Священный Куръан – это речь Всевышнего Аллаха. Каждый верующий старается изучить эту Книгу, некоторые заучивают её наизусть, становясь хафизами. Однако Хадис-ул-Кудси также является речью Аллаха. Многие путают Куръан и Хадис-ул-Кудси, ошибочно полагая, что это одно и то же. Давайте же рассмотрим, в чём между ними разница.
1. Куръан – это текст, речь (цитата), смысл которого относится к Аллаху без добавления трактовки от самого Пророка, а Хадис-ул-Кудси – это речь Аллаха, но переданная словами Его Посланника, то есть своими словами.
2. Текст Куръана нельзя рассказывать через смысл, то есть необходимо процитировать его текст без изменения, а Хадис-ул-Кудси разрешается передать в смысловом формате.
3. Куръан является чудом (муъджизатом), которое обессиливало оппонентов Пророка своим красноречием и содержанием, а в Хадис-ул-Кудси такой муъджизат не присутствует.
4. Суры, аяты и даже каждая буква из Куръана переданы через цепочку «мутаватир» (передача большим числом передатчиков, что исключает то, чтобы они объединились во лжи), а в хадисах не обуславливается такая цепочка, и они во многих случаях переданы через цепочку передатчиков «ахад» (когда передаётся одним или несколькими передатчиками, число которых не доходит до мутаватира).
5. Само по себе, чтение аятов Куръана является видом поклонения, в отличие от Хадис-ул-Кудси, само чтение которых не является поклонением, хотя общая награда есть, как за получение знаний и т.д.
6. Аяты Куръана были ниспосланы Пророку наяву (то есть, это был не сон) и через ангела Джабраила, в отличие от Хадис-ул-Кудси, который был ниспослан тайным откровением, или внушением (ильхам) в сердце Посланника Аллаха.
7. Чтобы прикасаться к Куръану, необходимо иметь малое и большое омовение, а для устного чтения (без касания) можно ограничиться только большим омовением, в отличие от Хадис-ул-Кудси, для которого иметь омовение не является условием.
Мы вкратце изложили основные пункты, по которым различаются аяты Куръана и Хадис-ул-Кудси.