Шейх Саид бин Абдуль Латиф Фуда – одарённый учёный в области ильм аль-калам, логики и усуль аль-фикх, один из лучших современных знатоков, шафиит в фикхе, ашарит в акыде.
Шейх родился в 1967-м году в городе Хайфа (Палестина), в раннем возрасте он переехал с родителями в Амман (Иордания), где живёт и преподаёт по сей день.
Образование
Шейх начал учиться в очень раннем возрасте. Сначала он изучал шафиитский фикх, грамматику арабского языка, прочёл большую часть Корана с шейхом Хусейном аль-Зухайри, да смилуется над ним Аллах, и закончил чтение с его сыном.
Затем учитель шейха Фуды отправил его к шейху Саиду аль-Анбатави, да смилуется над ним Аллах, обладающему глубокими познаниями в канонических способах чтения Корана. За время обучения у аль-Анбатави он выучил «Тухват аль-Атфаль» и «Аль-Джазария» (известные матны по науке таджвид). Потом под руководством учителя шейх Фуда выучил две трети Корана, матны по акыде «Харида аль-Багия» и «Джаухарат ат-Таухид». В тот период шейх Саид аль-Анбатави не преподавал таухид никому, кроме шейха Саида, ввиду его сосредоточенности и рвения к этой науке. Однажды шейх аль-Анбатави принёс ему комментарий к книге «Харида» Ахмада Дардира и попросил шейха Саида сделать краткое изложение этого текста для студентов, а затем дал ему разрешение на преподавание этого текста. Под руководством шейха аль-Анбатави Саид Фуда также изучил основы чтения Варш.
Некоторое время спустя Саид Фуда начал преподавать акыду, усулюль-фикх и грамматику. В это время он начинает обучение у шейха шазилийского тариката Ахмада Джамаля, который много сделал для защиты убеждений Ахлю-с-Сунна как в Иордании, так и за её пределами. Под его руководством шейх Саид изучил примерно три четверти книги по ханафитскому мазхабу «Китаб аль-Ихтияр» аль-Маусыли. Шейх Ахмад Джамаль по сей день остаётся устазом Саида Фуды.
Среди других его учителей – верховный муфтий Иордании шейх Нух аль-Куда, с которым Саид Фуда изучил часть шарха на «Минхадж» имама Навави и с которым до сих пор поддерживает связь.
Также Саид Фуда поддерживает отношения с ученым-мухаккиком шейхом Ибрахимом Халифой – потомком саляфов, крупным знатоком тафсира, усуля, риторики и грамматики. Шейх Ибрахим Халифа и поныне остаётся одним из ориентиров Саида Фуды. Именно он приказал ему выступить против приверженцев нововведений, сошедших с пути Ахлю-с-Сунна. Он дал Саиду Фуде иджазу по многим наукам, в частности, таких, как тафсир, трактовка хадисов, таухид, усуль, логика и риторика. Шейх Ибрахим Халифа уточнил, что никому ранее не давал иджазы подобного рода.
Саид Фуда поддерживает прочную связь со множеством крупных учёных, таких, как Абдуль Хади аль-Харса, Адиб аль-Каллас в Сирии, Абдуль Кадир аль-Ани из Ирака (ученик шейха Абдуль Карима аль-Мударриса), муфтий Египта шейх Али Джума, Абдуль Баит аль-Каттани и доктор Умар Камиль. Он также встречался с благородным шейхом Мухаммадом Салихом аль-Гасри из Турции и вёл переписку с шейхом Вахбой аль-Гауджи, который одобрил его работы и посоветовал ему написать несколько книг в защиту мазхаба Ахлю-с-Сунна и дать отпор людям, которые нападали на имама Рази. Кроме того, он долгие годы находится в длительных тёплых отношениях с благородными шейхами Хабибом Умаром бин Хафизом, Хабибом Али аль-Джифри и другими учёными Йемена.
Шейх Саид получил также светское образование. Он учился на электротехническом факультете Университета науки и техники Иордании (по специальности электронные средства связи). В данный момент Саид Фуда учится в магистратуре Университета Иордании по специальности акыда. Он собирается получить официальный диплом, который поможет облегчить распространение вероубеждения Ахлю-с-Сунна, если на то будет воля Аллаха. Шейх Саид Фуда свободно владеет английским и итальянским языками.
Написанные им работы:
Шейх Саид Фуда написал множество книг в защиту истинных убеждений Ахлю-с-Сунна – комментарии, пояснения и опровержения.
Опубликованы следующие его работы:
Тахзиб шарх ас-Санусийя Умм аль-Барахин (краткий комментарий к матну по акыде имама Сануси).
Таид аль-мантик (в защиту логики).
Накд ат-тадмюрийя (критика работ ибн Таймийи по вопросам вероубеждения).
Аль-Муяссар шарх ли-матн ас-Суллам аль-мунаврак фи ильмуль-мантик аль-Ахдари (разъяснение матна по логике «Ас-Суллам»).
Китаб мисбах аль-Арвах фи усуль ад-дин лиль-имам аль-Байдави (редакция работы имама аль-Байдави по ильмуль-калам).
Книги, которым ещё предстоит публикация:
Шарх аль-Акыда ат-Тахавийя (комментарий к матну по акыде имама Тахави).
Аль-Кашиф ас-сагир ан маваки аль-галят фи китаб аль-фаляйсуф Ибн Рушд (опровержение книги Ибн Рушда «Манахидж аль-Адилля»).
Книги по науке таухид.
Аль-Бидайя фи усулюль-фикх.
Мухтасар книги имама Газали «Непоследовательность философов».
Комментарий к книге имама Газали «Аль-Иктисад филь итикад».
Комментарий к Аль-Мукаддимат аль-Арбаа.
Комментарий к «Аль-Мухакамат» Муллы Абдуррахмана аль-Джами с толкованием аль-Лараи.
Многочисленные комментарии к шарху ат-Тавали аль-Асфахани на «Минхадж».
Комментарии к «Тахзиб аль-мантик валь-калам» Саада ат-Тафтазани.
Комментарии к шарху «Аль-Мукаддимат» ас-Сануси.
Комментарии и критика книг «Бидаят аль-хикма» и «Нихаят аль-хикма» шиитского философа аль-Табатабаи.
Комментарии и критика шарха «Хидая аль-хикма» и «Хаякаль ан-нур» шиита Сухраварди (не путать с суфием ас-Сухраварди).
Толкование «Шарх аль-Варакат» имама Джувейни.
Основанный на усуле комментарий к сорока хадисам имама Навави.
Комментарий к сборнику сорока хадисов аль-Гумари.
Шейх Саид также является автором кратких изложений и комментариев ко многим другим книгам учёных Ахлю-с-Сунна, например, к книге «Аль-Маалим фи усуль ад-дин» имама ар-Рази. Кроме того, он написал множество небольших статей и опровержений:
Опровержение книги Сафара аль-Хавали («Манхадж аль-ашаира»).
Опровержения нескольких статей Али аль-Халяби.
«Ан-Накд аль-Кавим» (опровержения некоторых сочинений ибн Таймийи, включая его работу о безначальной цепи творения с комментарием к хадису от Имрана бин Хусейна).
«Минах аль-вадуд фи баян мазхаб вахдат аль-вуджуд» (исследование вопроса вахдат аль-вуджуд с позиции ашаритов).
Работа, раскрывающая смысл связей (тааллюкат) атрибутов Аллаха.
Статья-комментарий к работе Ибн Камаля Паши по вопросу расхождений между ашаритами и матуридитами.
Опровержение взглядов Насра Хамида Абу Зайда (неомутазилита, которого светский суд Египта признал вероотступником).
Несколько опровержений работ христианских авторов.
Опровержения некоторых философов (Кант, Гегель) и философских учений (диалектический материализм).
дарульфикр.ру