30. Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пришел человек к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
— О Посланник Аллаха, что это за два обязующих?
(Он) сказал:
— Кто умер, не придав Аллаху в сотоварищи ничего, войдет в рай. А кто умер, придав Аллаху в сотоварищи что-либо, войдет в ад.
Пояснение: Познакомимся с Джабиром ибн Абдуллахом радияллаху анху, от кого передан этот хадис:
Джабир ибн Абдуллах ибн Амр ибн Харам ал-Ансари ас-Салами происходит из рода Бани Салама (из ансаров). Вместе с отцом и дядей по матери он участвовал во втором байъате Акаба. Тогда семьдесят человек из ансаров совершили байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам об оказании ему помощи для победы и распространения Ислама по всему миру.
Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху говорил: «Я был вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в 19 сражениях. Я не участвовал только в битвах Бадр и Ухуд из-за несогласия моего отца. После смерти отца я не отставал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ни в одном сражении».
Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху передал 1540 хадисов, став шестым из сподвижников по числу переданных хадисов.
Во время поездок Джабира ибн Абдуллаха в Египет и Сирию люди учились у него знаниям об Исламе. Знания и примеры богобоязненности получали от него и члены учебных кружков, существовавших в мечети Пророка саллаллаху алайхи васаллам (Масджидун Набавийа) в лучезарной Медине.
Джабир ибн Абдуллах умер в 74 году хиджры в Медине. Его джаназа-намаз совершил Абан ибн Усман.
В этом хадисе, как и в предыдущих, говорится о достоинствах тавхида, о том величайшем благе, которое он приносит его последователям. К Пророку саллаллаху алайхи васаллам пришел человек и спросил его о двух качествах, обуславливающих попадание либо в рай, либо в ад.
«О посланник Аллаха, что это за два обязующих?»
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил на это предельно кратко и убедительно.
1. Первое качество — это оставаться вплоть до своей смерти муваххидом — последователем тавхида, то есть единобожником, тем, кто не придает Аллаху субханаху ва таъала в сотоварищи никого. Это качество является необходимым условием (ваджиб) попадания в рай. Обладающий этим качеством не может не попасть в рай. Даже после пребывания в аду за совершенные им грехи он все равно попадет в рай.
2. Второе качество — это поклонение многим, то есть, вымышленным богам. Это качество является необходимым условием (ваджиб) попадания в ад. Таким образом, в ад непременно и навечно попадет человек, умерший в многобожии (ширке), поскольку Аллах субханаху ва таъала категорично заявил, что не прощает проявления ширка по отношению к Нему.
Из этого хадиса мы узнали, каким великим счастьем является тавхид и, наоборот, каким несчастьем является ширк. Давайте будем муваххидами, а не мушриками!
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.