Человек понапрасну потеряет время в своих стремлениях постичь непостижимое, метафизическое: Аллах, оказав милость человеку, такие вопросы осветил в откровениях, ниспосланных Своим пророкам. Человеку остается только, попусту не тратя свое драгоценное время, осмыслить ниспосланную Аллахом весть и убежденно принимать ее. А свой разум пусть использует в посильных своему интеллекту делах. Что касается потусторонних, незримых человеческому глазу вещей и явлений, то о том, как им верить, поведал нам Всевышний и Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Мусульманин должен уверовать в соответствии с их рассказом.
Еще раз следует подчеркнуть: да, человек волен в выборе религии. Но раз уж он принял Ислам, он должен будет принять религиозные догмы, указанные Аллахом и Пророком Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам. Если он, например, будет заявлять: «Я — мусульманин и я обладаю свободомыслием, на мой взгляд, Аллах не един, а в трех лицах» (упаси Аллах от такого святотатства!), ничего от его мусульманства не останется. Или же если он скажет: «Да, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был пророком, но я тоже являюсь пророком» (храни Аллах каждого из нас от такого богоотступничества!), то это не будет иметь ничего общего со свободой слова, за которую борются Ислам и все человечество. Напротив, это будет воспринято как бездумность и цинизм.
То же самое можно сказать и об обязательных (фард) богослужениях по Шариату. Потому что если бы на заре распространения Ислама все они были оставлены на усмотрение самих людей, наш мир выглядел бы еще более беспорядочным и растоптанным. Ибо человек не способен принимать закон, отменяющий даже ту ущербность, вредность, которую он явно видит и ощущает в повседневной жизни. Только этим можно объяснить существование (причем в странах, выступающих с притязаниями на прогрессивность во всех сферах) законов, которые ложатся черным пятном на чести и достоинстве разумного человека. Примером могут служить законы, разрешающие сожительства мужчин, проституцию, алкоголизм и другие человеческие пороки.
По этой причине, хотя принятие Ислама — дело добровольное, выполнение всех его требований является обязательным (фард) или необходимым и нужным (сунна). Примерно так ставит вопрос любой общественный институт. Поэтому еще раз подчеркнем, что будет настоящим богоотступничеством, неверием, а не выражением свободомыслия и свободы слова, когда говорят: «Я мусульманин, но мне думается, что можно не совершать намаз, употреблять спиртные напитки или же сочетать их одновременно». Потому что это прямое отрицание твердого указания Аллаха. Вновь можно будет прибегнуть к аналогии в общественной жизни: ведь ни одна организация, ни одна партия и ни одно государство в мире не допустит осуществляемые под предлогом свободомыслия и свободы слова посягательства на свои твердые внутренние решения, которые являются столпами всего их общественного здания.
Даже в той же Всеобщей декларации прав человека, которая разработана людьми в наше время, в ее 29-й статье, эта мысль подчеркнута особо. В ней зафиксировано, что «осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций».
Мы останавливаемся на этом более подробно потому, что именно в данном вопросе существует недоразумение по отношению к Исламу. Некоторые мусульмане, ни словом не вспоминая о предоставленных Исламом широких правах по части истинного свободомыслия и свободы слова, в то же время выдают за ограничение этих прав его положения о нежелательности утруждения своей мысли в бесполезных для человека вопросах.
А отдельные из тех, которые несмотря на то что носят мусульманские имена, отвергая твердо установленные в Шариате положения, постоянно занимаясь богохульством, тем не менее, заявляют о своем мусульманстве. В действительности, не только с точки зрения Ислама, но и просто с точки зрения элементарной человеческой этики и морали, неверны обе эти позиции. В Исламе выдвигается требование к человеку использовать свободу мысли и слова там, где это приносит пользу самому человеку. А где эти свободы работают в ущерб, во вред человеку, вступает в силу запрет. Далее мы рассмотрим относящиеся к данному положению документы, доказательства и примеры из жизни.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф