• Жизнь
Это качество изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха и оно ведет к установлению других качеств. Если бы не был установившимся этот сифат, не были бы установившимися и другие сифаты. Жизнь Всевышнего Аллаха совершенна. Нет совершеннее этой жизни. Этой жизни не присуще исчезновение — она бесконечна. Невозможно вынести решение о ее завершении или ее временности. Качество «живой» походит на другие сифаты Всевышнего Аллаха — невозможно постичь истину этого качества. Мы веруем в это качество Всевышнего Аллаха, не обсуждая его состояние.
Относительно сифата «живой» Всевышнего Аллаха в Священном Куръане приведено несколько доказательств.
Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:
«И поникли лица перед Живым, Самосущим. Действительно, отчаялся каждый, кто нес несправедливость» (аят 111).
В Судный день все творения будут стоять с поникшими лицами, то есть головами, перед Всевышним Аллахом, обладающим сифатами Живого и Сам по Себе вечно существующего. И отчаются те, кто принес на махшар — место всеобщего сбора для Суда совершенные в этом мире свои зулмы.
Всевышний Аллах в суре «Фуркан» сказал:
«И полагайся на Живого, Который не умрет» (аят 58).
Только Сам Всевышний Аллах — Тот Единственный, Который Вечно живой, и Который никогда не умрет. Рабы Аллаха должны уповать, опираться только на Него. Вот это является самым надежным поддержанием. Потому что все, кроме Аллаха умрет, исчезнет. А кто станет полагаться на другого, тот полагается на непостоянное, невечное.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«Аллах, нет божества, кроме Него, Живого, Самосущего» (аят 255).
Жизнь Единого Аллаха является особой жизнью, свойственной лишь Ему Самому, и она не дана из какого-то источника, подобно жизни Его рабов. Эта жизнь извечна и вечна. У нее нет границ ни в начинании, ни в завершении. В каком бы то ни было отношении жизнь Всевышнего Аллаха не имеет схожести с жизнью Его рабов.
Всевышний Аллах в суре «Гафир» сказал:
«Он — Живой, нет божества, кроме Него. Так, молитесь же Ему искренними Ему в религии! Хвала Аллаху, Господу миров!» (аят 65).
О люди, знайте же еще один из прекраснейших сифатов Всевышнего Аллаха — вашего Господа, Господа всех миров:
«Он — Живой».
Аллах — Живой. Он живой сущий по Своей сути. Жизнь — от Него. Он не взял Себе жизнь после, то есть по прошествии времени. И не давал Ему жизнь кто-то другой. Жизнь извечно с Ним. Жизнь навечно останется с Ним. И кому же поклоняться, как не Ему? Да, конечно:
«Нет божества, кроме Него».
Ибо нет того, кто мог бы даже быть близко к Нему в этом Его сифате.
«Так, молитесь же Ему, искренними Ему в религии!».
Поклоняйтесь и молитесь Всевышнему Аллаху, будучи искренними в религии. То есть поклоняйтесь и молитесь, искренне подчиняясь, полноценно соблюдая шариат, будучи чистыми от рийа и лжи.
«Хвала Аллаху, Господу миров!».
• Слух
Это качество так же, как и все остальные сифаты, изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом обнаруживается все слышимое. Однако это обнаружение не происходит, как мы этого представляем, посредством какого-либо инструмента или специального органа. Потому что Всевышний Аллах не имеет подобия Себе.
• Зрение
Этот сифат является одним из изначально присутствующих в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом обнаруживаются все видимые вещи. Однако это обнаружение не происходит посредством какого-либо инструмента или органа, глаза или конкретно зрачка в нем. Ибо Аллах не имеет подобия Себе.
Всевышний Аллах в суре «Шууро» сказал:
«Он — Всеслышащий, Всевидящий!» (аят 11).
Всевышний Аллах слышит все, что говорят Его рабы, видит все, что делают Его рабы. Раз это так, то людям следует вспоминать эту истину, прежде чем сказать что-либо или совершить что-либо.
Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:
«Идите вдвоем к Фиръавну, поистине, он превысил пределы. И говорите ему слово мягкое, быть может, он опомнится или устрашится. [Оба] сказали: «Господь наш! Поистине, мы боимся, что он поспешит наказать нас или превысит пределы». Сказал: «Не бойтесь, поистине, Я с вами [обоими]. Слышу и вижу» (аяты 43-46).
И от Всевышнего Аллаха поступил Мусе и Харуну алайхимассалам[1] окончательный ответ, рассеивающий сомнение: «Вовсе не бойтесь. Чего же вам бояться? Ведь Я с вами. Я все слышу. Я все вижу. Если даже Фиръавн попытается наказать вас, то что же он может сделать? Хоть и приумножится его зулм, в силе ли он совершить что-либо?».
Всевышний Аллах в суре «Муджадала» сказал:
«Действительно, услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху. И Аллах слышит ваш спор: поистине, Аллах — Всеслышащий, Всевидящий!» (аят 1).
То есть подобно тому, как Всевышний Аллах видел все, что происходит внутри дома Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и слышал то, что ему шепотом сказала Хавла бинти Саълаба, Аллах видит все, что вершится в мире, и слышит все, что происходит в мире. И ничто не остается в тайне от Него.
• Речь (Калāм)
Этот сифат извечно присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом Аллах повелевает, запрещает и извещает. Посредством этого качества Аллах доносил Своим пророкам посредством вахий такие Свои ниспослания, как Куръан, Таурат и Инджил.
В пользу утвержденности этого сифата имеются доказательства в Священном Куръане и благородных хадисах.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«И говорил Аллах с Мусой говорением [речью]» (аят 164).
Всевышний Аллах в суре «Тауба» сказал:
«И если кто-нибудь из многобожников просит у тебя защиты, то бери его под свою защиту, чтобы услышал [он] слово Аллаха» (аят 6).
Слово калāм в языке арабов имеет два определения.
Первое: калāм — выражение словами мысли, сформированной в сознании.
Второе: калāм — сама мысль, сформированная в сознании и подготовленная для речи.
К примеру, «у меня есть что сказать тебе», то есть у меня в сознании есть подготовленная для тебя слова. Даже если эти слова еще не высказаны, все равно они называются калāмом.
Сифат калāма Всевышнего Аллаха является одним из глубоко изученных вопросов в науке акийда. Почти во всех книгах по акийде данному вопросу уделено отдельное внимание.
В числе прочих, в книге «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» говорится следующее:
«И поистине, Куръан — слово Аллаха. Куръан проявился от Него как слово без образа. Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику. Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его и твердо уверовали, что поистине, он является словом Аллаха. Он не является творением, подобно человеческой речи.
Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческое, воистину, станет неверным. Аллах осудил таких людей, объявил провинившимися и устрашал их пламенем ада.
Всевышний Аллах сказал:
«Вскоре ввергну Я его в сакар [ад]!» (сура «Муддассир», аят 26).
После того, как Аллах устрашил cакаром (адом) сказавшего: «Это не что иное, как речь человеческая!» (сура «Муддассир», аят 25), тот узнал и твердо уверовал, что это, поистине, слово Творца людей. Оно не походит на слово человеческое.
«Куръан проявился от Него как слово без образа».
То есть Куръан — это слово, проявившееся от Всевышнего Аллаха, но мы не знаем, каким образом оно было высказано.
«И Куръан фаджра. Поистине, Куръан фаджра — засвидетельствован!» (сура «Исра», аят 78).
То есть во время фаджра ангелы становятся свидетелями чтения Куръана.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Украшайте Куръан своим голосом».
Передал Абу Давуд.
То есть подразумевается украшение голосом во время чтения Куръана.
Иногда под словом «Куръан» подразумевается «читаемое».
Всевышний Аллах сказал:
«И когда читаешь Куръан [читаемое], проси же защиты у Аллаха от шайтана, заброшенного камнями», (сура «Нахл», аят 98).
Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:
«И когда читается Куръан [читаемое], прислушивайтесь к нему и молчите — быть может, вы будете помилованы!» (сура «Аъраф», аят 204).
Фраза «слово без образа» в книге «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» означает, что нельзя установить, каким образом происходило высказывание его Аллахом в качестве слова. То есть известно, что это слово произошло от Всевышнего Аллаха, но не известно, в какой форме и состоянии оно произошло.
«Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику», то есть Всевышний Аллах ниспослал Куръан Своему пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам посредством речи ангела.
Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«И Куръан Мы разделили, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали Мы его ниспосланием» (сура «Исра», аят 106).
В другом аяте Всевышний Аллах говорит:
«Снизошел с ним Рухул Амин на твое сердце, чтобы ты стал из предостерегающих, на языке арабском ясном» (сура «Шуаро», аяты 193-195).
Рухул Амин, что дословно означает Дух Верный, — одно из имен Джабраила алайхиссалам.
Во фразе «Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его» под «верующими» подразумеваются сподвижники и следующее после них поколение мусульман — табиъины.
А слова «в том же состоянии» подразумевают состояние, которое связано с упомянутыми выше словесностью (калāм) и ниспосланностью Куръана.
«Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческое, воистину, станет неверным».
Тот, кто станет отрицать, что Куръан является словом Всевышнего Аллаха и начнет утверждать, что это слова Мухаммада или кого-либо ещ, помимо него — ангела или простого человека, несомненно станет неверным.
Точно так же, кто признает Куръан словом Всевышнего Аллаха, но будет толковать его иным способом, помимо способа, относительно которого пришли к единому мнению салафус салихин, или по-своему исказит слова, то нет сомнения в том, что он станет неверным.
«Он не походит на слово человеческое», то есть слова Всевышнего Аллаха почтеннее, прекраснее и выше того, чем быть схожим со словом человеческим. Аллах в описании Своего слова-калāма приводит следующее:
• «А кто правдивее Аллаха словом?» (сура «Ниса», аят 87).
• «И стали завершенными (исполнились) слова Господа твоего правдой и справедливостью» (сура «Анъам», аят 115).
• «Скажи: “Если бы собрались люди и джинны, чтобы привести наподобие этого Куръана, не привели бы подобного ему”» (сура «Исра», аят 88).
• «Скажи: «Приведите же суру, подобную ему!» (сура «Юнус», аят 38).
Следовательно, нет слов, подобных словам Куръана, нет системы и гармонии, подобной его системности и гармоничности, нет смысла, подобного его смыслу.
Слово Всевышнего Аллаха, обращенное к человеку, является великим почетом для человека.
Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал:
«И говорил Аллах с Мусой» (сура «Ниса», аят 164).
«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и говорил с ним его Господь» (сура «Аъраф», аят 143).
В другом благословленном аяте Всевышний Аллах о пророках сказал:
«Среди них те, с кем говорил Аллах, а некоторых из них возвысил в степенях» (сура «Бакара», аят 253).
Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:
«“Салам! (Мир!)” — слово от Господа Милосердного» (сура «Йа Сиин», аят 58).
В хадисе, переданном имамом Ибн Маджа и другими имамами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда обитатели рая пребывали среди своих благ, внезапно к ним снизошел свет. Они посмотрели наверх. Смотрят, Аллах джалла джалалуху глядит на них. Так, Он сказал: “Ассаламу алайкум (Да будет вам мир), о обитатели рая”».
Это и есть сказанное Всевышним Аллахом: «“Салам! (Мир!)” — слово от Господа Милосердного».
И взирая на Господа своего, не будут они замечать блага, среди которых находятся до тех пор, пока Всевышний Аллах не прикроется от них и не скроется от них Его благодать и свет.
В аяте:
У имама Бухари в «Сахихе» есть отдельная глава «О слове Всевышнего Аллаха обитателям рая», в которой он приводит несколько хадисов. Самое достойнейшее благо для обитателей рая — это услышать слова Аллаха табарака ва таъала и увидеть Его прекраснейший лик. Отрицание же слова является отрицанием райского духа и его самого высочайшего, самого предпочтительного блага. А ведь без этого рай не доставит полного счастья своим обитателям!
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф