- Следует закрыть глаза покойника.
Если этого не сделать своевременно, глаза покойника останутся открытыми и будут иметь устрашающий вид.
- Челюсть покойника подвязывают к макушке головы мягкой тряпичной повязкой.
В результате его вид уже не будет иметь неприятный, страшный вид, и будет предотвращено проникновение через рот в него какой-либо живности.
Передается от Шаддада ибн Авса:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
- Когда присутствуете при покойнике, прикройте его глаза. Потому что газа следуют за духом. Также говорите о хорошем. Потому что ангелы говорят «аминь» словам, произносимым обитателями дома».
Передали Ибн Маджа и Хаким.
Человек, выполняющий эти действия, произносит: «Бисмиллахи ва алаа миллати Расулиллахи (саллаллахумалайхи васаллам)».
- Из помещения, где находится покойник, выводят тех, кто пребывает в состоянии джунуба, хайда и нифаса.
Потому что эти люди не имеют омовения, то есть пребывают в состоянии осквернения.
- Вблизи покойника ставят благовония.
Его тахту и саван окуривают благовониями, которые используются в нечетном количестве.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам:
- Когда станете окуривать благовониями покойника, делайте их нечетное количество».
В другом ривайате сказано:
«Окуривайте для него благовония три раза».
Передали Ахмад, Ибн Хиббон и Хаким.
Такое действие устраняет различные неприятные запахи.
- Покойника (недавно умершего) необходимо хорошо уложить на ровную поверхность и постараться добиться, чтобы суставы встали на свои места выпрямленными.
Если не сделать этого, тело покойника остынет в искривленном виде.
- Покойника укрывают легкой материей.
Когда скончался Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, почтенные сподвижники накрыли его благословенное лицо и тело полосатым халатом из Йемена, называемым хибара.
- Чтобы живот покойника не вздулся, на него кладут что-нибудь тяжелое.
В некоторых краях существует обычай класть Священный Куръан, однако этого делать нельзя.
- Покойника рекомендуется положить на приподнятое от земли место, наподобие тахты, а его руки положить по бокам.
Тогда части тела покойника будут остывать, будучи выпрямленными, это сделает удобным омывание и оборачивание в саван.
- Нельзя руки покойника положить на его грудь.
Это дело людей других вероисповеданий. Класть руки покойника на грудь не подходит ни для нашего омовения, ни для оборачивания в саван.
- Соглсно ханафитскому мазхабу нельзя читать Куръан рядом с покойником, пока его не омоют.
Потому что покойник до омовения находится в состоянии наджаса. Естественно, в этом состоянии при немнельзя читать Куръан. Обычно и после омывания покойника Священный Куръан не читают вслух.
- Целовать покойника дозволяется.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Абу Бакр прискакал на своем коне из своего дома в Сунхе и, спустившись с коня, вошел в мечеть. Людям ничего не сказал. Вошел прямо в комнату Аиши. Он хотел к посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он был завернут в хибару. Он открыл его алайхиссалам лицо, наклонился к нему и поцеловал. Затем, плача, сказал:
- Да пожертвуется мой отец за Вас, О Посланник Аллаха! Аллах не объединит для вас две смерти. Вы умерли предустановленную вам смерть».
Передал Бухари и Насаи.
- Если жена покойного захочет взглянуть на него, ей не воспрещают.
Так было всегда, никто и никогда не воспрещал.
- О смерти покойного дозволяется сообщать другим.
Последующее поколение улемов ханафитского мазхаба отмечали, что хорошо, когда о джаназа-намазе алимов, захидов и почитаемых людей объявляется на многолюдных рынках и площадях.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сообщал своим сахабийам о смерти Наджаши, Джаъфара ибн Абу Талиба, Зайда ибн Харисы и Абдуллаха ибн Равахи радияллаху анхум. Главная цель такого оповещения – надежда на молитвы как можно большого числа людей.
- Необходимо ускорить действия по погребению покойника.
Передается от али радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
- О Али, не откладывай три вещи: намаз, когда наступило (его время), джаназу, когда (покойник) приготовлен, и незамужнюю девушку (женщину), когда найдется ее ровня».
Передали Тирмизи, Ахмад и Хаким.
Откладывать джаназу-намаз без уважительной причины является харамом. А уважительной причиной может быть только ожидание близких, обладателей достоинств и праведных людей.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
- Ускоряйте даназу. Если это из праведных людей – хорошо, представите его (добру). Если иначе – плохо. (Скорее) положите его с плеч».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи.
Ускорением джаназы предусматривается только добро. Если покойник был праведным, богобоязненным, хорошим человеком, в пору смерти ему будет показаны его место в ином мире и предоставляемые блага, оказываемый почет. Покойник с нетерпением будит стремиться как можно скорее достичь приготовленных для него благ и добра. Поэтому как можно скорее его нужно отнести и похоронить в его месте. Если, не дай Аллах, покойник был плохим человеком, его напасть повлечет за собой беду и на других. Чтобы избавиться от его бет, необходимо как можно быстрее отнести его и похоронить.
- Следует торопитбся погасить долги покойника.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
-Душа правоверного, пока его долг не погашен, будет привязана к его долгу».
Передали Термизи, Ибн Маджа и Ахмад.
Если у мумина после смерти остались долги, его место в Раю временно не будет ему показано. Когда же его долг будет погашен, только потом ему будет показано это место. А в этом есть своеобразное мучение могиле. Это указывает насколько высока значимость чужого имущества. Была случаи, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не совершал джаназу-намаз по тем умершим мусульманам, у кого оставались долги. Поэтому кто не желает оказаться в могиле в неприглядном положении, тот должен приложить усилия для того, чтобы накануне смерти на нем не оставалось никаких долгов перед кем-либо или чьих-либо имущественных прав.
- Следует стремиться скорее исполнить завещание покойного.
Безусловно, как обязательное условие, завещание должно соответствовать положениям шариата: спеша скорее исполнить завещание покойного, проявляется уважение к нему.