Всевышний Аллах, поясняя причину мудрости послания пророков к людям и излагая их обязанности, в суре «Бакара» говорит следующее:
«Были люди единой уммой, и послал Аллах пророков благовествующими и предостерегающими, и ниспослал вместе с ними книгу с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они впали в разногласие» (аят 213).
В действительности, человечество было единой уммой, которая состояла из Адама алайхиссалам и Хаввы (Евы), а также их детей. Эта умма состояла из членов одной семьи. Постепенно их стало больше, и чем больше становилось членов семьи, тем больше становилось мнений и взглядов, соответственно больше становилось разногласий. Потому что каждый обладал своеобразной природой, свойственным ему разумом и интересами. Каждый излагал свою мысль, исходя из собственного видения и положения. У каждого имеется своя природная особенность. Ибо возможность благоустройства на земле Всевышний Аллах увязал с этим разнообразием, с этими противоположностями мнений. Если бы все обладали одинаковыми мнением, природой, желаниями, то земля не была бы благоустроенной.
Значит, между людьми возникли разногласия, расхождения во мнениях. И каждый стал считать себя правым. Как же в такой ситуации можно узнать, кто прав? Если все предоставить самим людям, то каждый будет утверждать свою правоту. И таким образом разноголосица только усилится.
А если избрать одну группу из людей и склониться к их точке зрения, то они ведь тоже обычные люди — каким бы разумом ни обладали, все равно имеют слабости, свойственные простым людям. Не сегодня, так завтра, так или иначе они совершат ошибку, впадут в заблуждение. По своей слабости потеряют объективность и склонятся в одну сторону. Или же не будут обладать всеобъемлющим знанием. Ими овладеет искушение и они возьмут взятку. Или же просто не смогут перешагнуть через интересы своего народа. Таким же образом могут столкнуться со множеством подобных причин, которые станут преградой на их пути и они будут ошибаться, что в конечном итоге не принесет нужного результата.
Следовательно, чтобы ответить на вопрос, какие же из разногласий допустимые, правильные, до каких пределов можно иметь расхождения во мнениях, нужен тот, кто превосходил бы разногласящих, кто не был бы подвержен слабостям, которым уступает человек, кто обладал бы всеобъемлющим знанием, не нуждался бы ни в чем, не имел никаких недостатков, изъянов, был бы бескорыстным, обладал бы качествами совершенства. И это — Сам Всевышний Аллах! Он — ведающий обо всем и поэтому Всевышний Аллах Сам знает, какое решение вынести относительно вопросов, по поводу которых разногласили и разногласят сотворенные Им же Его рабы.
«И послал Аллах пророков благовествующими и предостерегающими, и ниспослал вместе с ними книгу с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они впали в разногласие».
Первая обязанность посланных Всевышним Аллахом пророков — довести до верующих благую весть, а до неверных и непокорных — предостережение.
Они доводят до верующих добрую весть о благом воздаянии, награде и рае. А неверных предостерегают известием об ужасах ада и наказании.
И самое главное, вместе с тем они выносят решения и положения среди людей на основе книги истины по вопросам, в которых имеются разногласия, тем самым пророки отличают истину от недействительного. Они выносят справедливое решение. Решение, вынесенное на основе книги истины, несомненно, будет истинным, справедливым. Ничто другое, решение никого другого не может быть истинным.
Все пророки приходили к людям с одной религией, книгой истины. Каждый пророк приходил с шариатом, подходящим для своего народа, своей эпохи.
Одна из основных обязанностей пророков алайхимуссалам — призывать к уверованию во Всевышнего Аллаха и поклонению Ему. Всевышний Аллах по этому поводу в суре «Анбийа» говорит следующее:
«И не посылали Мы до тебя посланника, не ниспослав вахий ему, что, поистине, нет божества, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне!» (аят 25).
В задачу всех пророков и всех божественных вероубеждений входило разъяснение людям, что единственным достойным поклонения является Всевышний Аллах, они должны были призывать их уверованию в Него и поклонению только Ему. Акийда тавхида — вероубеждение единобожия никогда не менялась.
Всевышний Аллах в суре «Нахл» говорит следующее:
«И действительно, Мы отправили к каждому народу посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута». И среди них — те, кого Аллах наставил на праведный путь, и среди них — те, над кем подтвердилось заблуждение» (аят 36).
То есть, без сомнения, Мы посылали каждому народу Нашего пророка. Каждый пророк говорил своему народу:
«Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута».
То есть живите в этом мире в соответствии с указаниями Аллаха, выполняйте Его повеления, оставляйте все, от чего Он вас отвратил, и поклоняйтесь только Ему Одному. Вместе с этим, сторонитесь тагута. Не поклоняйтесь ему. Слово тагут в арабском языке выражает все, что помимо Аллаха является объектом поклонения. Тагутом могут быть и шайтан, и гадальщик-прорицатель, и идолы-истуканы, творения в природе и даже животные.
Следовательно, жить, выполняя повеления кого-либо другого, помимо Всевышнего Аллаха, следовать указаниям его, поклоняться ему, означает поклоняться тагуту. Тогда как Всевышний Аллах желает, чтобы рабы Его поклонялись только Ему и сторонились тагута. Эту Свою волю Всевышний Аллах довел до людей посредством Своих пророков. Однако люди стали вести себя по-разному.
«И среди них — те, кого Аллах наставил на праведный путь, и среди них — те, над кем подтвердилось заблуждение».
Тех, кто выбрал хидаю — наставление на праведный путь, и устремился к ней, Аллах наставил на путь праведности. Для тех, кто пожелал и избрал путь заблуждения (неверия) и стремился на этот путь, подтвердилось — стало надлежащим его заблуждение.
Всевышний Аллах не принуждал никого из этих двух категорий. Они поступали согласно своим желаниям и воле.
Точно так же, обе стороны не выходили за грани всеобъемлющей воли Всевышнего Аллаха. Ибо все в мире осуществляется только по воле Его, по установленным Им законам.
Всевышний Аллах пожелал последования хидае тех, кто выбрал хидаю и пошел по его пути, и такое последование хидае Он превратил в действующие правила (законы).
Таким же образом, Всевышний Аллах пожелал долженствования заблуждения для тех, кто выбрал путь заблуждения и устремился на этот путь, а также Он превратил такое долженствование в действующие правила (законы).
На основании именно этих правил (законов) сказано, что избрание каждым человеком пути наставления (хидаи) или заблуждения и совершение им согласно своему выбору добра или зла, соответствует воле Всевышнего Аллаха.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.