1444 год 11 Раджаб | 2023 год 02 февраль, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадж

Таваф Байта

15:03 / 28.06.2021 984 Режим чтения + -

Теперь ознакомимся с одним из самых трогательных моментов хаджа - обходом Каъбы.

Всевышний Аллах сказал:‎

‎«И Мы ‎заповедали Ибрахиму и Исмаилу: ‎‎«Очистите Мой ‎дом для совершающих обход, и ‎‎постоянно ‎предающихся, и совершающих ‎рукуъ, и ‎падающих ниц!‎»(Бакара, 125).‎

Всевышний Аллах говорит, что Он велел ‎очистить Байтуллах (Дом Аллаха) для ‎прибывающих с окрестностей и совершающих ‎таваф, проживающих здесь постоянно, ‎совершающих рукуъ и сажду. Это примечание ‎показывает, насколько дурным делом было ‎осквернение арабскими мушриками этой ‎священной обители духовной поганью - более ‎чем тремястами шестьюдесятью идолами, ‎догмами многобожия.‎

Всевышний Аллах сказал в суре «Хаджа»:‎

‎«И вот Мы определили для Ибрахима место ‎Дома: ‎‎«Не придавай в сотоварищи Мне ничего ‎и ‎очисти Мой дом для совершающих таваф, и ‎‎выстаивающих (ночи в поклонении), и ‎‎преклоняющихся, поклоняющихся ниц‎» (аят ‎‎26).‎

В этом аяте речь идет о возведении и тавафе ‎Байтуллаха:‎

‎«И вот Мы определили для Ибрахима место ‎‎Дома‎...»‎

Сам Всевышний Аллах определил место для ‎возведения Величественной Каъбы. И определил ‎это Своему пророку – Ибрахиму алайхиссалам. ‎После того, как по велению Аллаха Ибрахим ‎алайхиссалам вместе со своим сыном Исмаилом ‎алайхиссалам окончили возведение Байтуллаха, ‎был ниспослан аят:‎

‎«Не придавай в сотоварищи Мне ничего...»‎

Всевышний Аллах велит: «Не придавай Мне в ‎сотоварищи никого и ничего в мире». Нельзя ‎придавать никого в сотоварищи Владельцу Байта. ‎Нет у Него товарищей, помощников. Однако ‎нечестивые из курейшитов, проживая в ‎окрестностях Байта, признавали бесчисленных ‎идолов сотоварищами Аллаху и поклонялись им. ‎При этом, установив внутри Байтуллаха триста ‎шестьдесят идолов, выступая хозяевами ‎Заповедной Мечети, преграждали мусульманам ‎вход в него. ‎

‎«...‎очисти Мой дом для совершающих таваф, и ‎‎‎выстаивающих (ночи в поклонении), и ‎‎‎преклоняющихся, поклоняющихся ниц‎».‎

Эти качества, провозглашаемые Владельцем ‎Байтуллаха – Всевышним Аллахом его строителю ‎‎– Ибрахиму алайхиссалам, относятся ‎мусульманам. Именно они вправе претендовать ‎на Байтуллах, Заповедную Мечеть, а не ‎многобожники из курейшитов.‎

* * *

Передаётся от Аиши радияллаху анха:‎

‎«Первое, с чего начал Пророк саллалаху ‎алайхи васаллам по прибытии в Мекку – ‎совершил омовение и таваф Байта».‎

Передал Бухари.‎

Пояснение: Это называется тавафул-кудум – ‎обход прибытия. Совершение этого тавафа ‎является сунной.‎

* * *

Передаётся от Ибн Умара радияллаху ‎анху:‎

‎«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам совершал таваф в хадже или умре, ‎сперва совершал три тавафа Байта ускоренно. ‎Затем (совершал) четыре (тавафа) ходьбой. ‎Затем совершал две саджды (ракъата). Потом ‎совершал саъй между Сафой и Марвой».‎

Передали пятеро.‎

Пояснение: Ускоренное совершение первых трех ‎тавафов называется «рамл». При этом таваф ‎совершается богатырскими шагами. А остальные ‎четыре тавафа совершаются обычной, ‎неторопливой ходьбой. После семикратного ‎тавафа совершаются два ракъата намаза на ‎Макаме Ибрахима. Потом совершается ‎семикратный саъй между Сафой ва Марвой.‎

* * *

Слова Тирмизи:‎

‎«По прибытии в Мекку Пророк саллаллаху ‎алайхи васаллам вошел в Мечеть, почтил ‎хаджар (истилам). Затем пошел вправо от него, ‎совершил три рамла и четыре ходьбы. Затем ‎пришел к макаму (Ибрахима) и сказал: «И ‎берите место стояния Ибрахима местом ‎‎намаза», совершил два ракъата (намаза). ‎Место (Ибрахима при этом было) между ним и ‎байтом. Затем подошел к хаджару и почтил его ‎‎(истилам). Потом вышел к Сафе. Думаю, (он  ‎саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, ‎Сафа и Марва – из примет ‎‎(религии) Аллаха‎». ‎

В другом предании:‎

‎«Когда Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам совершал таваф, совершал его ‎сперва три раза трусцой и четыре раза –‎ходьбой».‎

Пояснение: В этом предании речь идет о порядке ‎первоначальных действий, совершаемых ‎Пророком саллалаху алайхи васаллам по ‎вступлении в Мекку. Пророк саллалаху алайхи ‎васаллам по прибытии в Мекку:‎

‎1. Вначале входил в Заповедную Мечеть.‎

‎2. Почтил Хаджарул-Асвад – черный камень ‎‎(совершил истилам).  ‎

‎3. Направлялся в правую сторону, чтобы ‎совершить таваф. ‎

‎4. Три тавафа совершал неторопливым бегом – ‎рамл. ‎

‎5. Остальные четыре совершал простой ходьбой. ‎

‎6. Затем, придя к макаму (месту Ибрахима), ‎говорил: «И берите место стояния Ибрахима ‎местом ‎‎намаза» и совершал два ракъата намаза. ‎

‎7. Затем еще раз совершал истилам Хаджарул-‎Асвада. ‎

‎8. После этого, взойдя на Сафо, говорил: ‎‎«Поистине, Сафа и Марва – из примет ‎‎(религии) ‎‎Аллаха», и начинал саъй. ‎

Каждый паломник, совершающий хадж или умру, ‎стремится совершать эти действия именно в этом ‎порядке, следуя Пророку саллалаху алайхи ‎васаллам.  ‎

* * *

Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху ‎анху:‎

‎«Прибыли Пророк саллалаху алайхи васаллам ‎и его сподвижники. Тогда мушрики сказали: ‎‎«Поистине, прибывает к вам группа тех, кого ‎изморила лихорадка Ясриба».‎ Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им ‎‎(сподвижникам) совершить три обхода рамлом ‎и ходить между двумя рукнами. Лишь жалость ‎к ним удержала (его саллалаху алайхи ‎васаллам) велеть им (сподвижникам) ‎совершить все тавафы рамлом». 

В другом предании добавлено:‎

‎«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых ‎вы думали, что их изморила лихорадка?! Да ‎они крепче того-то и того-то!».‎

Передали пятеро.‎

Пояснение: Здесь речь идет о том, как ‎сподвижники во главе с Пророком саллалаху ‎алайхи васаллам прибыли совершить умру, ‎пропущенную в прошлом году, когда было ‎заключено худайбинское соглашение.‎

‎«Тогда мушрики сказали: «Поистине, ‎‎прибывает к вам группа тех, кого изморила ‎‎лихорадка Ясриба»‎

Чтобы посмеяться на мусульманами, они вошли в ‎Заповедную Мечеть поглядеть на них. Посланник ‎Аллаха узнал об этих разговорах мушриков и ‎принял меры против них. ‎

«Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им ‎‎(сподвижникам) совершить три тавафа рамл и ‎ходить между двумя пределами».‎

В первых трех тавафах велел сподвижникам ‎расправить плечи и ходить богатырским шагом, ‎чтобы мушрики увидели, что перед ними ‎совершают таваф Байтуллаха не изморенные, ‎слабые люди, а мусульмане, сильные духом и ‎телом. Вместе с тем он саллаллаху алайхи ‎васаллам разрешил им идти не рамлом, а ‎простыми шагами между двумя рукнами - ‎йеменским пределом и пределом ‎Хаджарул Асвада, так как в этой стороне не было ‎разглядывающих их мушриков.‎

‎«Лишь жалость к ним удержала (его саллалаху ‎‎алайхи васаллам) велеть им (сподвижникам) ‎‎совершить все тавафы рамлом‎».‎

Почтенные сподвижники проделали долгий и ‎трудный путь в Благодатную Мекку. Любящий их ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам не смог ‎велеть им совершать все тавафы рамлом. Но им ‎было достаточно совершить первые три тавафа ‎рамл, чтобы повергнуть врагов в уныние. ‎Почтенные сподвижники великолепно исполнили ‎это повеление Пророка саллалаху алайхи ‎васаллам. ‎

‎«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых ‎вы думали, что их изморила лихорадка?! Да ‎они крепче того-то и того-то!».‎

Поэтому до сего дня это стало сунной для ‎мусульман.‎

* * *

Передается от Умму Саламы радияллаху ‎анха:‎

‎«Я пожаловалась Пророку саллалаху алайхи ‎васаллам на свой недуг. (Он саллалаху алайхи ‎васаллам) сказал:‎

‎«Совершай таваф за людьми, верхом».‎

Я совершила таваф. А Посланник Аллаха ‎саллалаху алайхи васаллам совершал намаз ‎возле Байта, читая «Ват-Тури ва китабим ‎мастури».‎

Передали пятеро, кроме Тирмизи.‎

Пояснение: Этот хадис является доказательством ‎того, что больным, слабым людям и тем, кто не ‎имеет возможность передвигаться, так же ‎дозволено совершать хадж. Когда мать ‎правоверных Умму Салама радияллаху анха не ‎смогла из-за болезни совершать таваф на своих ‎ногах, Пророк саллалаху алайхи васаллам велел ‎ей исполнить таваф, сидя верхом. Поэтому до сих ‎пор людям, не имеющим возможности совершать ‎таваф и другие обряды хаджа на ногах, помогают ‎исполнить таваф, саъй и другие деяния, перенося ‎их на носилках.‎

Продолжение следует...

 

Из "Книги хаджа и умры"

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.Достоинства жертвоприношения Глава 1 Соблюдение поста паломниками в день АрафыВОПРОС Дозволяется ли паломникам, которые пребывают на горе Арафат, соблюдать читать полностью

3353 09:06 / 06.01.2017
Понедельник, 31 октября. 4 ЗулХиджжа. Паломники продолжают пребывать в искреннем, воодушевленном поклонении, зикре и молитве. Сегодня были обнародованы документы читать полностью

2826 09:35 / 03.01.2017
.Перед Всевышним степень пророков превыше всех остальных существСреди них Ибрахим алайхиссалам имеет настолько высокий статус, что Аллах назвал его .халилом, читать полностью

2993 09:08 / 06.01.2017
.Хадж и жертвоприношение mdash это телесные поклонения или имущественныеНекоторые люди называют хадж и телесным, и имущественным поклонением, ибо во время хаджа как читать полностью

3640 09:10 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью