Разумеется, отношения между мужем и женой не состоят из одной половой близости, напротив, они представляют собой человеческие взаимоотношения в самом широком смысле. Та истина, что среди человеческих взаимоотношений самой священной связью является связь по никаху, супружеские отношения, известно издревле. Недаром в подлинных исламских источниках эта истина подчеркивается не раз.
Семейная жизнь — это сопряженная никахом совместная партнерская жизнь мужа и жены. Посредством никаха они не ограничиваются только соединением тел, соединяются их сердца (души), чувства, переживания и все их существо. Раз так, они постоянно пребывают в общении, во взаимоотношениях друг с другом, и посему, безусловно, эти взаимоотношения следует привести в порядок самым наилучшим образом.
Как только совершается обряд никаха и проходит свадьба, жених с невестой начинают жить единой семьей. Появляется ячейка, маленькое новое общество, состоящее из двух человек. Мы и выше говорили, что отношения людей в таком обществе являются самыми священными из всех видов человеческих связей. В какой бы ситуации ни проживал человек, непременно он будет вступать во взаимоотношения с другими людьми, станет общаться с ними. Так, какими же должны быть взаимоотношения супругов в этой самой семье, считающейся ячейкой большого человеческого общества?
Кто такой муж, каковы его обязательства?
Кто такая жена и какие у нее обязательства?
Каковы супружесткие права обоих?
Каким образом должны строиться их взаимоотношения?
В нашем шариате есть ответы на эти и другие вопросы по данной теме. У нас, мусульман, не принято оставлять поводы для скандалов и разладов, как это имеет место у других, кому напутствуют, говоря «договаривайтесь сами», или «вы оба имеете равные права».
Совершенный порядок супружеских отношений представлен исламским шариатом как целая система. Всевышний Аллах сотворил человечество состоящим из мужчин и женщин, дал мужчине мужские, а женщине женские особенности, пожелал, чтобы они жили совместно в одной семье. Вместе с тем Всевышний Аллах посредством своего шариата предоставил такую систему, которая гарантирует совершенное счастье семьи и ее членов. Согласно этой системе на мужчину возложены задачи, соответствующие мужчинам, женщине — соответствующие женщинам, в то же время Аллах предоставил каждому супругу его права.
Каждый мусульманин и мусульманка должны всей душой, прилежно изучать и принимать данные наставления, с ихласом следовать им, осознать, что они являются источником счастья для всех членов семьи. И тогда привычная семейная жизнь поднимется для них на уровень ибадата. К примеру, если муж, осознав, что содержание (нафака) его супруги для него является ваджибом по шариату, и он должен исполнять это обязательство, трудиться ради добывания средств для нафаки своей жены, то он получает савабы как человек, выполняющий ваджиб ибадат. Также и женщина, исполняя свои женские обязанности, принятые как повеление шариата, будет получать за это благие воздаяния.
В этом отношении существует очень важный вопрос, который нужно хорошенько усвоить. Когда говорится о правах и обязанностях, мы не должны понимать, что это права или обязанности, соблюдение которых требует муж или жена. Все права, существующие в исламском шариате, это права, предоставленные Всевышним Аллахом, а все обязанности — это обязанности, возложенные Всевышним Аллахом.
Из книги Счастливая семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф