1446 год 11 Рабиус сани | 2024 год 14 октябрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Методы вынесения шариатских положений из Куръана и Сунны

09:30 / 03.04.2020 3097 Режим чтения + -

Общеизвестно, что последняя и совершенная религия Всевышнего Аллаха – Ислам послан, чтобы вести человечество к счастью в обоих мирах. Эта религия действенна для всех времен и пространств. Учение Ислама направлено на определенные цели и пользы с тем, чтобы обеспечить достижение человечеством счастья в этой и последней жизнях. Для осуществления этих основополагающих целей Священный Куръан и Сунна являют собой руководство для выполнения действий. Именно поэтому в понимании Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Пророка алайхиссалам[1], а также в следовании указаниям из них и заложена возможность осуществления этих основополагающих и коренных целей. Досконально изучаются причины ниспослания, сущность, цель и указания каждого аята, каждого хадиса. Ясно, что если пытаться понять каждый конкретный аят или хадис в отдельности, обособленно от основных целей шариата, то, разумеется, эти основные цели не будут достигнуты.

Основатели относящихся к убежденческому мазхабу Ахлус сунна вал джамаа четырех авторитетных, общепризнанных мазхабов – ханафитского, маликитского, шафиъитского и ханбалитского мазхабов и их последователи – улемы-муджтахиды совершали иджтихад и разработали правила вынесения шариатских положений из религиозных текстов – аятов и хадисов с учетом отмеченных и не отмеченных выше тонких моментов. В результате приложения этих беспримерных усилий в сфере науки фикх была заложена основа фундаментальной науки усулул фикх[2]. Только сведущие люди знают о том, что те, кто не обладает знаниями из области этой науки, попросту не могут заниматься фикхом.

 

Чтобы читатель мог получить хотя бы самые малые представления об истине науки усулул фикх, мы приведем в качестве примера цитаты из книги, относящейся к числу трудов по этой науке. Мы процитируем те предложения, которые называют лишь одно из требований, предъявляемых к намеревающимся стать муджтахидом:

«...Человек станет муджтахидом, когда полностью овладеет следующими шестью науками:

1) наука о Книге Всевышнего Аллаха;

2) наука о сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам;

3) наука усулул фикх;

4) наука об изречениях, иджмаъ и разногласиях прошлых ученых;

5) наука по лексике арабского языка;

6) наука кийас».

Ниже вкратце приведем пояснения к этим требованиям.

1. Первое требование: овладение наукой о Книге Всевышнего Аллаха.

Известно, что под Книгой Всевышнего Аллаха, конечно же подразумевается Священный Куръан. Священный Куръан является основным руководством, доктриной Ислама. Человек, не знающий основательно это главное руководство, не может стать муджтахидом. Следовательно, такой человек не может притязать в исламском обществе на звание ученого или факиха.

Напротив, человеку, претендующему на звание муджтахида или факиха, следует достаточно хорошо знать шариатские положения, приведенные в Священном Куръане. Он должен хорошо знать смысл аятов, знать значение каждого слова, арабских предложений, состоящих из этих слов. Он должен хорошо знать свойства этих слов в выражении смыслов.

В то же время, он должен не только понимать смысл этих слов и фраз, но и знать их интерпретацию по шариату, знать об их тонкостях, причине их ниспосылания и о том, в связи с чем из них выводятся шариатские положения.

Кроме того, такому человеку следует знать все возможные указательные смысловые оттенки значений фраз. Указывает ли фраза на значение c точки зрения содержания (ибарат) или в качестве знака (ишарат), в качестве доказательства (далалат) или по востребованности (таказа)? Берется ли положение исходя из логической стороны (мантук) или из понимаемой (мафхум)? Фразы бывают общими (омм), специфичными (хос), совмещенными (муштарак), неопределенными (муджмал), подробными (муфассал), сомнительно-схожими (муташабих) и другими. Притязающий на звание муджтахида должен достаточно хорошо знать все это.

Аятов с положениями не много. Их можно классифицировать по группам и легко узнать эти группы. Аяты о поклонениях, о взаимоотношениях, об исходе, о наказаниях и о семейном положении. Наряду с этим существуют аяты о взаимоотношениях исламского общества с другими обществами или по отдельности с индивидуумами в самом обществе и вне его…»

Таким образом, мусульманские факихи всесторонне и досконально изучили Куръан и Сунну, а результаты своих иджтихадов изложили всей умме в простой и доступной форме в своих книгах и на занятиях. Мусульманская умма правильно восприняла эту величайшую заслугу муджтахидов-факихов и признала их своими имамами, то есть предводителями. Пути вынесения шариатских положений из Куръана, Сунны и других признанных источников, то есть мазхабы четырех из этих муджтахидов –Абу Ханифы, Малика, Шафиъи и Ибн Ханбала получили широкое распространение среди мусульман. Умма отнеслась к ним четверым одинаково, принимая их как равных. А некоторые существующие расхождения (разногласия) в иджтихадах этих четырех мазхабов она сочла для себя милостью Аллаха. Некоторые незначительные разногласия между этими мазхабами единодушно признаны допустимыми, а разжигание раздора на основе таких разногласий было объявлено харамом. Вот уже почти тысячу четыреста лет основная масса мусульманской уммы пользуется их иджтихадами в вопросах фикха и возносит молитвы за них.

Вместе с тем были и те малочисленные группы людей, которые при толковании Куръана и Сунны и вынесении из них шариатских положений, избрали путь, отличающийся от пути признанных уммой муджтахидов, упомянутых выше. Их называют «захиритами».

 
 
 

[1]Алайхиссалам – досл. «мир ему»; молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.

[2]Усулул фикх – основы фикха.


Из книги Разногласия: причины и решения
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
А. Определение кыйаса и его свойствоВ языке слово кыйас мукайаса имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологи чески слово кыйас определяется читать полностью

4243 09:22 / 04.01.2017
Зачинщики разногласий и безмазхабники отрицают общинную соборную мольбу после намаза. Совершивших такое действие они обвиняют в допущении ошибки. Летом 1430 года читать полностью

1847 10:00 / 24.07.2020
..Необходимым условием действительности заключения брака является присутствие двух взрослых разумных свидетелей, исповедующих Ислам. По мнению большинства читать полностью

2901 10:13 / 15.03.2019
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 51 26 О читать полностью

4304 09:02 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью