Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Того, кто утаил знание, когда спросили о нем, Аллах запряжет огненной упряжью в Судный день≫.
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Мы хорошо знакомы с повествователем хадиса Абу Хурайрой радияллаху анху В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам призывает к распространению знаний путем изложения пагубных последствий утаивания и нераспространения знаний. В предыдущих хадисах было сказано о необходимости усердия всех верующих, всех мусульман в доведении до людей знаний, пусть даже одного аята. Теперь же говорится о неизбежности особого мучительного наказания в Судный день тех, кто утаивал знание, не доводя его до людей. Аллах бросает такого человека в ад, запрягая его огненной упряжью, и подвергнет его другим мучениям.
Такое предостережение является одной из мер, принятых Исламом по распространению знаний. При других общественных строях знание считается собственностью его обладателя. Ученый человек волен делать со своими знаниями все, что пожелает. Если захочет, будет обучать других, не захочет - не будет. Но в Исламе знание считается собственностью не ученого, а общества, в котором он живет. Ученый является доверенным лицом, у которого знания находятся на сбережении. Когда у общества возникнет потребность, ученый должен обеспечить общество необходимым знанием, иначе он станет изменником в отношении вверенного ему сбережения. Если ему и удастся избежать наказаний в этом мире, то в загробной жизни он получит свое наказание непременно. В предыдущей главе рассматривался вопрос о достоинствах ученых и предоставляемых им привилегиях. Теперь же речь идет об их долге и ответственности перед обществом, перед Аллахом. Польза, извлекаемая нами из этого хадиса, очевидна. Мы должны претворить этот хадис в нашу жизнь. Обладатели знаний должны обучать тех, кто приходит с желанием учиться, кто просит обучить их знаниям. Если кто станет препятствием на этом пути, то все грехи лягут на чинящего препятствие.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.