После того, как вознамерившийся создать семью муж-чина определит круг женщин, никах с которыми для него харамен и не дозволяется сватовство, прежде всего он приступает к поиску достойной невесты. Когда определена кандидатура невесты, сторона жениха отправляет сватов к девушке. На какие качества будущей невесты нужно обратить внимание жениху, старшинам и сватам? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к благородным хадисам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, где он отмечал, какой должна быть достойная не-веста. В них рекомендуется обращать особое внимание на следующие качества кандидатки в невесты:
1. Религиозность.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– С женщиной сочетаются никахом ради четырех вещей: ради ее имущества, ради ее происхождения, ради ее красоты и ради ее религии. Выбери же рели-гиозную, да смешаются твои руки в земле!».
Передали пятеро.
Перед женитьбой мужчина рассматривает кандидатуру и оценивает интересующие его качества. В этом благородном хадисе речь идет о самых популярных четырех достоинствах, которые должны быть у невесты и которые побуждают мужчин к никаху с ней.
Безусловно, было бы идеально, если девушку украшают все четыре достоинства – религиозность, имущество, красота и благородное происхождение. Тем не менее при сопоставлении вышеперечисленных четырех ценностей, ни одна из них не сравнится с религиозностью. Пожалуй, даже если добавить к остальным еще несколько ярких положительных качеств, они не смогут сравниться с религиозностью.
Так, богатство представляет собой временное достоинство. Сколько примеров тому, как состоятельные люди в один миг оставались без имущества. Если жениться на девушке, увлекшись ее богатством, то интерес к ней пропадет, как только она лишится своего богатства. К тому же избыток богатства может стать причиной проявления с ее стороны пренебрежительного отношения к жениху и его близким. Несомненно, там, где нет религиозности – веры во Всевышнего и боязни перед Ним, богатство чаще всего становится причиной неприятностей.
Несомненно, женщина с хорошей родословной и благородным происхождением станет хорошей женой. Но все же полагаться на одно только происхождение до добра не доведет. Хорошо, если ее родители, дедушки и бабушки являются благородными, добрыми людьми. Но ведь они остаются у себя дома, а к жениху приходит одна невеста. Если невеста не религиозная, то возгордившись своим происхождением, при определенных обстоятельствах она может поставить в неудобное положение жениха и его близких, смутив их.
Красота посвоему тоже хороша, но это достоинство тоже временно. Красота любого человека по истечении определенного времени подвержена изменению. К тому же принимать решение, опираясь на одну красоту, также не доведет до добра. Невеста, узнав, что ею увлеклись ради ее красоты, может легко использовать этот фактор для того, чтобы очаровать жениха и властвовать над ним.
Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алай-хи васаллам велит выбирать религиозную невесту. Религиозность – истинное и постоянное прекрасное достоинство. К тому же религиозность одно из тех редких качеств, которые со временем только улучшаются и еще больше облагораживают человека. Когда невеста набожна, она проявляет уважение к жениху и его близким, становится истинным оплотом и ярким светочем семьи. Ин шаа Аллах, дети, родившиеся от нее и получившие ее воспитание, также станут замечательными людьми.
Набожная невеста будет жить, всецело исполняя свои семейные обязанности, указанные в исламском шариате.
Религиозность – это настоящее богатство!
Религиозность – это чистая родословная и подлинно благородное происхождение!
Религиозность – это истинная красота!
Именно поэтому мы должны стараться воспитывать своих дочерей религиозными. Поэтому при выборе невесты нам следует выбирать религиозную невесту.
2. Праведность.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Поистине, все мирское – это матаъ (то, что доставляет усладу), и самый лучший матаъ – это праведная женщина».
Передали Насаи и Муслим.
Слово «матаъ» означает «предмет наслаждения».
В этом благородном хадисе речь идет о том, что все на этом свете представляет собой матаъ (предмет наслаждения) и лучшей из всех видов матаъ является салиха – праведная женщина. Тем самым подчеркивается, что быть праведным человеком очень хорошо, а самой лучшей среди женщин является праведная из них.
Под «праведным человеком» понимается тот, кто исполняет все то, что велено шариатом, кто избегает того, от чего отвратил шариат, и кто добровольно совершает воздаваемые наградой дополнительные (нафл) деяния.
Праведность – это противоположность зла и подстрекательств ко злу.
Праведность – качество салих проявляется как в при-роде человека, так и в его деяниях. Слово сулх, как и слово «салих» (праведный), тоже взято из производного салах, что означает «налаживание, исправление испорченных, нарушившихся отношений между людьми».
Праведность (обладание качеством салих) предвещает добро в делах мирских и в делах, относящихся к ахирату, миру последнему.
Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам о том, что наилучший матаъ – это салиха (праведная женщина), означают именно эти понятия. Следовательно, при выборе невесты нужно обращать внимание на то, чтобы она была праведной – совершенной во всех отношениях, как в сотворении, так и в нравственности, в религиозности и во всех прочих своих качествах.
Как выясняется, совершение невестой дополнительных (нафл) ибадатов и благих деяний помимо исполнения указаний шариата, зависит от степени воплощения ею в себе праведности – качества салихы.
3. Милосердность к ребенку и заботливость к мужу.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Самые лучшие из оседлавших верблюда женщин это праведные женщины Курайша: (они) самые милосердные к ребенку в его младенчестве, самые заботливые (надежные) к мужу относительно того (имущества), чем он обладает».
Передали оба шейха.
Под «оседлавшими верблюда женщинами» подразумеваются арабские женщины, проживающие в Аравии. Самыми лучшими среди этих женщин считались женщины из племени Курайш. Причина, по которой они заслужили доброе имя, заключалась в том, что они были очень милосердны к маленьким детям и чрезвычайно заботливы к своим мужьям. Особенно они хорошо берегли имущество своих мужей.
Действительно, такие качества крайне необходимы для каждой женщины. Кто может назвать хорошей женщину, которая не проявляет милосердия к своему чаду и не печется о нем? У такой бессердечной матери дети растут без любви, становятся невоспитанными и безнравственными, а это большое несчастье для семьи и ее главы.
К тому же, что хорошего можно ожидать от женщины, не заботящейся о своем муже, не умеющей оберегать и хранить его имущество, творить для него добро?
Поучаясь этим благородным хадисом, при выборе невесты нужно присмотреться к тому, как женщины из ее рода заботятся о своих мужьях, следует расспросить о том, как они ухаживают за детьми-родственниками. Если вдобавок к религиозности и праведности невеста воплотила в себе и эти качества, то это самая подходящая и достойная невеста.
(продолжение следует)
Из книги «Счастливая семья»
..