Мухаммад ибн Сирин радияллаху анху рассказывал: «Мы были рядом с Абу Хурайрой. На нем была хлопчатая одежда, состоящая из двух частей. Одной из них он вытер нос и следом воскликнул: «Ой, ой, Абу Хурайра вытирает нос одеждой из хлопка. А было время, когда я терял сознание между минбаром Пророка саллаллаху алайхи ва саллам и комнатой Аиши. Некоторые, проходя, наступали мне на шею, считая меня умалишенным, хотя на самом деле я был здоров. Я падал в обморок от голода»».
Малик ибн Динар радияллаху анху рассказывал: «За исключением тех случаев, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам принимал пищу с гостем, он никогда не наедался ни хлебом, ни мясом». Малик радияллаху анху рассказывал: «Я спросил у жителя пустыни о значении слова «дафаф», тот ответил, что это означает «прием пищи с людьми».
Ан-Нуман ибн Башир радияллаху анху рассказывал: «Разве вы не едите и не пьете все, что вы пожелаете? Я видел Пророка саллаллаху алайхи ва саллам в такие тяжелые моменты, когда он не мог найти даже плохой финик, чтобы утолить чувство голода».
Аиша радияллаху анха рассказывала: «Нет никаких сомнений в том, что мы, семья Мухаммада саллаллаху алайхи ва саллам, в течение целого месяца не разжигали огонь в очаге, чтобы приготовить пищу. Наша пища состояла из фиников и воды».
Абу Талха радияллаху анху рассказывал: «Мы пожаловались Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам на голод, и чтобы показать мучения, которые испытывали от голода, мы подняли свои одежды и показали ему камни, прикрепленные к животам. И тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам поднял свою одежду и показал нам два камня, привязанных к животу».
Имам Тирмизи говорил: «Этот хадис, переданный Абу Талха, считается гариб и нам он известен под другим смыслом. Выражение «мы подняли свои одежды и показали ему камни, прикрепленные к животам» нужно понимать следующим образом: «Чтобы притупить чувство голода и побороть слабость, причиной которой был голод, к животу прикрепляли камень». Такие действия укрепляли живот и спину, в силу чего облегчались дви-жения. Кто испытывал еще больший голод, тот обычно прикреплял два камня.
Абу Хурайра радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам вышел из дома в такой час, когда обычно не выходил из дома, и трудно было встретить кого либо на улице. К нему подошел Абу Бакр.
Пророк саллаллаху алайхи ва саллам спросил у него:
– О Абу Бакр! Почему ты пришел?
Абу Бакр ответил:
– Чтобы встретиться с Посланником Аллаха, посмотреть
на его благородное лицо и поздороваться с ним.
Через некоторое время подошел Умар. Посланник Аллаха
саллаллаху алайхи ва саллам спросил у него:
– О Умар! Почему ты пришел?
Умар пояснил ему:
– О Посланник Аллаха! Я вышел из-за голода!
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам сказал:
– Я тоже немного чувствую то, что чувствуешь ты.
Все вместе они отправились к дому Абуль Хайсама ибн ат-Тайихана аль-Ансари. Это был человек, у которого были изобильные финиковые сады, много овец и коз. Но не было слуг.
Не обнаружив его дома, они спросили у его супруги:
– Где твой муж?
Жена ответила:
– Он вышел, чтобы принести нам сладкую воду.
Не прошло много времени, как подошел Абуль Хайсам с раскачивающимся от тяжести сосудом. Он положил его на землю, подошел к Пророку саллаллаху алайхи ва саллам, обнял его и сказал:
– Да будут мои родители жертвой на твоем пути!
Потом он повел их в свой сад. Расстелил скатерть. Отправился к финиковой пальме и, принеся ветку свежих фиников,
положил на землю. Тогда Пророк саллаллаху алайхи ва саллам спросил у него:
– Почему ты не выбрал для нас созревшие финики?
Абуль Хайсам ответил:
– Я пожелал, чтобы вы сами выбрали созревшие финики, и
выбор фиников предоставляю на ваше усмотрение.
Они поели финики и попили воды. После этого Пророк
саллаллаху алайхи ва саллам воскликнул:
– Клянусь Аллахом, в ладони которого находится моя душа! В Судный день будет спрошено за следующие блага: прохладное тенистое место, прекрасно созревший финик и холодная вода.
Затем Абуль Хайсам вышел, чтобы приготовить пищу. Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи ва саллам приказал ему:
– Не режь ту овцу, которая дает молоко!
Абуль Хайсам заколол одного четырехмесячного или не достигшего годовалого возраста ягненка, сварил и принес им. Они поели пищу. После этого саллаллаху алайхи ва саллам спросил у него:
– У тебя есть слуга?
Абуль Хайсам ответил, что слуги у него нет.
Пророк саллаллаху алайхи ва саллам сказал ему:
– Когда к нам прибудут пленники, приходи к нам.
Позднее к Пророку саллаллаху алайхи ва саллам привели
двух пленников. Когда Абуль Хайсам пришел к нему, Пророк
саллаллаху алайхи ва саллам сказал ему:
– Выбирай!
Абуль Хайсам попросил его:
– О Посланник Аллаха! Выберите вы для меня!
Пророк саллаллаху алайхи ва саллам) сказал:
– Бесспорно, советующийся человек убережен. Ты возьми вот этого, так как я видел, как он совершал намаз, и хорошо относись к нему.
Следом Абуль Хайсам отправился к своей супруге и передал ей слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Узнав об этом обстоятельстве, его супруга высказала свое мнение:
– Хорошо отнестись к нему, как советовал Пророк саллаллаху алайхи ва саллам, ты сможешь, только освободив его.
И тогда Абуль Хайсам сказал:
– Я освобождаю его!
Когда слова супруги Абуль Хайсама дошли до Пророка
саллаллаху алайхи ва саллам он сказал:
– Воистину, у пророка, которого послал Аллах, и халифа может быть два выбора. Первый из них призывает к хорошему и удерживает от порицаемого. А второй – делает все возможное, чтобы сбить с пути. Кто оградил себя от вреда плохого, тот тем самым оградил себя от зла и смуты».
Сад ибн Ваккас радияллаху анху говорил: «Нет никаких сомнений в том, что именно я первым пролил кровь на пути Аллаха. Также нет никаких сомнений в том, что именно я выпустил первую стрелу на пути Аллаха. Вместе с группой асхабов Пророка саллаллаху алайхи ва саллам я участвовал в сражениях с врагами мусульман. Мы не могли найти никакой другой пищи, кроме листьев деревьев и хабала (Хабала– растение, похожее на фасоль, или колючие деревья). Из-за этого мы ранили себе ротовую полость, и наши испражнения были похожи на испражнения овец и верблюдов. Даже племя Бани Асвад, невзирая на то, что они совсем недавно стали мусульманами, укоряли меня в том, что я плохо совершаю намаз. Если слова людей Бани Асвад верны, то я лишился блага, навредил себе, и мои деяния оказались тщетными».
Халид ибн Умайр и Шувайс Абур-Раккад радияллаху анхума рассказывали: «Умар ибн Хаттаб, отправляя в поход Атаба ибн Газвана, приказал ему: «Иди со своими людьми до самых границ арабских земель». Они дошли до местечка Марбада (Марбада– местность, расположенная вблизи Басры(совр. Ирак)). Там они нашли каззан Когда некоторые спросили: «Что это?», им ответили: «Это Басра». Они пошли вперед, пока не дошли до маленького моста через реку Тигр. Некоторые сказали, что приказано остановиться здесь. И тогда воины остановились и рассказали длинный хадис. Утба ибн Гузван, один из людей, которые рассказывали этот хадис, поведал следующее: «Я был седьмым человеком (мусульманином) возле Посланника Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам. Кроме листьев, мы не могли найти ничего съестного. Поэтому, мы изранили свою ротовую полость. На земле я нашел накидку и поделил ее с Садом. Сегодня каждый из тех семи человек являются правителями городов. Вам предстоит испытать правителей в вопросах выполнения религиозных предписаний, которые будут после нас»
Анас радияллаху анху рассказывал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам сказал: «За распространение религии Аллаха мне часто угрожали, и я испытал тяжелейшие мучения. За целых тридцать дней я и Биляль, который в то время был рядом со мной, смогли найти столько пищи, сколько было бы достаточным для питания живого существа, умещавшегося подмышкой».
Анас ибн Малик радияллаху анху рассказывал: «Нет никаких сомнений в том, что за исключением тех случаев, когда дома были гости, на столе Пророка саллаллаху алайхи ва саллам никогда не было одновременно хлеба и мяса».
Нафваль аль-Хузали радияллаху анху рассказывал: «Абдуррахман ибн Авф был нашим товарищем и товарищем хорошим. Однажды он пригласил нас к себе домой. Так как
у него была нужда, он зашел в баню и, помывшись, вернулся. В это время нам принесли чашу с хлебом и мясом. Когда чашу положили перед нами, Абдуррахман заплакал. Тогда я спросил:
– О Абу Мухаммад, почему ты плачешь?
В ответ он сказал: – До самой кончины Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам и члены его семьи досыта не ели ячменный хлеб. Думаю, тот факт, что нам дана изобильная жизнь, не сулит нам блага».