Одна из лучших сторон моральной жизни – взаимопомощь в добрых деяниях. Она заключает в себя поднятие общественной жизни на высший уровень, повышение благополучия членов общества, облегчение их проблем. Современная культура хорошо освоила вазимопомощь. Повсюду созданы организации по взаимопомощи. Уже это показывает, что взаимопомощь необходима для обретения счастья как каждого человека, так и общества. К таким же высшим добродетелям причисляются и взаимопомощь, и сотрудничество – тоже действенное, полезное проявление личной и общественной морали на всех уровнях – от соседей до государства.
Куръан придает большое значение взаимопомощи. Это можно понять и со следующего аята:
«И помогайте друг другу в благочестии и богобоязни, и не помогайте друг другу в грехе и вражде» («Маида», 2).
Куръан призывает к взаимопомощи в добрых делах и богобоязни. Под «добром» подразумеваются всякое добро в этом мире: правдивость, надежность, поклонение Аллаху, щедрость, отважность и т.д. Это слово заключает в себя все добродетели мира. А богобоязненность – это значит бояться Аллаха и жить, поклоняясь только Ему.
Сотрудничество в благих делах и богобоязненности – это сотрудничество во всех делах, которые приведут к счастью и в этом, и в будущем мире. Куръан запрещает сотрудничать в злодеянии и вражде. Под злодеянием подразумеваем запрещенные шариатом дела. Это заключает в себя все мерзкие поступки. А вражда – это открытая ненависть. Злодеяния и вражда причиняют вред каждому человеку и всему обществу. Куръан не только призывает к сотрудничеству в добре и богобоязненности, но и запрещает сотрудничество в злодеянии и вражде. Сотрудничество по теории Ислама – это сотрудничество только ради счастья для людей. Если все люди будут сотрудничать в этом, они обязательно достигнут счастья и благополучия, о которых они мечтают.