1441 йил 14 зуль-ка’да | 2020 йил 05 июль, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Толкование Сифатов. Часть 3.

17:00 / 13.09.2019 890 Режим чтения + -

• Жизнь

Это качество изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха и оно ведет к установлению других качеств. Если бы не был установившимся этот сифат, не были бы установившимися и другие сифаты. Жизнь Всевышнего Аллаха совершенна. Нет совершеннее этой жизни. Этой жизни не присуще исчезновение — она бесконечна. Невозможно вынести решение о ее завершении или ее временности. Качество «живой» походит на другие сифаты Всевышнего Аллаха — невозможно постичь истину этого качества. Мы веруем в это качество Всевышнего Аллаха, не обсуждая его состояние.

Относительно сифата «живой» Всевышнего Аллаха в Священном Куръане приведено несколько доказательств.

Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:

«И поникли лица перед Живым, Самосущим. Действительно, отчаялся каждый, кто нес несправедливость» (аят 111).

В Судный день все творения будут стоять с поникшими лицами, то есть головами, перед Всевышним Аллахом, обладающим сифатами Живого и Сам по Себе вечно существующего. И отчаются те, кто принес на махшар — место всеобщего сбора для Суда совершенные в этом мире свои зулмы.

Всевышний Аллах в суре «Фуркан» сказал:

«И полагайся на Живого, Который не умрет» (аят 58).

Только Сам Всевышний Аллах — Тот Единственный, Который Вечно живой, и Который никогда не умрет. Рабы Аллаха должны уповать, опираться только на Него. Вот это является самым надежным поддержанием. Потому что все, кроме Аллаха умрет, исчезнет. А кто станет полагаться на другого, тот полагается на непостоянное, невечное.

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«Аллах, нет божества, кроме Него, Живого, Самосущего» (аят 255).

Жизнь Единого Аллаха является особой жизнью, свойственной лишь Ему Самому, и она не дана из какого-то источника, подобно жизни Его рабов. Эта жизнь извечна и вечна. У нее нет границ ни в начинании, ни в завершении. В каком бы то ни было отношении жизнь Всевышнего Аллаха не имеет схожести с жизнью Его рабов.

Всевышний Аллах в суре «Гафир» сказал:

«Он — Живой, нет божества, кроме Него. Так, молитесь же Ему искренними Ему в религии! Хвала Аллаху, Господу миров!» (аят 65).

О люди, знайте же еще один из прекраснейших сифатов Всевышнего Аллаха — вашего Господа, Господа всех миров:

«Он — Живой».

Аллах — Живой. Он живой сущий по Своей сути. Жизнь — от Него. Он не взял Себе жизнь после, то есть по прошествии времени. И не давал Ему жизнь кто-то другой. Жизнь извечно с Ним. Жизнь навечно останется с Ним. И кому же поклоняться, как не Ему? Да, конечно:

«Нет божества, кроме Него».

Ибо нет того, кто мог бы даже быть близко к Нему в этом Его сифате.

«Так, молитесь же Ему, искренними Ему в религии!».

Поклоняйтесь и молитесь Всевышнему Аллаху, будучи искренними в религии. То есть поклоняйтесь и молитесь, искренне подчиняясь, полноценно соблюдая шариат, будучи чистыми от рийа и лжи.

«Хвала Аллаху, Господу миров!».

 • Слух

Это качество так же, как и все остальные сифаты, изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом обнаруживается все слышимое. Однако это обнаружение не происходит, как мы этого представляем, посредством какого-либо инструмента или специального органа. Потому что Всевышний Аллах не имеет подобия Себе.

• Зрение

Этот сифат является одним из изначально присутствующих в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом обнаруживаются все видимые вещи. Однако это обнаружение не происходит посредством какого-либо инструмента или органа, глаза или конкретно зрачка в нем. Ибо Аллах не имеет подобия Себе.

Всевышний Аллах в суре «Шууро» сказал:

«Он — Всеслышащий, Всевидящий!» (аят 11).

Всевышний Аллах слышит все, что говорят Его рабы, видит все, что делают Его рабы. Раз это так, то людям следует вспоминать эту истину, прежде чем сказать что-либо или совершить что-либо.

Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:

«Идите вдвоем к Фиръавну, поистине, он превысил пределы. И говорите ему слово мягкое, быть может, он опомнится или устрашится. [Оба] сказали: «Господь наш! Поистине, мы боимся, что он поспешит наказать нас или превысит пределы». Сказал: «Не бойтесь, поистине, Я с вами [обоими]. Слышу и вижу» (аяты 43-46).

И от Всевышнего Аллаха поступил Мусе и Харуну алайхимассалам[1] окончательный ответ, рассеивающий сомнение: «Вовсе не бойтесь. Чего же вам бояться? Ведь Я с вами. Я все слышу. Я все вижу. Если даже Фиръавн попытается наказать вас, то что же он может сделать? Хоть и приумножится его зулм, в силе ли он совершить что-либо?».

Всевышний Аллах в суре «Муджадала» сказал:

«Действительно, услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху. И Аллах слышит ваш спор: поистине, Аллах — Всеслышащий, Всевидящий!» (аят 1).

То есть подобно тому, как Всевышний Аллах видел все, что происходит внутри дома Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и слышал то, что ему шепотом сказала Хавла бинти Саълаба, Аллах видит все, что вершится в мире, и слышит все, что происходит в мире. И ничто не остается в тайне от Него.

Речь (Калāм)

Этот сифат извечно присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом Аллах повелевает, запрещает и извещает. Посредством этого качества Аллах доносил Своим пророкам посредством вахий такие Свои ниспослания, как Куръан, Таурат и Инджил.

В пользу утвержденности этого сифата имеются доказательства в Священном Куръане и благородных хадисах.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«И говорил Аллах с Мусой говорением [речью]» (аят 164).

Всевышний Аллах в суре «Тауба» сказал:

«И если кто-нибудь из многобожников просит у тебя защиты, то бери его под свою защиту, чтобы услышал [он] слово Аллаха» (аят 6).

 Приведено также множество достоверных хадисов о разговоре Пророка саллаллаху алайхи васаллам с Всевышним Аллахом при совершении Миъраджа
.

Слово калāм в языке арабов имеет два определения.

Первое: калāм — выражение словами мысли, сформированной в сознании.

Второе: калāм — сама мысль, сформированная в сознании и подготовленная для речи.

К примеру, «у меня есть что сказать тебе», то есть у меня в сознании есть подготовленная для тебя слова. Даже если эти слова еще не высказаны, все равно они называются калāмом.

Сифат калāма Всевышнего Аллаха является одним из глубоко изученных вопросов в науке акийда. Почти во всех книгах по акийде данному вопросу уделено отдельное внимание.

В числе прочих, в книге «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» говорится следующее:

***

«И поистине, Куръан — слово Аллаха. Куръан проявился от Него как слово без образа. Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику. Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его и твердо уверовали, что поистине, он является словом Аллаха. Он не является творением, подобно человеческой речи.

Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческое, воистину, станет неверным. Аллах осудил таких людей, объявил провинившимися и устрашал их пламенем ада.

Всевышний Аллах сказал:

«Вскоре ввергну Я его в сакар [ад]!» (сура «Муддассир», аят 26).

После того, как Аллах устрашил cакаром (адом) сказавшего: «Это не что иное, как речь человеческая!» (сура «Муддассир», аят 25), тот узнал и твердо уверовал, что это, поистине, слово Творца людей. Оно не походит на слово человеческое.

 «Куръан проявился от Него как слово без образа».

То есть Куръан — это слово, проявившееся от Всевышнего Аллаха, но мы не знаем, каким образом оно было высказано.

Слово «Куръан» является масдаром — словообразующей основой, и в некоторых случаях имеет смысл «чтения вслух» — кираата
. Всевышний Аллах сказал:

«И Куръан фаджра. Поистине, Куръан фаджра — засвидетельствован!» (сура «Исра», аят 78).

То есть во время фаджра ангелы становятся свидетелями чтения Куръана.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Украшайте Куръан своим голосом».

Передал Абу Давуд.

То есть подразумевается украшение голосом во время чтения Куръана.

Иногда под словом «Куръан» подразумевается «читаемое».

Всевышний Аллах сказал:

«И когда читаешь Куръан [читаемое], проси же защиты у Аллаха от шайтана, заброшенного камнями», (сура «Нахл», аят 98).

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

«И когда читается Куръан [читаемое], прислушивайтесь к нему и молчите — быть может, вы будете помилованы!» (сура «Аъраф», аят 204).

Фраза «слово без образа» в книге «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» означает, что нельзя установить, каким образом происходило высказывание его Аллахом в качестве слова. То есть известно, что это слово произошло от Всевышнего Аллаха, но не известно, в какой форме и состоянии оно произошло.

«Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику», то есть Всевышний Аллах ниспослал Куръан Своему пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам посредством речи ангела.

 Джабраил
 алайхиссалам услышал Куръан от Всевышнего Аллаха, а Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам услышал от Джабраила алайхиссалам.

 Всевышний Аллах в Куръане сказал:

«И Куръан Мы разделили, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали Мы его ниспосланием» (сура «Исра», аят 106).

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

«Снизошел с ним Рухул Амин на твое сердце, чтобы ты стал из предостерегающих, на языке арабском ясном» (сура «Шуаро», аяты 193-195).

Рухул Амин, что дословно означает Дух Верный, — одно из имен Джабраила алайхиссалам.

Во фразе «Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его» под «верующими» подразумеваются сподвижники и следующее после них поколение мусульман — табиъины.

А слова «в том же состоянии» подразумевают состояние, которое связано с упомянутыми выше словесностью (калāм) и ниспосланностью Куръана.

«Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческое, воистину, станет неверным».

Тот, кто станет отрицать, что Куръан является словом Всевышнего Аллаха и начнет утверждать, что это слова Мухаммада или кого-либо ещ, помимо него — ангела или простого человека, несомненно станет неверным.

Точно так же, кто признает Куръан словом Всевышнего Аллаха, но будет толковать его иным способом, помимо способа, относительно которого пришли к единому мнению салафус салихин, или по-своему исказит слова, то нет сомнения в том, что он станет неверным.

«Он не походит на слово человеческое», то есть слова Всевышнего Аллаха почтеннее, прекраснее и выше того, чем быть схожим со словом человеческим. Аллах в описании Своего слова-калāма приводит следующее:

• «А кто правдивее Аллаха словом?» (сура «Ниса», аят 87).

• «И стали завершенными (исполнились) слова Господа твоего правдой и справедливостью» (сура «Анъам», аят 115).

• «Скажи: “Если бы собрались люди и джинны, чтобы привести наподобие этого Куръана, не привели бы подобного ему”» (сура «Исра», аят 88).

• «Скажи: «Приведите же суру, подобную ему!» (сура «Юнус», аят 38).

Следовательно, нет слов, подобных словам Куръана, нет системы и гармонии, подобной его системности и гармоничности, нет смысла, подобного его смыслу.

Слово Всевышнего Аллаха, обращенное к человеку, является великим почетом для человека.

Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал:

«И говорил Аллах с Мусой» (сура «Ниса», аят 164).

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и говорил с ним его Господь» (сура «Аъраф», аят 143).

В другом благословленном аяте Всевышний Аллах о пророках сказал:

«Среди них те, с кем говорил Аллах, а некоторых из них возвысил в степенях» (сура «Бакара», аят 253).

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

«“Салам! (Мир!)” — слово от Господа Милосердного» (сура «Йа Сиин», аят 58).

В хадисе, переданном имамом Ибн Маджа и другими имамами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Когда обитатели рая пребывали среди своих благ, внезапно к ним снизошел свет. Они посмотрели наверх. Смотрят, Аллах джалла джалалуху глядит на них. Так, Он сказал: “Ассаламу алайкум (Да будет вам мир), о обитатели рая”».

Это и есть сказанное Всевышним Аллахом: «“Салам! (Мир!)” — слово от Господа Милосердного».

И взирая на Господа своего, не будут они замечать блага, среди которых находятся до тех пор, пока Всевышний Аллах не прикроется от них и не скроется от них Его благодать и свет.

В аяте:

 «Поистине, те, которые продают завет Аллаха и клятвы свои за малую цену — нет доли им в ахирате
, и не станет говорить с ними Аллах, и не посмотрит на них»
 мы видим, что люди подвергаются наказанию лишением общения с Всевышним Аллахом. Если бы Всевышний Аллах не говорил и с верующими, то не осталось бы разницы между ними и неверными. Тогда не стало бы прока и в лишении неверных говорения Аллаха с ними (то есть возможности слышать речь Аллаха, обращенную к ним).

У имама Бухари в «Сахихе» есть отдельная глава «О слове Всевышнего Аллаха обитателям рая», в которой он приводит несколько хадисов. Самое достойнейшее благо для обитателей рая — это услышать слова Аллаха табарака ва таъала и увидеть Его прекраснейший лик. Отрицание же слова является отрицанием райского духа и его самого высочайшего, самого предпочтительного блага. А ведь без этого рай не доставит полного счастья своим обитателям!

Из книги Суннитские Вероубеждение. 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
..Результаты научных исследований в области религии показывают, что религиозность как общечеловеческое качество в равной мере присуща и нашим древним предкам, и читать полностью

793 15:09 / 15.11.2018
..В период ниспослания Куръана для людей той местности верблюд был самым обыденным и близким в быту животным, и по этой причине, их внимание притягивается к читать полностью

1014 15:00 / 11.12.2018
Слово кадар имеет значение меры, количества, величины. В исламском вероучении слово кадар подразумевает вероубеждение о том, что Всевышний Аллах Своим знанием и читать полностью

1308 09:30 / 03.10.2019
..Поскольку разум ограничивается знанием, полученным в границах чувственного восприятия, возникает вопрос, как же нам постигнуть знания сокровенного мира, читать полностью

841 15:08 / 21.11.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью