Среди людей мы часто сталкиваемся с разговорами о колдовстве и магии, со всякими наводящие страх подробностями о таких делах. О существовании колдовства упомянуто и в нашей религии.
Может ли колдовство стать причиной заболевания человека? Что такое колдовство вообще? Очень много среди нас тех, кто желал бы получить научные ответы на подобные постоянно задаваемые вопросы. Некоторые из этих людей направляют свои вопросы мне через сайт воросов-ответов, функционирующий в составе нашего портал islom.uz. Приведем примеры:
«Почтенный Шейх хазрат! Я подозреваю, что меня путем колдовства отворотили от своей жены. К сожалению, существование людей, прибегающих к колдовству с помощью джиннов это истина. Как должен поступить заколдованный человек чтобы избавиться от воздействия колдовства? Или же, прошу Вас, сообщите мне название достоверной и напечатанной в Узбекистане книги по этой теме. По этому вопросу я вел некоторые свои изыскания, однако сомневаюсь в найденных мною сведениях. Да приумножит Аллах Ваши знания!»
«Ассаламу алайкум, уважаемый учитель. Прошу Вас представить сведения о молитвах и действиях, упомянутых в Священном Куръане и хадисах для исцеления человека, в отношении кого были применены колдовство, привороты и отвороты. Потому что множество наших братьев вынуждены идти к ворожеям. Да вознаградит Вас Аллах до степени Своего довольства Вами за Ваши служения на пути Его довольства!»
Таких вопросов и просьб очень много. Также много и разрушенных по причастности колдовства и магии семей, окончательно порванных родственных отношений, взаимно враждующих соседей. Все эти инциденты имели место в силу незнания о том, что такое колдовство. И поэтому для всех нас будет полезным узнать, какие сведения и положения о колдовстве существуют в нашем исламском шариате.
Определение колдовства
Лексически арабское слово сихр (колдовство) означает явление, чье происхождение чрезвычайно утонченно, изощренно и изящно, но причина происхождения скрыта.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— В изложении [описывании, объяснении] действительно тоже есть колдовство».
Передал имам Бухари.
Во фразе «такого-то заколдовали» кроется значение «его обманули». На самом деле сихр (колдовство) — это оборачивать что-то от его подлинности в другую сторону. Здесь подразумевается, что колдун выдает недействительное за действительное. В книге «Лисанул араб» сказано так: «ввиду того, что колдовство оборачивает (превращает) здравие в недуг, а любовь в ненависть, арабы называют такое явление сихром».
Относительно определения колдовства улемы высказывали различные мнения.
Байзави о сихре сказал так: «Колдовство — это то, осуществление чего требует сближения с шайтаном и что может сделать сам человек. Оно получается у тех людей, которые в злодеянии и в нечистоте своего нафса соответствуют шайтану. Однако совершение, изумляющих людей явлений с применением ухищрений, различных инструментов и средств, демонстрация мастерства с помощью ловкости рук не осуждается. Называние таких явлений сихром связано с изощренностью их происхождения, и только. По сути, сихр — это то, причина чего сокрыта».
Ат-Таханави в своей книге «Кашшафу истилахил фунун» приводит следующее определение сихру: «Сихр — это одна из разновидностей науки, в которой используются знания об энергетических свойствах материальных вещей и созвездиях. Используя это, делается форма для человека, которого хотят заколдовать, и ожидается подходящее для него зодиакальное время. Затем произносятся противоречащие шариату слова куфра и непристойные фразы. Это достигается при поддержке шайтанов. От слияния воедино всех этих действий в заколдованном человеке проявляются странные состояния».
Ал-Калюби дает колдовству следующее определение: «В шариатской терминологии сихром называется произведение необычных явлений с помощью нечистых духов посредством специальных слов и действий».
Представители мазхаба Ханбалийа дают колдовству следующее определение: «Сихр — это непосредственное воздействие на тело, сердце или разум человека посредством [связываемых] узлов, слов, заклинаний или написания каких-то фраз либо выполнения каких-то действий».
Если рассмотрим эти определения обобщенно, то увидим, что в каждом из них речь идет о своеобразных свойствах колдовства. Значит, из совокупности этих определений наше представление о сущности колдовства станет более цельным.
Все то, что относится к колдовству:
1. Шаъваза.
Это можно назвать и кудесническим знахарством. Оно, в сущности, представляет собой ловкость рук, когда ловкими движениями рук, с использованием некоторых ухищрений, что-то показывается в ином виде. Например, «знахарь-ловкач» спрятанную у себя вещь выдает за извлеченную им из больного.
2. Нашра.
Это один из видов отчитывания (рукйа), при котором лечится человек, предположительно подвергшийся нападению (воздействию) джиннов. Иными словами, «окутавший» больного недуг издается, то есть расписывается. Такое дело тоже относится к колдовству.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху, говорится: «Когда Пророка саллаллаху алайхи васаллам спросили о нашре, он сказал: “Она из деяний шайтана”».
3. Заклинательство.
В арабском это значение взято от слова азиймат, что означает «применять клятву». Заклинатель клянется определенными именами и тем самым просит исцеления для тех, кто подвергся воздействию джиннов. Как утверждают заклинатели, произносятся якобы имена ангелов, которых Сулайман алайхиссалам назначил уполномоченными по племенам джиннов. Если поклясться именем одного из них, тот ангел якобы пускает в дело подчиняющихся ему джиннов.
4. Чары.
Названное нами здесь как чары — это «имена», которые, как предполагается, связаны со звездами. Чародеи утверждают, что эти «имена» наличествуют в минералах или в других предметах и посредством них они якобы исцеляют людей.
5. Авфак.
При этом деянии разные цифры специальным методом вписываются внутри геометрических форм. Совершающие такие действия люди притязают на то, что якобы если кто-то будет постоянно носить с собой бумагу, на которой нарисованы эти формы, это облегчит роды, обеспечит войску одержание победы над другим, освободит узника из тюрьмы.
6. Астрология.
В арабском языке это значение выражено словом наджжама, что лексически означает «смотреть на звезды», «заниматься астрологией». Однако как термин это слово означает «выявление сведений о земных событиях по имеющимся формам в небе».
Колдун же, то есть занимающийся сихром, это человек, который воздействует на людей посредством применения различных способов. В аяте Священного Куръана, посвященного вопросу сихра, также колдунами названы и те, кто занимается делами по отвороту мужчин от женщин.
В Священном Куръане колдуны категорически осуждаются.
Всевышний Аллах в суре «То Ха» смилостивился сказать так:
«И не преуспеет колдун, где бы он ни был» (аят 69).
Колдовство осуждается также и в благородных хадисах, где вновь и вновь настоятельно предписывается, чтобы правоверные мусульмане никоим образом не приближались к этому харамному занятию.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:
— Кто завяжет узел а потом подует [заговором] в него, тот действительно совершил колдовство. Кто совершит колдовство, тот действительно совершил ширк».
Передал имам Насаи.
В Священном Куръане сказано, что занятие колдунов является куфром — проявлением неверия.
Масштабы или опасность чего-либо лучше и глубже познается при его сопоставлении с другим явлением. Насколько сихр является великим грехом можно понять и по тягчайшим грехам, которые поставлены в один ряд с ним — с колдовством.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Сторонитесь семи губящих.
Люди спросили:
— О Посланник Аллаха, какие они?
Он алайхиссалам сказал:
— Ширк Аллаху, сихр, несправедливое убиение запрещенной Аллахом живой души, поедание риба, поедание имущества сироты, убегание вспять в день битвы и обвинение несведущей, верующей, благочестивой женщины в прелюбодеянии».
Передал имам Бухари.
Как известно, нет более великого греха, чем совершение ширка — придания Аллаху сотоварищей. И не спроста в этом благородном хадисе среди великих грехов, приводящих человека к верной гибели, первым упоминается именно ширк. А то, что сразу же следом за ним упоминается сихр, ясно показывает, насколько большим грехом является колдовское дело. Обратите внимание, даже убийство человека поствлено после него. Потому что вред, наносимый колдуном обществу, намного больше, чем убийство человека. Конечно же, совершившему такой тяжкий грех в мире последнем воздастся по заслугам. Об этом сказано и в благородных хадисах.
Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не войдут в рай ни употребляющий хамр регулярно, ни верующий в сихр, и ни разрывающий родственные узы»
Передал Ибн Хиббан.