1444 год 11 Джумадаул аввал (Джумадаул ула) | 2022 год 05 декабрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Рассказ о Мусе алайхиссалам и праведном рабе

13:51 / 15 сентябрь 179 Режим чтения + -


Эта история в особом стиле изложения приводится также в благородном хадисе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Именно из благородного хадиса мы узнаем, что наставником Мусы алайхиссалам был Хизр алайхиссалам. Мы не примешивали сведения из благородного хадиса дабы сначала изучить историю из Священного Куръане как есть. Только при необходимости мы привели две цитаты. В самых авторитетных сборниках хадисов эта история передана в различных ривайатах. Мы же приведем один из хадисов, приведенных имамом мухаддисов, предводителем верующих в науке о хадисах, имамом Абу Абдуллахом Мухаммадом ибн Исмаилом Бухари рахматуллахи алайхи в его сборнике «Сахихул Бухари». В разделе «Китабут тафсир», в главе «О словах Всевышнего Аллаха: “И вот сказал Муса своему слуге: «Я не остановлюсь [идти], пока не дойду до слияния двух морей, даже если пройдут годы»”, он передает следующее:

«Передается от Саъида ибн Джубайра:

“Я спросил у Ибн Аббаса:

— Навф Букали говорит: «Муса, который был спутником Хизра алайхиссалам, не был Мусой, который был пророком для сынов Исраила», так ли это? 

Ибн Аббас (гневно) сказал:

— Враг Аллаха сказал ложь. Убайй ибн Каъб рассказал мне следующий хадис от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

«Муса произносил проповедь среди сынов Исраила и тогда у него спросили:

— Кто из людей самый знающий? 

Тот ответил:

— Я. 

Всевышний Аллах сделал Мусе алайхиссалам укор, потому что он не сказал “Аллах — Всезнающий”. 

Затем Всевышний Аллах ниспослал вахий:

— В месте слияния двух морей живет Мой раб. Он более знающий, чем ты.

Муса алайхиссалам сказал:

— Господь мой, как мне найти его? 

Всевышний Аллах сказал:

— Положишь рыбу в корзину и возьмешь с собой, где потеряешь эту рыбу, там и увидишь Хизра.

Муса алайхиссалам положил одну рыбу в корзину и отправился в путь. Его слуга Юшаъ был вместе с ним. Пройдя долгий путь, они дошли до одного холма, там они прилегли и заснули. А рыба в корзине ожила, зашевелилась и, бросившись в море, уплыла. Всевышний Аллах остановил течение воды в том направлении, в котором уплыла рыба, и сделал так, что вода застыла, подобно арочному проходу в здании. Когда Муса алайхисслам проснулся, слуга позабыл рассказать о пропаже рыбы. Они прошли еще сутки. На следующий день Муса алайхиссалам сказал своему спутнику:

— Принеси нашу пищу, мы испытали некоторые трудности в пути. 

Действительно, Муса алайхиссалам не испытывал никаких трудностей до места пропажи рыбы, куда Всевышний Аллах повелел отправиться, но в последующие сутки он испытал ощутимые затруднения. Спутник Мусы алайхиссалам сказал:

— Как Вы помните, мы спали возле одного холма. Там я потерял рыбу, но позабыл сообщить Вам. Воистину, шайтан заставил меня забыть об этом. Рыба же таинственным образом упала в море и исчезла. 

Муса алайхиссалам и его слуга пребывали в изумлении, не понимая, каким образом она исчезла. Затем Муса алайхиссалам сказал:

— Это именно то, что мы искали, — и отправился обратно со своим слугой в поисках Хизра. Они шли долго и, наконец, дошли до холма рядом с местом слияния двух морей. Здесь они встретили человека, закутавшегося в свои одеяния. Муса алайхиссалам поприветствовал его, пожелав  мира (салам). В ответ Хизр алайхиссалам сказал:

— Откуда же быть на вашей земле миру?!

— Я — Муса, — сказал Муса алайхиссалам.

— Ты — Муса сынов Исраила? — спросил Хизр алайхиссалам.

— Да, и я пришел, чтобы ты научил меня знанию, которым владеешь, — сказал Муса алайхиссалам. Хизр алайхиссалам сказал:

— Ты не сможешь выдержать путешествия со мной. О Муса, у меня есть такое знание, данное Всевышним Аллахом, ты не сможешь узнать его. И у тебя есть такое знание, данное тебе Всевышним Аллахом, я не смогу узнать его. 

Муса алайхиссалам сказал:

— Если пожелает Господь, ты увидишь меня терпеливым, я не ослушаюсь тебя. 

Хизр алайхиссалам сказал:

— В таком случае пойдем со мной и не спрашивай о причине чего-либо, пока я сам не скажу. Затем они вдвоем пошли вдоль морского берега. Неожиданно одно судно приплыло и причалило к берегу. Они поговорили с корабельщиком и уговорили его взять их с собой. Однако находящиеся на судне узнали Хизра алайхиссалам и согласились взять их бесплатно. Когда судно отправилось в путь, не прошло много времени, как Хизр алайхиссалам топором отодрал одну доску на судне. Муса алайхиссалам сказал ему:

— Эти люди взяли нас на свое судно бесплатно, а ты сделал в нем пробоину, чтобы потопить их судно. Странный поступок ты совершил. 

Тогда Хизр алайхиссалам сказал:

— Я же говорил тебе, что «поистине, ты не сможешь со мной утерпеть»?

Муса алайхиссалам тут же извинился и сказал:

— Не затрудняй мне то, на что я нацелился, укоряя в том, что я позабыл (Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отметил: «Первая ошибка, допущенная Мусой алайхиссалам, произошла по причине того, что он забыл»). 

Затем прилетел воробей и, усевшись на край судна, зачерпнул клювом каплю воды из моря. Тогда Хизр алайхиссалам сказал Мусе алайхиссалам:

— По сравнению со знанием Аллаха, мое и твое знание подобно лишь капле воды, которую этот воробей зачерпнул из моря! 

После этого они вдвоем сошли с судна и пошли вдоль берега, когда вдруг взор Хизра алайхиссалам упал на мальчика, играющего со своими друзьями. Он пошел и убил его. Муса алайхиссалам сказал Хизру алайхиссалам:

— Ты убил невинного чистого мальчика, какое же скверное дело ты совершил! 

Хизр алайхиссалам сказал:

— Разве я не говорил тебе, что «поистине, ты не сможешь со мной утерпеть»?! 

Это замечание было сильнее и серьезнее предыдущего. Муса алайхиссалам попросил:

— Если я еще раз спрошу тебя о чем-либо, то согласен, не бери меня с собой, тогда я сам буду виноват.

Вдвоем они продолжили путь и зашли в одно селение, а когда попросили еды у жителей селения, те отказались угостить их. Хизр алайхиссалам увидел там стену, готовую развалиться, и поднял ее. Увидев это, Муса алайхиссалам выказал сожаление, говоря:

— Мы пришли к этим людям и попросили еды, а они не дали, даже не угостили нас. Если бы ты захотел, то мог бы взять вознаграждение за эту свою работу. 

Хизр алайхиссалам сказал:

— А это уже резон нашему с тобой расставанию! Но позволь мне рассказать тебе смысл поступков, о которых ты спросил, не утерпев, пока я сам не поведаю: что касается того судна, то оно принадлежало бедным людям, а там, куда они направлялись, был несправедливый царь, который отбирал все целые суда. Родители того мальчика, что был убит, были верующими людьми, а он причинял бы им тяжкие страдания своим неверием и непослушанием. По этой причине Всевышний Аллах пожелал даровать родителям вместо него чистого и доброго ребенка. Теперь, что касается этой стены. Под ней находится клад, и он принадлежит двум сиротам. Их покойный отец был праведным человеком, Всевышний Аллах пожелал, чтобы этот оставшийся после него клад был извлечен, когда они вырастут. Я не совершал эти поступки для себя. Вот это и есть объяснение тех поступков, по поводу которых ты не смог проявить терпение».

Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:

«Если бы Муса алайхиссалам проявил терпение, Всевышний Аллах поведал бы нам истории о них обоих».

Улемы извлекли из этой истории множество мудрых наставлений и назиданий. Потребуется много времени, чтобы их все вспомнить, и много места, чтобы записать их. Поэтому целесообразнее отметить только несколько из них.

1. Знания любого из людей в мире ограничены. Несмотря на то, что Муса алайхиссалам был из величайших пророков, был удостоен прозвища Калимуллах — тем, кто непосредственно разговаривал с Аллахом, он не знал того, что знал один из рабов его времени. Он стал его учеником.

2. Об истинной сути вещей, происходящих в этом мире, знает только Сам Аллах.

3. Верующий не должен проявлять нетерпение в случаях, когда определенное обстоятельство внешне кажется несчастьем. Он не должен забывать о той вероятности, что впоследствии это событие может обернуться пользой для него самого.

  4. В предыдущем рассказе, то есть истории о владельце двух садов и его верующем друге, было сказано, что мирские блага могут ввести человека в искушение и сбить с правильного пути. А в истории о Мусе алайхиссалам и праведном рабе указывается, что некоторые события в мирской жизни тоже могут ввести человека в искушение и сбить с пути и т.д.


Тафсир Хилал, 5. Сура Кахф, 82 аят

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Ниспослана в Мекке. Состоит из 40 аятов. Арабское слово набаъ означает .важное сообщение,, .особая весть,. Это слово, содержащееся в начале суры, стало ее названием. читать полностью

2188 04:53 / 17.05.2018
О люди, все еще не верующие в послание Аллахом истинной Книги Своему Посланнику Раскройте глаза, Тот, в Чье могущество вы не верите, Он есть В суре quotРаъдquot сказано читать полностью

1941 04:30 / 10.02.2020
. Тафсир Хилал. Сура .Ниса, аяты 172173 172. Никогда не посчитает унизительным Масих быть рабом Аллаха, и приближенные ангелы тоже. А кто посчитает читать полностью

4321 23:04 / 24.09.2017
Техногенный мир находится в постоянной конкурентной борьбе с природой. Человек изобретает новый антибиотик, а бактерия видоизменяется в устойчивый штамм. Тогда читать полностью

3488 00:28 / 03.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью