Знай, что религия состоит из двух частей: избегать запретного и выполнять предписания. Самое сложное – избегать запретного. Предписания может выполнять каждый, но что касается отказа от желаний, это по силам лишь тем, чьи слова и поступки соответствуют друг другу. Поэтому пророк Мухаммад (саллаллаху алайхи ва саллам) говорил:
«Мухаджир2 – это тот, кто отказался от плохих деяний; а муджахид3 – это тот, кто борется с низменными желаниями».
Знай, что ты совершаешь грехи своими органами, которые являются благом Аллаха и даны тебе во временное пользование. И использование благ Аллаха на неблаговидные поступки представляет собой крайнюю степень неблагодарности. Потеря того, что дано тебе Аллахом во временное пользование, представляет собой крайнюю степень низости. Сохранение и использование похоже на людей, за которых ты несешь ответственность. Поэтому ты, прежде всего, подумай о том, как ты будешь охранять их! Каждый является пастухом, и каждый пастух отвечает за овец, которых он пасет. Знай, что каждый из твоих органов в Судный день ясным и понятным языком будет свидетельствовать против тебя и опозорит тебя на глазах у всех людей. Всевышний Аллах повелевает:
«В тот день, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о том, что они совершили» (сура «ан-Нур», 24/24). «Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали» (сура «Ясин», 36/65).
Ограждай все тело от грехов, особенно семь органов, ибо у Ада есть семь врат, и для каждого выделена своя доля. Через эти врата войдут те, кто согрешил одним из этих семи следующих органов: глаза, уши, язык, желудок, половые органы, руки и ноги. Глаза даны для того, чтобы ты мог найти путь в темноте, мог удовлетворять свои нужды, и, созерцая знамения небес и земли, свидетельствующие о существовании Аллаха, делал необходимые выводы. Ограждай глаза от четырех вещей: нельзя смотреть на запретное, смотреть с вожделением на красивый образ, смотреть унизительным взглядом на мусульманина и замечать его недостатки. Ограждай слух: не прислушивайся к бида’атам (нововведениям), злословию, сквернословию, пустым разговорам и рассказам о плохих поступках людей! Слух сотворен для того, чтобы слушать слова Аллаха, сунну Пророка (саллаллаху алайхи ва саллам), мудрые слова праведников и, благодаря полученным знаниям, удостоиться соседства с Господом миров, обрести нетленные и вечные блага. Если прислушаешься к плохим разговорам, то, что дано тебе в качестве блага, обернется против тебя самого. То, что помогло бы тебе достичь спасения, приведет тебя к гибели. А это самое большое несчастье, которое может случиться с тобой. Не думай, что грех лежит только на говорящем, а слушателю ничего не будет. В одном хадисе говорится:
«Кто слушает, тот является соучастником, и он является одним из тех, кто злословит за чужой спиной».
Язык сотворен, чтобы поминать Аллаха, читать Коран, указывать людям на путь Аллаха, чтобы выразить вслух свои религиозные и мирские потребности. Если используешь язык не по назначению, то тем самым проявишь неблагодарность к благу Аллаха. Язык является одним из эффективных твоих органов. Людей поволокут в Ад, уткнув носами в землю, чтобы пожинать то, что посеял язык. Ты до последних сил старайся удержать свой язык, чтобы он не повлек тебя на самое дно Ада. В одном хадисе говорится:
«Бывает, что человек произнесет одно слово, чтобы рассмешить своих друзей, но из-за этого слова он семьдесят лет будет катиться вниз по адской яме».
Рассказывали, что во время одного из сражений, в котором принимал участие пророк Мухаммад (саллаллаху алайхи ва саллам), убили одного из мусульман. Один из сподвижников воскликнул: «Как он счастлив, ибо он заслужил Рай!» Пророк (саллаллаху алайхи ва саллам) тут же заметил:
«Откуда тебе это известно? Возможно, он говорил на тему, которая вовсе не касалась его, и проявил скупость, не отдавая то, что не сделало бы его богатым».
2. Мухаджиры – первые мусульмане, которые ради довольства Аллаха бросили свои дома в Мекке и переехали в Медину.
3. Муджахид – букв.: борец, воин.
Из книги «Адабы»
Имам Абу Хамид Мухаммад Газзали
..