1445 год 11 Шаввал | 2024 год 20 апрель, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

После сватовства

11:30 / 05.07.2019 5304 Режим чтения + -
..

Наступает время, когда расспросы и про невесту, и про жениха завершились. Изучены их качества, религиозность и уровень религиозных знаний, нравственность, воспитание и человечность. Опираясь на эти сведения, теперь следует вознамериться на создание семьи.

Возникает вопрос, сразу ли после вышеперечисленных расспросов и получения нужных сведений молодожены получают благословение и начинаются свадебные торжества?

Считается ли грехом или не считается таковым, если кандидаты в женихи и невесты видятся друг с другом до свадьбы?

Или все же, как говорят некоторые, молодым следует повстречаться пару лет и испытать друг друга? 

В Исламе оба вышеназванных способа знакомства и сближения жениха и невесты считаются неправильными.

И в то же время неприемлемо создавать семью, не видя друг друга. Во-первых, люди, предварительно не видевшиеся друг с другом, при встрече могут не понравиться друг другу. Во-вторых, есть вероятная опасность, что при расспросах о качествах кандидатов могут показать одного, а привести на никах уже другого человека. Найдутся и такие, которые покажут фотографию одного, а на никах приведут совершенно другого человека. Поэтому предпочтительно, чтобы стороны, желающие создать семью, увидели друг друга перед никахом.

Однако этим не подтверждается широко распространенное мнение о том, что «молодым людям, создающим семью, следует испытывать друг друга какое-то время, и только потом сочетаться никахом». Как бы долго не продолжалось это «испытание», опыт показывает, что ни одна сторона не сможет добиться желаемого испытаниями. 

Все мы видим и знаем, как семьи тех, кто заключал брак посредством так называемых добрачных испытаний, распадаются быстрее и чаще. Потому что обе стороны прилагают все усилия для того, чтобы во время «испытаний» скрыть свои недостатки и выставить напоказ те достоинства, которых у них нет. В результате обе стороны обманывают друг друга и кажутся друг другу «ангелами». Однако обман не может продолжаться всю жизнь. Вскоре после никаха супруги раскрывают свой подлинный облик, что приводит к неурядицам и распаду семьи. Остаются лишь совершенные в период «испытаний» недозволенные шариатом деяния, грехи, а в некоторых случаях даже прелюбодеяние и ребенок, рожденный вследствие этого.

Именно поэтому в Исламе такого рода предварительные «личные испытания» не разрешаются. Пусть стороны расспрашивают, узнают друг о друге, смотрят и изучают в рамках, установленных шариатом, этого будет достаточно. Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам побуждал интерес к этому и наставлял других делать это. Именно поэтому во всех сборниках хадисов и многих книгах по фикху существуют отдельные главы, посвященные смотринам невесты и жениха в процессе сватовства. 

Конечно, в этой ситуации речь пойдет не только о том, чтобы смотреть на предполагаемого партнера. Выражаясь современным языком, мы будем говорить о правах и благопристойности жениха и невесты во время сватовства.

I. Права кандидата в женихи и адабы, которые он должен блюсти. 

Сватовство — это еще не никах! Именно поэтому сватающийся кандидат в женихи остается чужим, немахрамным по отношению к кандидатке в невесты. В такой период ни в коем случае не следует забывать об этом.

Учитывая этот важный фактор, права и адабы кандидата в женихи состоят из следующего:

1. Кандидат в женихи вправе встретиться с кандидаткой в невесты и увидеть ее.

«Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Я был у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Некий человек, прийдя к нему (саллаллаху алайхи васаллам), сообщил о своем намерении жениться на женщине из ансарок. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил:

— Ты видел ее?

— Нет, — ответил тот. 

— Иди! Посмотри на нее! У ансарок что-то бывает в глазах, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам)».

Передали Муслим и Насаи.

Следовательно, человеку, желающему жениться, допускается увидеть свою будущую спутницу жизни и даже удостовериться в разнице ее глаз. Также допускается давать подобные советы.

Передается от Джабира радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если кто-то из вас захочет свататься к какой-нибудь женщине, и он может взглянуть на то, что побудило его на никах с ней (этой женщиной), пусть сделает это».  

Передали Абу Давуд, Шафиъи и Хāким. Хāким назвал «сахихом». 

Следовательно, перед женитьбой допустимо видеться со своей будущей спутницей жизни.

В других хадисах речь идет о том, как сами сподвижники, следуя сунне, виделись с девушками, на которых они собирались жениться, и женились на них после того, как те понравились им.

Передается от Мугийры радияллаху анху:

«Когда он (Мугийра) хотел засватать некую женщину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Посмотри на нее, потому как это нужно для продолжительности ваших отношений». 

Передали Насаи и Тирмизи. Тирмизи назвал «хасан». 

Следовательно, мудрость того, что в шариате разрешено один раз увидеть свою будущую спутницу жизни, заключается в том, чтобы создавать супружескую жизнь лишь после того, как потенциальные супруги повидаются, понравятся друг другу, сочтут достойным партнера и станут желать друг друга. Однако у такого рода смотрин и встреч существуют соответствующие адабы — шариатские приличия.

Во-первых, вышеупомянутые так называемые смотрины происходят до помолвки. Поэтому в этом деле нужно быть предельно осмотрительными. Вследствие смотрин стороны не должны распространять всякую молву друг о друге. Даже если стороны посчитают друг друга неподходящими, нельзя распускать слухи, которые могли бы задеть достоинство не понравившейся стороны и которые причинили бы обиду. Если потенциальный партнер не подходит и стало ясно, что помолвка не состоится, все должно оставаться без комментариев и всяких лишних разговоров.

Во-вторых, некоторые деликатные нюансы упомянутой встречи и знакомства должны проходить при посредничестве и содействии представителей сторон или даже при личном участии кандидатов.

Имам Ахмад, Табарани, Хāким и Байхаки передают от Анаса радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отправляя Умму Сулайм посмотреть на одну женщину для себя, сказал:

— Присмотрись к ее сухожилиям над пятками и понюхай по обе стороны ее шеи».

Такие вещи, конечно же, может осуществить только женщина. Таким же образом и будущая невеста может посмотреть на жениха, отправить к нему своих представителей, чтобы узнать его поближе. Личная встреча людей, желающих создать семью, должна проходить в соответствии с положениями (хукмами) шариата. Они не должны оставаться наедине — кто-то из махрамов должен быть вместе с ними. Юноша может смотреть на лицо и руки девушки. В ханафитском мазхабе сказано «и на ее ступни тоже». Лицо — зеркало красоты, по нему можно сделать полное заключение о красоте человека. Судя же по рукам можно узнать о других частях тела, например, узнать о худобе или полноте тела. О манерах двигаться и осанке можно получить представление и с виду.

2. Кандидат в женихи вправе общаться с претенденткой в невесты. Безусловно, в процессе встреч и бесед соблюдение правил исламких адабов и стыдливости обязательно.

3. Кандидат в женихи при встрече с кандидаткой в невесты вправе дарить ей подарки.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: 

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Дарите друг другу подарки, потому как подарок развеет смутное беспокойство в душе».

Передали Бухари и Тирмизи.

И в самом деле, взаимный обмен подарками способствует развеиванию некоей душевной тревоги. Человек дарит другому человеку подарок только в том случае, если у него на душе нет зависти. Человек, получивший подарок, забывает обиды, которые у него могли быть. Ведь даже самый простой недорогой подарок делает человека радостным и помогает сгладить ошибки.

II. Права кандидатки в невесты и адабы, которые она должна блюсти. 

Для кандидатки в невесты существуют также свои правила и адабы.

1. Кандидатка в невесты имеет право нарядиться и приукраситься для того, чтобы показать себя красивой.

На этот случай наши улемы приводят в пример хадис Субайхи бинт Харисы радияллаху анха. В нем есть фраза: «Когда очистилась от нифаса, она приукрасилась для сватов». В другой передаче этого хадиса сказано: «приготовилась, нанеся сурьму и хну…».

2. Кандидатка в невесты вправе заранее увидеть жениха.

Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в хадисе от Мугийры радияллаху анху: «Посмотри на нее, потому как это нужно для продолжительности ваших отношений», касаются и невесты. 

3. Невеста вправе побеседовать с кандидатом в женихи. Это естественно.  Раз уж они встретились и есть намерение создать семью, разумеется, между ними состоится и беседа.

4. Кандидатка в невесты имеет право выбирать и изъявлять желание о заключении никаха с тем из мужчин, кто приходится ей по нраву.

«Умму Салама рассказывает:

«Субайха Асламиййа родила спустя пол месяца после смерти мужа. Двое мужчин стали свататься к ней. Один из них был молодым, другой старым. Она проявила склонность к молодому. Старик сказал: 

— Ты еще не стала халалной (дозволенной).

Родные женщины отсутствовали. Старик надеялся на то, что придут родные женщины и они выдадут ее за него. Женщина же пошла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он алайхиссалам сказал:

— Ты стала халалной (дозволенной). Заключай никах, с кем пожелаешь». 

Передал Малик. 

III. Приличия, которые должны блюсти обе стороны. 

Кандидаты в невесты и в женихи во время встреч и других отношений до никаха, должны придерживаться следующих приличий:

1. Не следует забывать о том, что они не приходятся друг другу махрамами.

Потому как за исключением никаха ничто иное, в том числе сватовство и помолвка, не сделает махрамами людей двух разных полов, не являющихся изначально махрамами. Состояние махрамности наступает только после никаха.

2. Если они желают увидеться, то должны видеться исключительно в присутствии своих махрамов.

3. При встрече им категорически запрещается здороваться за руки.

4. До никаха им категорически запрещается оставаться наедине.

Из книги «Счастливая семья»


________________

[1] Ансары (انصار) — «помощники»; мусульмане из числа коренных мединцев, всячески помогавших мухаджирам из Мекки во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам в вопросах жилья, пищи и других нуждах.

[2] Нифас (نفاس) ― досл. «нифас» имеет значения «рожать» и «кровь». В шариате этим словом обозначается кровь, которая течет из матки женщины после рождения ребенка. Эти послеродовые кровяные выделения у рожениц могут длиться до сорока дней. Кровотечения сверх этого срока происходят по причине недуга и называются истихазой.

..
Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
..В Исламе, наряду с призывом к никаху, строго осуждается уклонение от него.Передается от Саъда ибн Абу Ваккаса радияллаху анху .Усман ибн Мазъун хотел окончательно читать полностью

1826 12:30 / 14.03.2019
Разумеется, отношения между мужем и женой не состоят из одной половой близости, напротив, они представляют собой человеческие взаимоотношения в самом широком читать полностью

2682 11:30 / 14.09.2019
Адабы приличия, которые женщина должна соблюдать в отношении своего мужа 1. Мусульманке приличествует во всем угождать мужу mdash стремиться к его довольству, если читать полностью

2257 09:30 / 11.10.2019
4. Женщине следует удовлетворять половые потребности мужа, когда он этого пожелает, если на то нет уважительных причин по шариату. Передается от Абу Хурайры читать полностью

4093 11:30 / 04.10.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью