Аллах — Ведающий обо всем. Он знает даже то, что обычно не замечают многие. В суре «Раъд» сказано:
8. Аллах знает, что носит каждая самка, и сколь уменьшаются утробы и сколь прибавляются. И каждая вещь у Него — по мере.
«Аллах знает, что носит каждая самка».
Как только самки любого из живых существ на свете становятся беременными, Он в совершенстве знает об их плодах в их утробах. Он знает об их состоянии, об их будущем и о каждом событии, которое их касается.
И знает Он «…сколь уменьшаются утробы и сколь прибавляются».
Если в плоде имеется какой-нибудь дефект, плод продержится в утробе меньше своего срока, Он знает об этом. Или же, если плод в утробе имеет какой-либо излишек или будет находиться дольше своего срока, тоже знает.
«И каждая вещь у Него — по мере».
У всего есть своя мера. Для каждой вещи Аллахом предустановлена мера — предначертана судьба. Всякая вещь пребывает в соответствии с этой мерой, предначертанием. Ничто не может выйти за пределы этой меры и предначертания. Нет пределов знанию Всевышнего Аллаха.
9. [Аллах —] Знающий сокровенное и явное, Великий, Возвышающийся!
Всевышний Аллах знает и то, чего еще нет (сокровенное), и то, что есть сейчас. Он:
«Великий…».
Он больше всех существ, Он велик. Нет ни одного существа больше, чем Он, величественнее, чем Он. Он:
«…Возвышающийся».
Всевышний Аллах выше всего мироздания. Нет ничего более высокого, чем Он. Мутаъали — Возвышающийся, Который выше всяких недостатков и изъянов.
10. Все равны из вас — кто скрывает речь, и кто высказывает ее, и кто скрывающийся ночью, и обнаруживающийся днем.
Всевышний Аллах знает все обо всех ваших речах и поступках в равной степени, будь то скрытое или явное, все равно.
11. У него [человека] — преследующие впереди него и позади него, охраняют они его по велению Аллаха. Поистине, Аллах не изменит то, что у людей, пока не изменят они сами то, что у них. И когда пожелает Аллах народу зла, то нет предотвращения ему, и нет для них, кроме Него, покровителя.
У тех, чье описание упоминалось в предыдущем аяте, то есть у каждого человека:
«У него [человека] — преследующие впереди него и позади него».
То есть существуют ангелы, которые наблюдают за ним со всех сторон. В хадисе[1], переданном имамом[2] Бухари рахматуллахи алайхи[3] об этих ангелах, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Они приходят для вас, сменяя друг друга. Ночью являются одни ангелы, днем еще одни ангелы. Они собираются во время утреннего и послеполуденного намазов[4]. Когда проводящие с вами ночь поднимаются к Аллаху, Он спрашивает у них, хотя Сам очень хорошо знает о вашем состоянии:
— В каком состоянии вы оставили Моих рабов?
Ангелы скажут:
— Когда мы явились к ним, они совершали намаз, когда мы покидали их, они совершали намаз».
В другом же хадисе сказано: «Воистину, вместе с вами находятся те, которые не покидают вас, кроме поры, когда вы справляете нужду и совершаете близость. Так стыдитесь же их и проявляйте к ним уважение».
Миссию этих ангелов поясняет следующая фраза священного аята:
«Охраняют они его по велению Аллаха».
Те ангелы охраняют этого раба по повелению Аллаха. В этой фразе слово йахфазун, что мы перевели как «охраняют», является производным от хафиза, которое имеет значения «охранять», «сохранять», «запоминать», «сохранять в памяти». Прикрепленные к рабу ангелы выполняют эти две задачи. То есть охраняют раба от всяческого зла, а также записывают его деяния, сохраняя их и в памяти.
Опираясь на этот аят и упомянутые хадисы, а также еще на другие доказательства с такими значениями, улемы утверждают следующее:
«Для того чтобы защитить раба от различных происшествий и злосчастий, ангелы по очереди несут охрану. Также и для того, чтобы записывать его деяния, днем и ночью меняются определенные ангелы. Двое из них находятся по правую и левую стороны: ангел, находящийся справа, записывает хорошие деяния, а тот, который находится слева, записывает прегрешения. И еще два ангела охраняют его спереди и сзади. Следовательно, раб всегда находится посреди четырех ангелов. Они сменяются днем и ночью.
Хотя Аллах, как Он Сам упоминает выше, с чрезвычайной точностью знает обо всем, и даже совершенно сокрытые от рабов обстоятельства, Он прикрепил к каждому из рабов по четыре ангела. Двое из них записывают каждое деяние раба в то же мгновение, как только раб совершит его. Это возлагает на каждого раба большую ответственность. А то, как двое из ангелов охраняют раба, показывает, что Аллах удостоил его почести. Значит, каждый человек должен быть достоин этой чести и ощущать эту ответственность. Он должен образумиться, приложить старания, чтобы исправиться, совершать деяния, которые заслужат довольство Аллаха. Потому что:
«Поистине, Аллах не изменит то, что у людей, пока не изменят они сами то, что у них».
То есть если раб желает достигнуть какого-либо блага, то он должен объединить в себе качества, ведущие к этому благу, и прилагать усилия, чтобы достичь его. Только тогда Аллах изменит его дела в лучшую сторону. Также пока сам человек не провинится, Аллах не пожелает ему зла:
«И когда пожелает Аллах народу зла, то нет предотвращения ему, и нет для них, кроме Него, покровителя».
И нет у него заботливого друга, чтобы тот мог принять меры.
В последующих аятах, дабы разъяснить, что Аллах не имеет Себе равных в могуществе, знании и правлении, представляются описания природы и событий в ней. Наряду с этим приводятся в волнение и чувства человека:
12. Он — Тот, Который показывает вам молнию страхом и надеждой, и создает облака тяжелые.
Всевышний Аллах, и только Он Сам, показывает вам молнию опасностью — страхом. Когда сверкает молния, каждого человека охватывает страх. «Как бы она во что-нибудь не ударила», — опасается он. В то же время этот же человек смотрит на сверкание молнии с ожиданием-надеждой. Потому что из-за сверкания молнии некоторые элементы в воздухе превращаются в полезные для растений вещества и попадают на землю вместе с дождем. Другими словами, когда сверкает молния, она сжигает кислород в воздухе и появляется азот. И этот азот падает на землю вместе с дождем, что идет вслед за молниями, и становится удобрением. Отсюда и быстрый рост растений и расцветание земли после дождей, сопряженных со сверканием молний. Люди же, которые осознали это, вместе со страхом, испытываемым при сверкании молний, также надеются, что это принесет пользу растениям.
Да, именно поэтому, когда сверкает молния, люди надеются, что их пища будет изобильной.
Так кто же сделал это явление для людей и страхом, и надеждой? Конечно же, Аллах.
«И создает облака тяжелые».
Он создает тучи, из которых выпадают осадки. И это тоже делает только Сам Всевышний Аллах.
[1] Хадис (حديث) — досл. «разговор», «рассказ»; под хадисом понимаются слова, высказанные Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В терминологии улемов хадис включает в себя информацию о высказываниях, действиях и одобрениях (такрир) Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
[2] Имам (امام) — досл. «предводитель», «впереди стоящий», «руководящий», «начальник». Имамом называют и богослова, духовного служащего. Имамом также называется человек, возглавляющий намаз общины. Великие ученые, которые в области определенных исламских наук были предводителями, авангардами, тоже назывались имамами. Здесь слово «имам» использовано в последнем значении.
[3] Рахматуллахи алайхи — Да будет на нем (ему) милосердие Аллаха.
[4] Намаз — (персидское происхожд.) то же, что и арабс. солат (صلاة) — «дуа», «благая молитва»; в терминологии шариата намазом называется выполнение в определенном порядке ряда действий (афъал) и молитв (азкар), которые начинаются с такбирул ихрама (Аллаху Акбар) и заканчиваются таслимом (приветствие). Намаз является вторым столпом Ислама. Фард (обязательные) намазы совершаются пять раз в день, в определенные промежутки суток. Это намазы фаджр (рассветный или утренний), зухр (полуденный), аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной).
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.