Мысль, формируясь в сознании человека при помощи разума, распространяется и доходит до других людей посредством слова. И вот свобода, которая присутствует в процессе мышления и выражении человеком своей мысли, называется свободомыслием и свободой слова.
Права людей на такую свободу в настоящее время закреплены во всех документах по правам человека и конституциях всех государств.
Целесообразно, думается, начать рассмотрение данного вопроса с выяснения методологических различий между исламскими и современными документами по правам человека. Пятнадцать веков тому назад в мире царило беззаконие и своеволие, каждый действовал, руководствуясь своими желаниями. В исламских указаниях, внедренных в целях регулирования и налаживания в обществе обстановки мира и согласия, применялся метод, предполагающий отражение в большей степени запрещающих положений, в смысле того, что все остальное разрешается. Потому что, как правило, запрещенного бывает меньше, чем разрешенного.
В настоящем веке причиной разработки документов по правам человека послужило все возрастающее количество законов, ограничивающих эти права. Поэтому в работе над соответствующими актами применялся как бы обратный порядок законодательства: подчеркнуть и зафиксировать необходимость того, что и разрешенное не должно служить дискредитации существующих прогрессивных законов и правил, ущемлению прав других людей. Ислам освободил разум человека от ереси и суеверий, призывал его к размышлению о Вселенной, о всем сущем, о себе самом. Изложим свою позицию о том, что поскольку человек наделен интеллектом, он через мыслительный процесс должен найти истину, для чего ему и были предоставлены свободомыслие и свобода слова. Вместе с тем, с учетом ограниченности всех его способностей, в том числе умственных, Аллах Сам изложил то, что находится за пределами человеческого разума и мышления. Это было милосердием Аллаха рабам Божьим. Иначе человек, бессмысленно утруждая свой разум для постижения находящихся вне своих возможностей явлений и вещей, отклонился бы от использования своего ума в более полезных делах.
К примеру, возьмем убеждение относительно существа и качеств Аллаха. Этот вопрос стоит выше уровня знаний человека. И не подвластен и не может быть подвластным Его возможностям создавать духовность. Если бы Аллаха можно было увидеть, потрогать руками, услышать и если бы Он соответствовал другим человеческим меркам и был ограничен во времени и пространстве, то тогда Он потерял бы все присущие Ему качества и не стал бы Аллахом. Человек находит Аллаха путем размышления над всеми существующими вещами, являющимися доказательствами Его высшего могущества. При этом каждый мыслит по мере своих способностей и по-своему. Естественно, таким способом человечество не в силах составить конкретное представление о существе и качествах Аллаха, не может прийти в этом вопросе к единому мнению.
Именно поэтому в фальшивых, искусственных религиях, которые основаны на мыслях человека, следовательно, не являющихся Божественными, относительно Бога существуют самые различные убеждения. Немало и тех, которые считают богами солнце, луну, некоторых людей, животных, а также статуи, изготовленные своими руками.
В таком положении вещей нет никакой целесообразности и логики.
Из книги «Права человека в Исламе» Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф