Некоторые определения тасаввуфа исходят из того, что конечнной целью тасаввуфа является единение с Всевышним и достиженние довольства Аллаха.
Зуннун Мисри (ум. 245/859): “Суфии – это те, которые предпочли Аллаха всему, и кому Аллах дал предпочтение и возвысил”.
Абуль-Хусейн Нури (ум. 295/907): “Тасаввуф – это полное отречение от всего личного ради того, что относится к Аллаху”.
Абу Амр Димашки: “Тасаввуф – это значит видеть сотворенное имеющим недостатки и, созерцая Всевышнего, пречистого от всех недостатков, закрыть глаза на все, имеющее недостатки”.
Абу Бакр Шибли (ум. 334/945): “Быть в обоих мирах вместе с Аллахом и не видеть ничего, кроме Него”.
Единение с Всевышним путем видения (басират), осуществления (тахаккук) и наблюдения (мушахада), упомянутых в этих определениях, – это конечная цель, которую хочет достигнуть тасаввуф. Идти к Нему и быть с Ним вместе. Этого достигают те рабы Аллаха, про которых Он в Куръане сообщает, что “Аллах доволен ими и Аллах облагодетельствовал их степенью удовлетворенности и ихсаном”. Ихсан выражен в тасаввуфе понятиями “вусуль – достижение”, “джамъ – единение” и “маъиййат – те, кто находится рядом”. В благородном хадисе, передаваемом Бухари, единение с Аллахом и осознание нахождения вместе с Аллахом выражается следующим образом: “Всевышний Аллах повелевает: “Тому, кто является врагом моего раба, близкого Мне, Я объявляю войну. Раб Мой не может приближаться ко Мне более любимыми Мной делами, чем те, которые Я возложил на него в качестве обязанности. Если после исполнения обязательных предписаний раб Мой продолжит приближаться ко Мне выполнением дополнительных поклонений, Я полюблю его, если Я полюблю его, Я стану его слышащим ухом, видящим глазом, держащей рукой, ходящей ногой, размышляющим разумом и говорящим языком. Желание такого раба тут же исполню, если он попросит у Меня покровительства, Я защищу и спасу его.
Видение и слушание рабом через Аллаха есть своего рода единение. Единение (джамъ) с Аллахом. Так как Аллах является Творцом всех действий своего раба, все рабы находятся в подобном положении. Об этой близости в Священном Куръане сообщается в нескольких аятах. “Мы ближе к нему, чем его сонная артерия” (ал-Вакиъа). “И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху” (ал-Бакара). “Когда ты бросил горсть песка, бросал не ты – бросал Аллах” (ал-Анфаль). Из этих аятов становится ясна близость раба к Аллаху и то, что действия раба совершаются Творцом. Хотя, на самом деле, Аллах является Исполнителем всего, человек за преградами этого мира не видит этой истины и относит действия к преходящим источникам. Но, как говорится в хадисе, достигшие поклонением единения с Аллахом сразу проникают в эту тайну. Таково понимание тасаввуфом единобожия, к которому Он хочет привести своих последователей. Приход раба к Аллаху с любовью и привязанностью, возникающими в результате поклонения, – это не материальное и буквальное объединение, а духовное единение. Оно берет свое начало в делах, а завершение его является даром Аллаха.
Доктор Хасан Камиль Йылмаз,
из книги «Тасаввуф и Тарикаты»