Мы рассмотрели на примере «Хизбут тахрир» ошибочность множества утверждений относительно исламского учения и отметили, каковы последствия такого пагубного явления, подобных стремлений использовать Ислам в различных целях, а также видели примеры исхода следования таким категориям групп, которые игнорируя основы первоисточников Ислама, пытаются навязать вредные для общества идеи. Мы также теперь понимаем, что большинство наших бед исходит от незнания самих мусульман своей религии.
…Стало быть, для того чтобы изменить наше положение в лучшую сторону, мы должны действовать разумно и планомерно. Что для этого нужно сделать?
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?
В настоящее время этот вопрос заставляет задуматься многих. Этот вопрос постоянно присутствует в мыслях каждого мусульманина нашей Родины. Если мы вместе, при помощи Аллаха, найдем ответ на этот вопрос, и будем действовать сообща, то сможем изменить все к лучшему.
Сначала нужно трезво взглянуть на пройденный путь и обстоятельно проанализировать допущенные ошибки. Безгрешен только Всевышний Аллах. Человеку свойственно ошибаться. Но хорош тот, кто скоро понимает свою ошибку и незамедлительно исправляется.
Имам Тирмизи и Ибн Маджа передают от Анаса радияллаху анху:
عَنْ أَنَسٍ t، قَالَ: قَالَ رَسُولُ الله» :rكُلُّ بَنِيآدَمَ خَطَّاءٌ، وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ.«
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Все Адамовы потомки — премного ошибающиеся. Но лучшие из ошибающихся — много раскаивающиеся».
В том, что в нашей стране возникла неприятная ситуация, в той или иной степени виноваты мы сами. Конечно же, трудно осознать свои ошибки и исправить их самому. В этом мы должны помогать друг другу. В шариате приветствуется исправлять ошибки своих братьев-мусульман. Это нужно делать добросердечно, с открытой душой.
Имам Тирмизи передает от Абу Хурайры радияллаху анху:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، أَنَّ رَسُولَ اللهِ r، قَالَ»:الْمُؤْمِنُ مِرْآةُ الْمُؤْمِنِ، وَالْمُؤْمِنُ أَخُو الْمُؤْمِنِ،يَكُفُّ عَلَيْهِ ضَيْعَتَهُ، وَيَحُوطُهُ مِنْ وَرَائِهِ . «
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Мумин — зеркало мумина. Мумин — брат мумина. Он сокроет его изъян, и прикроет его сзади».
Да, если правоверный укажет своему брату на его недостатки, то этим он послужит ему словно зеркало, то есть он поможет ему избавиться от изъянов и ошибок, пока их не заметили другие.
Правоверный совершит по отношению к своему брату большое добро, если подскажет ему его ошибки. Поэтому истинный правоверный (мумин) должен благодарить своего брата и возносить за него молитвы за то, что тот указал ему на недостатки, посоветовал исправить их. Почтенный Умар ибн Хаттаб радияллаху анху говорил: «Да помилует Аллах того, кто подарил (показал) мне мои недостатки».
Значит, когда правоверный с благими намерениями указывает на недостатки своего брата, призывает его исправить их, тем самым он не совершает по отношению к нему зла, а наоборот, преподносит ему подарок.
В этом велика роль и ответственность исламских улемов, потому что везде и во все времена наши улемы должны быть в религиозных делах предводителями мусульман. На них возложена большая ответственность и обязанность перед своим народом и страной, перед единоверцами.
عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ t، قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِr، يَقُولُ»: مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَبْتَغِي فِيهِ عِلْمًا،سَلَكَ اللهُ بِهِ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ، وَإِنَّ الْمَلاَئِكَةَلَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضَاءً لِطَالِبِ الْعِلْمِ، وَإِنَّ الْعَالِمَلَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَوَاتِ وَمَنْ فِياْلأَرْضِ، حَتَّى الْحِيتَانُ فِي الْمَاءِ، وَفَضْلُالْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ، كَفَضْلِ الْقَمَرِ عَلَى سَائِرِالْكَوَاكِبِ، إِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ اْلأَنْبِيَاءِ، إِنَّ اْلأَنْبِيَاءَلَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا، وَلاَ دِرْهَمًا، إِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ،فَمَنْ أَخَذَ بِهِ، أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ. « رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَوَالتِّرْمِذِيُّ.
Передается от Абу Дарда радияллаху анху:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Тому, кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в рай. Воистину, ангелы ради снискания довольства искателей xe "знания"знаний распластают свои крылья на земле. Воистину, за алима будут просить истигфар[1] те, кто в небесах, и те, кто на земле, и даже рыбы в воде. Преимущество алима перед абидом подобно преимуществу луны перед всеми звездами. Воистину, алимы являются наследниками пророков. Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам.[2] Воистину, они оставляли в наследство знание. Тот, кто взял его, взял великую долю».
Передали Абу Давуд и Тирмизи. Слова Тирмизи.
В этом хадисе ясно говорится о высочайшей степени ученых.
«Тому, кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в рай».
Уже тогда, когда человек еще не стал ученым, а делает только первые шаги на пути к знаниям, Всевышний Аллах возвышает его степень.
«Воистину, ангелы ради снискания довольства искателей xe "знания"знаний распластают свои крылья на земле».
В других преданиях сказано, что ангелы «распластают крылья под их ногами». В еще одном предании сказано, что ангелы «перестанут летать и окружат занятых поиском знаний людей, постараются позаимствовать из их милосердия и света». Этот хадис показывает, насколько в Исламе высоко почитаются те, кто находится в поисках знаний, и что поиск знаний представляет собой великий статус.
«Воистину, за алима будут просить истигфар те, кто в небесах, и те, кто на земле, и даже рыбы в воде».
Существа «в небесах» — это ангелы. Существа «на земле» — люди, джинны и животные. Произносить истигфар — возносить мольбу за кого-либо, прося Аллаха простить его. Аллах любит ученого за то, что тот обрел знание и призывал людей на путь Аллаха, наставлял их на праведный путь. Именно поэтому Всевышний Аллах вселяет в сердца ангелов и всех созданий любовь к этому ученому. А это показывает, насколько высоко достоинство быть ученым религиозных наук.
«Преимущество алима перед абидом подобно преимуществу луны перед всеми звездами».
Алим — человек, глубоко овладевший религиозными знаниями. Абид — много поклоняющийся, постоянно занятый поклонениями для себя человек. Каждому, кто смотрит в небо, луна кажется большой, она освещает землю. Звезды кажутся относительно маленькими, и на взгляд они едва освещают пространство вокруг себя. Человек, который посмотрит в небо темной ночью, сразу поймет, насколько большим преимуществом обладает луна перед звездами. Таково же и преимущество алима перед абидом. Если абиды, как и звезды, лишь сияют сами, то алим, подобно тому, как луна освещает темную ночь, излучает свет наставления Ислама людям, находящимся в кромешной тьме невежества. Если от абида польза есть только ему самому, то от алима польза есть всем.
«Воистину, алимы являются наследниками пророков».
Сама эта фраза указывает на то, что здесь речь идет о религиозных ученых. Значит, наши алимы не являются обычными людьми, а являются наследниками пророков алайхимуссалам.[3]
«Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам».
Потому как Аллах им не давал богатств. Всевышний Аллах даровал им знания. Именно поэтому:
«Воистину, они оставляли в наследство знание».
В том числе, последний из пророков — Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам также оставил в наследство только знания.
«Тот, кто взял его, взял великую долю».
Человек, обретший знания, оставленные в наследство от пророков, обрел великое благо. Может ли быть большее благо, чем наследство пророков?!
Таким образом ученые превращаются в людей, которые доводят до народных масс учения религии Аллаха. Ислам призывает людей получать религиозные учения от улемов.
Всевышний Аллах в Священном Куръане повелевает:
«Спросите же людей зикра, если не знаете» (сура «Нахл», аят 43).
Никто не сомневается, что под словосочетанием «люди зикра» здесь подразумеваются улемы. Старшие улемы, изучив все аяты и хадисы по этому вопросу, вынесли обобщающие итоговые положения и записали их в своих книгах для нас с вами. Вкратце ознакомимся с некоторыми из этих положений.
Имам Ибн Абдулбарр в своей книге «Джамиъ байанил илми ва фадлихи» («Свод изложения знаний и их достоинства») пишет:
«Поистине, когда возникнет определенный вопрос, народ должен подражать своим улемам. Сами по себе они не смогут найти месторасположение аргумента и не смогут постичь знание о его сущности. Ибо у знания есть степени. Не постигнув низы этих степеней, нельзя покорить их вершины. Именно этот аспект и является преградой между простонародьем и нахождением знаний и аргументов».
По вопросу о том, что народ должен подражать своим улемам, не вступал в разногласие ни один ученый. В аяте Всевышнего Аллаха «Спросите же людей зикра, если не знаете», имелись в виду именно ученые. Также улемы не вступали в противоречие — были единодушны во мнении о том, что вынесение фатвы рядовыми людьми не допускается. Причина этого — нехватка у них знаний.
Из этого состоит понятие улемов Ахлус сунна вал джамаъа о подражании.
Следовательно, мусульмане должны почитать своих улемов и знать их права. Именно по этой причине Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам высказал резкие слова в отношении тех, кто не проявляет уважения к улемам:
«Кто не жалует наших старших, не проявляет почтения к нашим младшим и не уважает наших улемов, тот не из нас».
Словом, можно сказать, что все мы вместе должны сообща исправить свои ошибки, должны простить друг друга и став друг другу учителями, должны наладить изучение нашей религии на правильной основе.
Раз это так, то воспитание и подготовка настоящих улемов является чрезвычайно важным фактором. Улемы, в совершенстве владеющие знаниями из разных сфер религиозных наук, являются весьма востребованными людьми для каждого общества. Учитывая тот факт, что искренние в своих действиях улемы, основательно изучившие религию Аллаха, чистосердечно соблюдающие ее, показывающие пример своими богобоязненностью, поклонениями, нравом и внедряющие в жизнь учения Ислама, всегда вели мусульман по верному пути, мы должны непрестанно стремиться к тому, чтобы среди нас были такие люди, сконцентрировавшие в себе все эти качества.
Собственно говоря, всем известно о том, что в тех краях, где нет своих сильных, авторитетных улемов или где они недостаточно активны, начинают появляться и размножаться разные течения, группы и секты.
Другая задача, важность которой необходимо осознать и которую нужно осуществить, — это обеспечение всестороннего изучения религиозной обстановки в обществе и постоянного направления этого общества по правильному пути.
Например, в наши дни в исламском мире особое внимание уделяется фактору «фикхул авлавийат» (фикх приоритетов). При этом налаживается доскональное изучение ситуации в каждом обществе, определение наиболее актуальной проблемы в ней и переход к решению именно этой проблемы, доведение этого дела до завершения, а затем переход к решению следующей по приоритетности проблеме.
Допустим, по определенным причинам в каком-то обществе большинство людей не осведомлено о вопросе верования — об иймане. Разумеется, было бы смешным говорить в таком обществе о глобальных вопросах Ислама и рассматривать сложные задачи. Дело начинается с разъяснения людям основ веры. Только потом усилия направляются на обучение омовению, намазу и другие подобные вопросы, представляющие собой столпы религии, и налаживается их соблюдение верующими.
Таких правил и порядков достаточно много. Необходимо тщательно изучить их все и применить на практике. Для этого нужны мир и спокойствие, сотрудничество, взаимное доверие и самоотверженность. Словом, нам еще многое предстоит узнать и сделать. Чтобы изложить эти правила и порядки, требуется написать отдельные книги.
Но пока основным правилом, которое должно быть впитано каждым из нас и должно беспрекословно соблюдаться нами, является то, что в вопросах вероубеждения [Е. М.1] нам надлежит придерживаться мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, а в вопросах фикха — строго придерживаться одного из признанных авторитетных мазхабов, в нашем случае, ханафитского мазхаба. Для этого мы должны тщательно изучить эти два — по вероубеждению и по фикху — мазхаба и основательно наладить учебно-воспитательную работу. Мы обязаны сторониться любых сект, течений и партий, которые появляются у нас извне.
Да простит Всевышний Аллах всем нам наши ошибки и грехи! Да наставит Он нас на праведный путь! Аминь!
[1] Истигфар (استغفار) — досл. «сокрытие», «прикрытие чего-либо»; фраза «Аллах совершил магфират такого-то» означает «Аллах сокрыл грехи такого-то». Истигфар это испрашивание у Аллаха прощения грехов посредством молитвы, покаяния и иными поклонениями. На деле истигфар — это произнесение рабом божьим фразы астагфируллах — «прошу прощения Аллаха» и подтверждение этого значения сердцем. В общем значении истигфар выражает религиозность человека.
[2] Динар и дирхам — золотая и серебряная монеты.
[3] Алайхимуссалам — досл. «мир им».