1445 год 23 Зулкаъда | 2024 год 31 май, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Толкование Сифатов. Часть 3

17:00 / 13.09.2019 2228 Режим чтения + -

• Жизнь

Это качество изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха и оно ведет к установлению других качеств. Если бы не был установившимся этот сифат, не были бы установившимися и другие сифаты. Жизнь Всевышнего Аллаха совершенна. Нет совершеннее этой жизни. Этой жизни не присуще исчезновение — она бесконечна. Невозможно вынести решение о ее завершении или ее временности. Качество «живой» походит на другие сифаты Всевышнего Аллаха — невозможно постичь истину этого качества. Мы веруем в это качество Всевышнего Аллаха, не обсуждая его состояние.

Относительно сифата «живой» Всевышнего Аллаха в Священном Куръане приведено несколько доказательств.

Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:

«И поникли лица перед Живым, Самосущим. Действительно, отчаялся каждый, кто нес несправедливость» (аят 111).

В Судный день все творения будут стоять с поникшими лицами, то есть головами, перед Всевышним Аллахом, обладающим сифатами Живого и Сам по Себе вечно существующего. И отчаются те, кто принес на махшар — место всеобщего сбора для Суда совершенные в этом мире свои зулмы.

Всевышний Аллах в суре «Фуркан» сказал:

«И полагайся на Живого, Который не умрет» (аят 58).

Только Сам Всевышний Аллах — Тот Единственный, Который Вечно живой, и Который никогда не умрет. Рабы Аллаха должны уповать, опираться только на Него. Вот это является самым надежным поддержанием. Потому что все, кроме Аллаха умрет, исчезнет. А кто станет полагаться на другого, тот полагается на непостоянное, невечное.

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«Аллах, нет божества, кроме Него, Живого, Самосущего» (аят 255).

Жизнь Единого Аллаха является особой жизнью, свойственной лишь Ему Самому, и она не дана из какого-то источника, подобно жизни Его рабов. Эта жизнь извечна и вечна. У нее нет границ ни в начинании, ни в завершении. В каком бы то ни было отношении жизнь Всевышнего Аллаха не имеет схожести с жизнью Его рабов.

Всевышний Аллах в суре «Гафир» сказал:

«Он — Живой, нет божества, кроме Него. Так, молитесь же Ему искренними Ему в религии! Хвала Аллаху, Господу миров!» (аят 65).

О люди, знайте же еще один из прекраснейших сифатов Всевышнего Аллаха — вашего Господа, Господа всех миров:

«Он — Живой».

Аллах — Живой. Он живой сущий по Своей сути. Жизнь — от Него. Он не взял Себе жизнь после, то есть по прошествии времени. И не давал Ему жизнь кто-то другой. Жизнь извечно с Ним. Жизнь навечно останется с Ним. И кому же поклоняться, как не Ему? Да, конечно:

«Нет божества, кроме Него».

Ибо нет того, кто мог бы даже быть близко к Нему в этом Его сифате.

«Так, молитесь же Ему, искренними Ему в религии!».

Поклоняйтесь и молитесь Всевышнему Аллаху, будучи искренними в религии. То есть поклоняйтесь и молитесь, искренне подчиняясь, полноценно соблюдая шариат, будучи чистыми от рийа и лжи.

«Хвала Аллаху, Господу миров!».

 • Слух

Это качество так же, как и все остальные сифаты, изначально присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом обнаруживается все слышимое. Однако это обнаружение не происходит, как мы этого представляем, посредством какого-либо инструмента или специального органа. Потому что Всевышний Аллах не имеет подобия Себе.

• Зрение

Этот сифат является одним из изначально присутствующих в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом обнаруживаются все видимые вещи. Однако это обнаружение не происходит посредством какого-либо инструмента или органа, глаза или конкретно зрачка в нем. Ибо Аллах не имеет подобия Себе.

Всевышний Аллах в суре «Шууро» сказал:

«Он — Всеслышащий, Всевидящий!» (аят 11).

Всевышний Аллах слышит все, что говорят Его рабы, видит все, что делают Его рабы. Раз это так, то людям следует вспоминать эту истину, прежде чем сказать что-либо или совершить что-либо.

Всевышний Аллах в суре «То Ха» сказал:

«Идите вдвоем к Фиръавну, поистине, он превысил пределы. И говорите ему слово мягкое, быть может, он опомнится или устрашится. [Оба] сказали: «Господь наш! Поистине, мы боимся, что он поспешит наказать нас или превысит пределы». Сказал: «Не бойтесь, поистине, Я с вами [обоими]. Слышу и вижу» (аяты 43-46).

И от Всевышнего Аллаха поступил Мусе и Харуну алайхимассалам[1] окончательный ответ, рассеивающий сомнение: «Вовсе не бойтесь. Чего же вам бояться? Ведь Я с вами. Я все слышу. Я все вижу. Если даже Фиръавн попытается наказать вас, то что же он может сделать? Хоть и приумножится его зулм, в силе ли он совершить что-либо?».

Всевышний Аллах в суре «Муджадала» сказал:

«Действительно, услышал Аллах слова той, которая препиралась с тобой о своем муже и жаловалась Аллаху. И Аллах слышит ваш спор: поистине, Аллах — Всеслышащий, Всевидящий!» (аят 1).

То есть подобно тому, как Всевышний Аллах видел все, что происходит внутри дома Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и слышал то, что ему шепотом сказала Хавла бинти Саълаба, Аллах видит все, что вершится в мире, и слышит все, что происходит в мире. И ничто не остается в тайне от Него.

Речь (Калāм)

Этот сифат извечно присутствует в сущности Всевышнего Аллаха. Этим сифатом Аллах повелевает, запрещает и извещает. Посредством этого качества Аллах доносил Своим пророкам посредством вахий такие Свои ниспослания, как Куръан, Таурат и Инджил.

В пользу утвержденности этого сифата имеются доказательства в Священном Куръане и благородных хадисах.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«И говорил Аллах с Мусой говорением [речью]» (аят 164).

Всевышний Аллах в суре «Тауба» сказал:

«И если кто-нибудь из многобожников просит у тебя защиты, то бери его под свою защиту, чтобы услышал [он] слово Аллаха» (аят 6).

 Приведено также множество достоверных хадисов о разговоре Пророка саллаллаху алайхи васаллам с Всевышним Аллахом при совершении Миъраджа
.

Слово калāм в языке арабов имеет два определения.

Первое: калāм — выражение словами мысли, сформированной в сознании.

Второе: калāм — сама мысль, сформированная в сознании и подготовленная для речи.

К примеру, «у меня есть что сказать тебе», то есть у меня в сознании есть подготовленная для тебя слова. Даже если эти слова еще не высказаны, все равно они называются калāмом.

Сифат калāма Всевышнего Аллаха является одним из глубоко изученных вопросов в науке акийда. Почти во всех книгах по акийде данному вопросу уделено отдельное внимание.

В числе прочих, в книге «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» говорится следующее:

***

«И поистине, Куръан — слово Аллаха. Куръан проявился от Него как слово без образа. Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику. Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его и твердо уверовали, что поистине, он является словом Аллаха. Он не является творением, подобно человеческой речи.

Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческое, воистину, станет неверным. Аллах осудил таких людей, объявил провинившимися и устрашал их пламенем ада.

Всевышний Аллах сказал:

«Вскоре ввергну Я его в сакар [ад]!» (сура «Муддассир», аят 26).

После того, как Аллах устрашил cакаром (адом) сказавшего: «Это не что иное, как речь человеческая!» (сура «Муддассир», аят 25), тот узнал и твердо уверовал, что это, поистине, слово Творца людей. Оно не походит на слово человеческое.

 «Куръан проявился от Него как слово без образа».

То есть Куръан — это слово, проявившееся от Всевышнего Аллаха, но мы не знаем, каким образом оно было высказано.

Слово «Куръан» является масдаром — словообразующей основой, и в некоторых случаях имеет смысл «чтения вслух» — кираата
. Всевышний Аллах сказал:

«И Куръан фаджра. Поистине, Куръан фаджра — засвидетельствован!» (сура «Исра», аят 78).

То есть во время фаджра ангелы становятся свидетелями чтения Куръана.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Украшайте Куръан своим голосом».

Передал Абу Давуд.

То есть подразумевается украшение голосом во время чтения Куръана.

Иногда под словом «Куръан» подразумевается «читаемое».

Всевышний Аллах сказал:

«И когда читаешь Куръан [читаемое], проси же защиты у Аллаха от шайтана, заброшенного камнями», (сура «Нахл», аят 98).

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

«И когда читается Куръан [читаемое], прислушивайтесь к нему и молчите — быть может, вы будете помилованы!» (сура «Аъраф», аят 204).

Фраза «слово без образа» в книге «Шарху “Акийдатит Тахавийа”» означает, что нельзя установить, каким образом происходило высказывание его Аллахом в качестве слова. То есть известно, что это слово произошло от Всевышнего Аллаха, но не известно, в какой форме и состоянии оно произошло.

«Аллах ниспослал его в виде вахий Своему Посланнику», то есть Всевышний Аллах ниспослал Куръан Своему пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам посредством речи ангела.

 Джабраил
 алайхиссалам услышал Куръан от Всевышнего Аллаха, а Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам услышал от Джабраила алайхиссалам.

 Всевышний Аллах в Куръане сказал:

«И Куръан Мы разделили, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали Мы его ниспосланием» (сура «Исра», аят 106).

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

«Снизошел с ним Рухул Амин на твое сердце, чтобы ты стал из предостерегающих, на языке арабском ясном» (сура «Шуаро», аяты 193-195).

Рухул Амин, что дословно означает Дух Верный, — одно из имен Джабраила алайхиссалам.

Во фразе «Верующие приняли это за истину в том же состоянии, подтвердили его» под «верующими» подразумеваются сподвижники и следующее после них поколение мусульман — табиъины.

А слова «в том же состоянии» подразумевают состояние, которое связано с упомянутыми выше словесностью (калāм) и ниспосланностью Куръана.

«Итак, кто услышит его и будет утверждать, что он — слово человеческое, воистину, станет неверным».

Тот, кто станет отрицать, что Куръан является словом Всевышнего Аллаха и начнет утверждать, что это слова Мухаммада или кого-либо ещ, помимо него — ангела или простого человека, несомненно станет неверным.

Точно так же, кто признает Куръан словом Всевышнего Аллаха, но будет толковать его иным способом, помимо способа, относительно которого пришли к единому мнению салафус салихин, или по-своему исказит слова, то нет сомнения в том, что он станет неверным.

«Он не походит на слово человеческое», то есть слова Всевышнего Аллаха почтеннее, прекраснее и выше того, чем быть схожим со словом человеческим. Аллах в описании Своего слова-калāма приводит следующее:

• «А кто правдивее Аллаха словом?» (сура «Ниса», аят 87).

• «И стали завершенными (исполнились) слова Господа твоего правдой и справедливостью» (сура «Анъам», аят 115).

• «Скажи: “Если бы собрались люди и джинны, чтобы привести наподобие этого Куръана, не привели бы подобного ему”» (сура «Исра», аят 88).

• «Скажи: «Приведите же суру, подобную ему!» (сура «Юнус», аят 38).

Следовательно, нет слов, подобных словам Куръана, нет системы и гармонии, подобной его системности и гармоничности, нет смысла, подобного его смыслу.

Слово Всевышнего Аллаха, обращенное к человеку, является великим почетом для человека.

Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал:

«И говорил Аллах с Мусой» (сура «Ниса», аят 164).

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку, и говорил с ним его Господь» (сура «Аъраф», аят 143).

В другом благословленном аяте Всевышний Аллах о пророках сказал:

«Среди них те, с кем говорил Аллах, а некоторых из них возвысил в степенях» (сура «Бакара», аят 253).

Еще в одном аяте Всевышний Аллах сказал:

«“Салам! (Мир!)” — слово от Господа Милосердного» (сура «Йа Сиин», аят 58).

В хадисе, переданном имамом Ибн Маджа и другими имамами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Когда обитатели рая пребывали среди своих благ, внезапно к ним снизошел свет. Они посмотрели наверх. Смотрят, Аллах джалла джалалуху глядит на них. Так, Он сказал: “Ассаламу алайкум (Да будет вам мир), о обитатели рая”».

Это и есть сказанное Всевышним Аллахом: «“Салам! (Мир!)” — слово от Господа Милосердного».

И взирая на Господа своего, не будут они замечать блага, среди которых находятся до тех пор, пока Всевышний Аллах не прикроется от них и не скроется от них Его благодать и свет.

В аяте:

 «Поистине, те, которые продают завет Аллаха и клятвы свои за малую цену — нет доли им в ахирате
, и не станет говорить с ними Аллах, и не посмотрит на них»
 мы видим, что люди подвергаются наказанию лишением общения с Всевышним Аллахом. Если бы Всевышний Аллах не говорил и с верующими, то не осталось бы разницы между ними и неверными. Тогда не стало бы прока и в лишении неверных говорения Аллаха с ними (то есть возможности слышать речь Аллаха, обращенную к ним).

У имама Бухари в «Сахихе» есть отдельная глава «О слове Всевышнего Аллаха обитателям рая», в которой он приводит несколько хадисов. Самое достойнейшее благо для обитателей рая — это услышать слова Аллаха табарака ва таъала и увидеть Его прекраснейший лик. Отрицание же слова является отрицанием райского духа и его самого высочайшего, самого предпочтительного блага. А ведь без этого рай не доставит полного счастья своим обитателям!

Из книги Суннитские Вероубеждения. 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
.Иститаъат творений, не поддающийся детальному описанию, это такая их способность возможность, для которой сопутствие деяния обязательно ваджиб. Она эта читать полностью

3129 09:30 / 23.11.2019
Общеизвестно, что в Исламе самым важным и самым деликатным является вопрос вероубеждения. Поэтому Всевышний Аллах определил главные вопросы акийды или, иными читать полностью

2137 09:09 / 24.11.2018
Этот вопрос неразрывно связан с предыдущими вопросами. Начиная с вопроса о кад и кадаре и до последнего рассмотренного вопроса mdash все они являются взаимно читать полностью

3837 09:30 / 05.03.2020
Первой и главной заслугой Пророка саллаллаху алайхи васаллам является представление человечеству чистого и ясного вероучения о тавхиде единобожииВ качестве читать полностью

3798 06:21 / 05.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью