У судьи города Марв (Мерв) была дочь. К ней сватались богатейшие люди страны, чиновники, владельцы огромных состояний, но кадий всем им отказал. У судьи был слуга по имени Мубарак.
Прошло два месяца как он пришел в дом кадийа, за это время в саду уже успели созреть плоды. Хозяин приказал Мубараку принести виноград. Однако принесенный слугой виноград, хотя и выглядел красивым, но не был спелым. Он снова послал его за виноградом, но и на этот раз виноград оказался таким же кислым, как прежде.
— Ведь в винограднике так много винограда, почему ты несешь только неспелый? — спросил судья.
— Я не знаю, какой из них сладкий, а какой кислый, — ответил Мубарак.
— Субханаллох, — с удивлением воскликнул хозяин, — ты уже два месяца в саду и не знаешь, какой сладкий, а какой кислый?! Разве ты не пробовал?!
— Хозяин, моя обязанность охранять виноград, а не есть его. Вы доверили мне охрану сада. Раз так, будет ли правильным, если я стану есть...?
Кадий впервые столкнулся с таким случаем. Он нашел того человека, который был ему по душе. Кадий сказал Мубараку:
— Я хочу спросить тебя кое о чем. У меня есть дочь, ее руки просили несколько высокопоставленных, богатых людей. Я не знаю, за кого из них выдать ее. Что же мне делать...?
Мубарак ответил:
— В эпоху джахилийи жениха выбирали по его происхождению, христиане и иудеи — по красоте, а в Эпоху Благоденствия —по его религиозности и богобоязненности. А люди нашего времени смотрят на богатство и положение. Раз так, выдавайте дочь за того, кого хотите.
— Я тоже смотрю на религиозность и богобоязненность. Поэтому выдам свою дочь за тебя, так как именно в тебе я увидел эти прекрасные качества, — сказал кадий.
Мубарак заявил, что он всего лишь слуга, и девушка может не согласиться на это. Но судья был тверд в своем решении и привел Мубарака домой.
Войдя в дом, кадий сказал жене:
— Это наш праведный, богобоязненный слуга. Я хочу выдать нашу дочь за него, что ты скажешь?
— Вы сами знаете, как поступить, но давайте прежде спросим нашу дочь, —ответила жена кадийа.
Когда мать рассказала обо всем дочери, девушка ответила, что она предоставляет это дело на усмотрение родителей. После этого был заключен брак.
Однако Мубарак не входил к невесте. Так продолжалось сорок дней.
Мать, узнавшая об этом, не выдержала и сказала мужу:
— Зять, которого вы нашли, до сих пор даже не взглянул в лицо нашей дочери. Почему он так поступает?!
Когда кадий спросил об этом самого Мубарака, то получил следующий ответ:
— Поймите меня правильно. В вашей дочери нет ничего, что могло бы не прийтись мне по душе. Вот только меня гложет мысль: Вы столько лет были кадийем, быть может, ваша дочь могла употребить что-нибудь сомнительное. Поэтому в эти дни я кормил и поил ее халалной едой. Я сделал это только с намерением, чтобы Аллах даровал нам праведного потомка.
Позже в этой семье родился сын. Ему дали имя Абдуллах. Этот ребенок вырос валийем. Это был Абдуллах ибн Мубарак.