1446 год 23 Джумадаул аввал | 2024 год 24 ноябрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

Аллах принял покаяние Пророка

14:00 / 11.07.2019 2725 Режим чтения + -
..

Сура « Тауба », оят 117.

117. Действительно, Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров (переселенцев) и ансаров, которые последовали за ним в час тягости после того, как чуть было не совратились сердца части из них. Потом Он принял их покаяние. Поистине, Он к ним Сострадательный, Милосердный.

В этом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что принял покаяние Своего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Как известно, пророки чисты от грехов. Однако в этом аяте речь не идет о том, что Пророк алайхиссалам поступил вопреки ниспосланному Аллахом вахий. Такого не может и быть. Но он саллаллаху алайхи васаллам в смысле иджтихада дал разрешение некоторым людям остаться и не выходить в газат на Табук. Он алайхиссалам тем самым совершил не самое лучшее, а несколько менее предпочтительное дело. Лучше всего же следовало бы подождать, пока правдивые не отделятся от лжецов.

В соответствии с этим в одном из предыдущих аятов Всевышний Аллах ниспослал Ему алайхиссалам вахий:

«Помиловал тебя Аллах! Почему ты позволил им прежде, чем выяснились для тебя те, которые говорили правду, и ты узнал лжецов?»[1] 

 

В рассматриваемом же здесь нами аяте речь идет как раз о той самой ситуации.

Существуют причины тому, что Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в аяте говорится:

«Действительно, Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров (переселенцев) и ансаров, которые последовали за ним в час тягости после того, как чуть было не совратились сердца части из них».

Эти причины присущи реальности того времени. Главная же из этих причин излагается в самом аяте:

«Действительно, Аллах принял покаяние… после того, как чуть было не совратились сердца части из них».

Как известно, газат в Табук был военным походом, полным непривычных трудностей. Поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в открытую объявил о них и подчеркнул, что отправятся только те, которые смогут выдержать эти трудности. Тогда в мыслях некоторых великих сподвижников промелькнула мысль: «А может мне не идти на газат?». Они испугались речей некоторых мунафиков о том, что византийцы сильны, и заколебались. Однако потом Аллах низвел стойкость в их сердца и они смело выступили ради усердствования на пути Аллаха. Подобные дела были недостойным поступком для таких обладателей высоких степеней, как сподвижники. Ими колебания были восприняты как состояние, за которое нужно покаяться. И Аллах принял их покаяния.

События того периода, когда были ниспосланы эти аяты, действительно являются поучительными. На это указывает и то, что, подтверждая их, были ниспосланы аяты Священного Куръана.

 Когда Всевышний Аллах ниспослал аят «Сражайтесь с теми, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, и не считают харамным то, что сделали харамными Аллах и Его Посланник, и не исповедуют религию истины — из тех, которым дарована книга, — пока они не дадут джизйу своими руками, будучи покорными»[2], Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказал своим сподвижникам готовиться к газату против Византии. То было периодом трудностей. Стояла сильная жара и была засуха. Было время созревания фруктов и люди желали отдыхать в тени, наслаждаясь фруктами. Обычно Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам если выступал на какой-нибудь газат, то не высказывался об этом в открытую, называл совсем иное направление, а потом, уже в пути, поворачивал в намеченную сторону. Но перед газатом на Табук он не стал так делать. 

 Учитывая трудное время, дальность похода и многочисленность противника, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прямо сообщил, с кем предстоит идти сражаться, чтобы люди предприняли соответствующие приготовления. Он саллаллаху алайхи васаллам приказал людям готовиться и дал знать о своем намерении сразиться с Византией. Некоторые лицемеры отпросились. Они сказали, что боятся подвергнуться соблазнам со стороны девушек-ромеек. Пророк саллаллаху алайхи васаллам разрешил им остаться. Об этом был ниспослан укоряющий аят, в котором Аллах простил решение Пророка саллаллаху алайхи васаллам: 

«Помиловал тебя Аллах! Почему ты позволил им прежде, чем выяснились для тебя те, которые говорили правду, и ты узнал лжецов?»[3]

 Некоторые лицемеры, проявив неверие в Аллаха, усомнившись в истине, стремясь избежать участия в сражении, измыслив и распространив разные потревожившие Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам слухи, призвали не отправляться на войну в знойную пору. Всевышний Аллах ниспослал о них аят: 

«Сказали: “Не мобилизуйтесь в зной!”». «Скажи: “Огонь геенны сильнее по зною», если бы они постигали смысл [этого]!”»[4].

 Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам стало известно, что некоторые лицемеры, собравшись в доме иудея по имени Сувайлим, призывали людей не идти с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на Табук. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправил туда группу сподвижников с Талхой ибн Убайдуллахом радияллаху анху, приказав им поджечь дом подстрекателя Сувайлима. Талха радияллаху анху выполнил приказ.

После этого Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправился в путь, приказав людям взять все необходимое и поторопиться, а богатых призвал к пожертвованиям и благотворительности, заинтересовав их в обеспечении воинов верховыми животными.

Самым щедрым из жертвовавших свое имущество оказался Усман ибн Аффан радияллаху анху. Он пожертвовал столько, сколько не делал никто другой. Отмечая эту его щедрость, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Аллах мой! Будь доволен Усманом, я доволен им!

Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху принес четыре тысячи динаров и сказал:

— О Посланник Аллаха, у меня было восемь тысяч, половину я принес Вам, а половину оставил себе.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да ниспошлет Аллах благодать на то, что ты дал, и на то, что оставил себе.

Абу Укайл радияллаху анху, который работал на одного иудея за два саъ фиников, тоже пришел и сказал:

— О Посланник Аллаха, у меня было два саъ фиников, один я отдам в долг моему Господу, а второй останется моей семье.

Потом пришли сподвижники, прозванные впоследствии среди мусульман «плаксами», и попросили у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам верховых животных, чтобы отправиться в поход. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал им:

— Клянусь Аллахом, я не нашел ни одного верхового животного, чтобы посадить вас на него.

Пролив много слез, они ушли обратно.

Ибн Ямин ибн Умайр ибн Каъб ан-Назри, увидев среди плачущих Абдуррахмана ибн Каъба и Абдуллаха ибн Мугаффала, спросил у них о причине слез. Они ответили:

— Мы пошли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и попросили дать нам верховых животных, но у него не оказалось ничего, на что можно было бы нас посадить. И у нас самих нет ничего, на чем можно было бы отправиться на войну.

 Ибн Ямин отдал им своего верблюда, на котором он таскал воду и финики. И эти двое отправились в поход вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам двинулся в путь с воинами, число которых достигало тридцати тысяч человек. Некоторые мусульмане, хотя в их преданности не было никаких сомнений, не пошли на войну, просто решив, что можно остаться. Среди них были Каъб ибн Малик, Мурара ибн Рабиъ, Хилал ибн Умаййа, Абу Хайсама, Умайр ибн Вахб и другие.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разбил лагерь в местечке Санийятул Вадаъ. Немного ниже отдельный лагерь разбил Абдуллах ибн Убай ибн Салул. Позже он забрал своих людей и ушел обратно.

Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам продолжил путь вперед. Если кто-то отставал, люди говорили ему:

— О Посланник Аллаха, такой-то отстал.

На что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отвечал:

— Предоставьте его самому себе, если в нем есть что-то хорошее, Аллах сделает так, что он догонит вас. Если же это не так, значит Аллах спас вас от него.

Абу Зарр радияллаху анху тоже отстал позади. Его верблюд не шел. Люди сказали:

— О Посланник Аллаха, Абу Зарр отстал.

 Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:

— Предоставьте его самому себе, если в нем есть что-то хорошее, Аллах сделает так, что он догонит вас. Если же это не так, значит Аллах спас вас от него.

Абу Зарр подождал, пока его верблюд пойдет. Когда он все же не пошел вперед, Абу Зарр взвалил на свои плечи ту поклажу, что была на верблюде, и пешком пошел вслед за Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам остановился в одном месте, чтобы передохнуть. Некоторые мусульмане, увидев издалека приближавшегося человека, сказали:

— О Посланник Аллаха, кто-то идет пешком.

 Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если бы это был Абу Зарр!

 Люди присмотрелись и узнали в приближавшемся Абу Зарра. Они сказали:

— О Посланник Аллаха, клянемся Аллахом, это — Абу Зарр.

 Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да помилосердствует Аллах Абу Зарра! Ходит он один, умрет один и воскреснет один.

Через несколько дней после того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправился в поход, Абу Хайсама пришел в жаркий день к себе домой. Обе его жены приготовили в саду место на двух настилах, полили вокруг водой для прохлады, навели порядок и ждали его, приготовив обед. Войдя, он остановился у закрытых сверху больших лежанок. Посмотрев на своих жен и на их приготовления, он сказал сам себе: «Как же так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находится там под солнцем, на ветру и в жаре, а Абу Хайсама прохлаждается в тени, с готовым обедом, с красивыми женами в своих владениях?!»

Затем он сказал:

— Клянусь Аллахом, я не войду ни к одной из вас. Я догоню Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, приготовьте мне дорожную одежду.

Жены сделали так, как он им сказал. Оседлав верблюда, он отправился догонять Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

По дороге он встретил Умайра ибн Вахба, который тоже догонял Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Они пошли вместе. Когда они приблизились к Табуку, Абу Хайсама обратился к Умайру ибн Вахбу:

— На мне есть грех, ты подожди, а я пойду к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам первым.

 Тот согласился. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уже находился в Табуке, когда люди заметили приближавшегося Абу Хайсаму и сказали:

— Кто-то на верблюде направляется сюда.

 Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если бы это был Абу Хайсама!

Приглядевшись, люди сообщили:

— О Посланник Аллаха, это — Абу Хайсама.

Прибыв, Абу Хайсама посадил верблюда, прошел вперед и поприветствовал Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему:

— Да, несчастный Хайсама.

Тот рассказал, что произошло. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему хорошие слова и вознес за него благую молитву.

Историки и муфассиры ярко и впечатляюще передают от участников тех событий подробности всех немыслимых трудностей, которые пережили мусульмане в этом походе.

В частности, передается от Катады радияллаху анху следующее:

«В год Табук они выступили в направлении Шама в очень жаркое время. Какие они пережили тяготы, знает только Сам Аллах. Им пришлось очень трудно. Как нам рассказали, двое делили между собой один финик, а иногда один финик пускали по кругу несколько человек. Пососав финик и запив водой, каждый передавал его следующему. Всевышний Аллах принял их покаяния и вернул домой живыми».

В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, говорится следующее:

 «Умару ибн Хаттабу задали вопрос о трудностях. Он сказал:

— Мы вышли в Табук вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в знойное время. Остановились в пути. Мы очень хотели пить. Казалось, что наши шеи вот-вот оторвутся. В поисках воды люди ходили в разные стороны, но возвращались едва живыми, с пустыми руками. Некоторые дошли до того, что закалывали своих верблюдов, вспарывали им животы и пили то, что могли выжать из их внутренностей, а остатки прикладывали себе к печени.

 Тогда Абу Бакр радияллаху анху сказал:

— О Посланник Аллаха! Аллах наделил Вас доброй молитвой. Помолитесь за нас.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ты этого хочешь?

Абу Бакр сказал:

— Да.

Он саллаллаху алайхи васаллам поднял руки к небу и вознес молитву. Не успел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам опустить руки, как пошел дождь, который не переставал и потом. Люди наполнили все емкости водой. Позже мы увидели, что, кроме того места, где стояло войско, дождя нигде не было».

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находился в Табуке больше десяти дней. Сражение не состоялось, и он саллаллаху алайхи васаллам вернулся назад. За то, что они вытерпели эти трудности во имя Аллаха, Всевышний принял покаяния Своего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, мухаджиров и ансаров.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Тафсир Хилал, Том 4

(смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана)


 

[1] Эта же сура, аят 43.

[2] Эта же сура, аят 29.

[3] Эта же сура, аят 43.

[4] Эта же сура, аят 81.

 

 

 

..
Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
..Всевышний Аллах в суре .Набаъ, сказал .И считали ложью Наши аяты лживо, аят 28Конечно, они достойны вкусить вышеописанные мучения в аду, так как назвали .ложью, аяты читать полностью

2347 12:10 / 06.02.2019
Высказывания по этому поводу основателей следуемых мазхабовВ книге .Фатаваи хиндия, ханафитские улемы приводят следующее .Когда покойник будет похоронен, читать полностью

1902 13:45 / 05.01.2017
Если поразмыслить, условия, о соблюдении которых Всевышний Аллах взял обещание с сынов Исраила, являются теми самыми деяниями, к которым побуждает и религия Ислам. читать полностью

2119 09:30 / 04.01.2020
Сура .КАХФ,, аяты 21 30 21. И вот так указали Мы людям на них, чтобы они узнали, что поистине, обещание Аллаха mdash истина, и что поистине, Час mdash нет читать полностью

2235 20:33 / 07.10.2021
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью