1446 год 21 Джумадаул аввал | 2024 год 22 ноябрь, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Какое сооружение стало самым первым вакфом в исламе?

14:00 / 16.06.2019 2095 Режим чтения + -


В мусульманской традиции принято считать, что первым религиозным вакуфом для людей была Кааба, построенная пророком Ибрахимом (библейская Авраамом) в Мекке, которая и по настоящее время называется в Аравии «вакуфом друга Бога», на что указывает Священный Куръан: «Поистине, первый дом, который установлен для людей, - тот, который в Бекке, - благословенен…» (сура «Али Имран», аят 96).

Одним из первых религиозных вакуфов в исламе была мечеть Куба, которая была основана Пророком саллаллаху алайхи васаллам во время нахождения в селении Куба на пути переселения (хиджры) в Медину: «… мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня…» (сура «Тауба», аят 108). В Куба Пророк саллаллаху алайхи васаллам остановился в доме Кульсум ибн ал-Хидама (по другим же сообщениям, он остановился у Сагда ибн Хайсама) и прожил там четыре дня, основав за это время мечеть и успев совершить там несколько намазов. Следующим вакуфом считается мечеть Пророка саллаллаху алайхи васаллам в Медине. Первый известный в исламе вакуф, получаемый доход от которого направлялся на благотворительность, это вакуф Пророка саллаллаху алайхи васаллам состоящий из 7 пальмовых садов, который был самым огромным в Медине. Прежде сады принадлежали еврею по имени Мухайрик, очень любившему Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Мухайрик участвовал в битве при Ухуд, но перед сражением он сделал заявление, что если будет убит, то все свое имущество завещает Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. После его гибели 7 пальмовых садов перешли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам которые он пожертвовал в качестве милостыни, т.е. как вакуф. В книгах по истории упоминается об учреждении в виде вакуфа колодца «Рума» Усманом бин Аффаном на благо мусульман. На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка саллаллаху алайхи васаллам в районе «Вади ал-Акик» был расположен сад с колодцем, который сегодня известен как колодец Усман радияллаху анху а во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам назывался «биру Рума». (История этого колодца напрямую связана с событиями переселения (хиджры) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды. Когда Усман совершил переселение (хиджру) в Медину, он узнал, что мусульмане испытывают затруднения с водой. Вода во всех колодцах Медины была горькой и соленой. И лишь в колодце Рума, принадлежавшем одному иудею, вода была пресной и приятной на вкус. Иудей добывал средства к существованию, продавая воду из этого колодца. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обратился к мусульманам со словами: «Кто желает выкупить колодец Рума, чтобы удостоиться в Раю более благословенного источника, чем этот, при условии, что все мусульмане будут иметь равные права на пользование этим колодцем?» Благородный Усман пожелал немедленно купить этот колодец, однако иудей отказался от его предложения. В конце концов, Усман добился того, чтобы выкупить половину доли этого колодца, то есть теперь иудеи и мусульмане могли пользоваться им через день. Позднее он выкупил весь колодец. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил у благородного Усмана: «Не передашь ли ты в дар людям этот колодец, чтобы они были обеспечены водой?» И тогда он, приняв предложение Пророка саллаллаху алайхи васаллам отдал его во всеобщее пользование (вакуф). Таким образом, благодаря милости и щедрости благородного Усмана мусульмане Медины избавились от трудностей с водой. Согласно преданию, Усман, проявляя величайшую скромность, как и все, вставал в очередь за водой из колодца, который сам выкупил и пожертвовал для нужд людей. По другому преданию, это проявление беспримерной щедрости благородного Усмана стало причиной ниспослания следующих аятов Куръана: «(В тот день праведникам будет сказано): «О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой рай!» (сура «Фаджр», 27-30). Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили. Язид бин Харун передает от Хамида, а он передает от Анаса, который сказал: «Были ниспосланы нижеследующие аяты: «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, Аллах про это знает» (сура «Али Имран», аят 92). «Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз? Аллах сжимает и щедро дает, и к Нему вы будете возвращены!» (сура «Бакара», 2/245). После их ниспослания Абу Тальха пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказал: «О Посланник Аллаха! Мой сад, находящийся в таком-то месте, я жертвую ради Всевышнего Аллаха. Могу ли я держать в тайне то, о чем объявил? Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Определи его для своих родственников». Передают, что Ибн Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Умару, да будет доволен им Всевышний Аллах, достались земли в Хайбаре, после чего он явился к Пророку саллаллаху алайхи васаллам за советом по этому поводу. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Мне достались земли в Хайбаре, и они являются самым ценным из всего, чем я когда-либо владел». Он сказал: «Если хочешь, ты можешь завещать эти земли в качестве вакфа и раздавать их урожай в качестве милостыни». Тогда Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, отдал эти земли в качестве пожертвования и завещал, что они не могут быть проданы, унаследованы или подарены, и что их урожай может быть распределен между нуждающимися и родственниками, а также израсходован для освобождения рабов, осуществления необходимых мероприятий на пути Аллаха, обеспечения путников и угощения гостей, а что касается распорядителя этого имущества, то он также имел права отведать урожай, не преступая разумных пределов, или накормить своего друга, но не имел права сохранять даже часть урожая для удовлетворения собственных нужд. Хадис, переданный со слов Ибн Умара. При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Умар пожертвовал в качестве милостыни свою пальмовую рощу, которая называлась Самг. (Прежде чем сделать это) Умар сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть имущество, которое дорого мне, и я хочу пожертвовать его в качестве милостыни». (На это) Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Отдавай, (но с таким условием, чтобы) его основу нельзя было ни продать, ни подарить, ни оставить в наследство, (что же касается) фиников, то их можно будет раздавать». И Умар пожертвовал (эту рощу, чтобы доходы с неё использовались) на пути Аллаха, (а именно) − на (освобождение) рабов, на (помощь) неимущим и приём гостей (а также) на (поддержку) путников и родственников. Нет никакого греха в том, что управляющий всеми этими делами будет и сам питаться за счёт этого в разумных пределах или кормить своих друзей, если только он не стремится к обогащению за счёт этого. В этих двух хадисах речь идет об одном: о земле Хайбар, на котором росла пальмовая роща по имени «Самг». Умар этот учрежденный вакуф записал только во время своего правления. Джабир бин Абдуллах сказал: «После того как Умар бин аль-Хаттаб записал свою милостыню (вакуф) во время своего правления, он призвав некоторое количество мухаджиров и ансаров, привел им это, и они ему засвидетельствовали. После этого данное известие распространилось. И я не знаю никого из обладавших имуществом мухаджиров и ансаров, кто бы не учредил из этого имущества в виде благотворительности на вечные времена, и она не подлежала ни продаже, ни дарению и не переходила по наследству». Абдулла бин Гамир бин Рабига сказал: «Я был свидетелем записи Умара во время его учреждения вакуфа… И я видел, как он самолично делил финики пальмовой рощи «Самг» в год его кончины. И он не переставал управлять своим вакуфом вплоть до кончины, после этого он перешел к Хафса р.а.». Али бин Абу Талиб пожертвовал свою землю под названием «Йанба» в пользу бедняков и нуждающихся, сражающихся на пути Аллаха и путешественников, урожай фиников которого во времена Али достиг тысячи нагруженных верблюдов. Также среди сподвижников учредителями вакуфа были Мугаз бин Джабаль, Зайд бин Сабит, Гайша и ее сестра Асма бинт Абу Бакр, Сагд бин Аби Ваккас, Халид бин аль-Валид, Джабир бин Абдулла, Сагд бин Гибада, Гукъба бин Гамир, Абдулла бин Зубайр и другие. И это было среди них подобно соревнованию на пути благодеяний (совершения добрых дел, благотворительности), следуя словам Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знания, которые приносят пользу людям; и праведный сын, который молится за него». Этот хадис передал Муслим.


Источник
islamtoday.ru
Статьи по теме
Опекун невесты По мнению большинства факихов, заключение брака будет действительным при условии участия в этом опекуна невесты. В большинстве своем улемы читать полностью

1240 14:30 / 24.07.2019
.Пост в месяц Рамадан является одним из пяти столпов ислама, обязанностью, которая возложена на всех мусульман Всевышним. Известно, что соблюдение поста в этом читать полностью

3437 06:45 / 03.01.2017
. Сегодня, 28 Рабиул аввала 1436 года хиджры по инициативе творческой группы и работников портала Ислом.уз и издательского дома «Хилолнашр» состоялось научное читать полностью

4091 04:52 / 06.01.2017
.  . . . . . . . . 2 Неверие áдитов Однако народ Áд не стали благодарить Аллаха за такое множество благ. Они позабыли  историю о читать полностью

3347 05:30 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью