержение.     Радиаллаху анху анха, анхума, читать полностью

3009 11:11 / 05.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью