Только Аллах знает о состоянии человека в утробе его матери. Сам же человек может знать лишь некоторые внешние состояния. Об истинном же положении ведает Аллах. Только Аллаху до самых мелочей известен процесс возникновения и развития человека в утробе матери. И лишь одному Всевышнему Аллаху ведомо, в какое время и каким образом он будет рожден, когда наступит срок. В суре Нахл говорится:
78. И Аллах вывел вас из чрева ваших матерей не знающими ничего. И сделал для вас слух, и зрение, и сердца — быть может, вы будете благодарны.
«И Аллах вывел вас из чрева ваших матерей не знающими ничего».
В мире только человеческое дитя рождается очень слабым. Детеныши других живых существ по прошествии небольшого времени после рождения начинают двигаться, сами встают на ноги, сами ходят, сосут молоко у матери и удовлетворяют другие свои потребности. Человеческий же ребенок ничего, кроме плача, не знает. Многому его нужно обучать не час, не день, не неделю или месяц, а в течение года. И это обучение также происходит на основе качеств, дарованных Аллахом.
«И сделал для вас слух, и зрение, и сердца».
В Священном Куръане комплекс способностей, служащий умению постигать, называется сердцем или душой. Значит, слух, зрение и сердце, которые необходимы только что рожденному от матери ребенку для получения знаний, также даровал Аллах. Они тоже являются великим благом. Их истинная суть, то, как они даются человеку, — это также известно одному лишь Всевышнему Аллаху, ведающему сокровенные знания на небесах и на земле. Человек должен восхищаться Тем, Кто наряду с другими бесчисленными благами даровал эти блага — слух, зрение и сердце. Потому что даже если весь мир, объединившись воедино, постарается воссоздать их подобие, все равно не сможет этого, даже хотя бы одно ухо, один глаз или сердце. Аллах же просто так, без попреков наделил всех этими благами.
«Быть может, вы будете благодарны».
Быть может, если вы по достоинству оцените эти блага, авось, вы признаете Того, Кто даровал эти блага, и уверуете в Него, станете поклоняться Ему и проявите благодарность.
В следующем аяте внимание обращается на еще один аргумент, который постигается с помощью мышления, и который указывает на могущество Аллаха:
79. Разве не посмотрят на птиц, подчиненных в воздухе небесном: не держит их никто, кроме Аллаха! Поистине, в этом действительно аяты-знаки для народа, что верует.
Мы видим птицу, которая машет крыльями в небесной пустоте, но не обращаем на нее внимания. Потому что мы привыкли видеть птиц в таком состоянии постоянно. Нам кажется, что так и должно быть. Говоря языком атеистов, такое явление представляется «законом природы». Но мы не задаемся вопросом, кто же установил этот самый закон. Только человек, чье сердце бодрствует, задает самому себе вопрос и в процессе поиска ответа добивается истины. Кто сотворил птицу и даровал ей крылья? Отчего не все крылатые способны летать? Кто приспособил небо для птиц так, чтобы они могли летать? Ответ на эти и подобные им вопросы один — Всемогущий Аллах. Да, в небе:
«Не держит их никто, кроме Аллаха!».
Больше нет никого, кто бы мог удерживать их в небе.
«Поистине, в этом действительно аяты-знаки для народа, что верует».
Да, для того, чтобы постичь такие аяты-знаки, необходим ийман.
Далее речь идет о знамениях, которые свидетельствуют о созидательности и могуществе Аллаха относительно домов, мест обитания и условий жизни людей:
80. Аллах сделал для вас ваши дома местом покоя и сделал Он вам из шкур скота дома, что легко переносите во время вашего отправления в путь и во время вашего привала. И из шерсти, и пуха, и волоса их — [для вас] утварь и пользование до определенного времени.
Дом человека считается самой удобной обителью покоя для него. В другом месте, кроме своего дома, человек теряет свой покой. Он не может успокоиться так, как у себя дома. Это ощущает каждый человек, в особенности, люди без собственного дома. Именно поэтому в религии Ислам большое внимание уделяется дому и тому, чтобы он был обителью покоя и умиротворения.
«Аллах сделал для вас ваши дома местом покоя».
Каждый дом — место покоя и отдыха. Для мусульманина это место приема пищи, цитадель безопасности, обитель покоя и умиротворения, а также центр мира и спокойствия.
«И сделал Он вам из шкур скота дома, что легко переносите во время вашего отправления в путь и во время вашего привала».
И это тоже благо от Аллаха. Если бы Он так не сделал, то кочующие и проживающие в пустынях и степях племена испытывали бы трудности, не сумев найти место отдыха и покоя.
«И из шерсти, и пуха, и волоса их — [для вас] утварь и пользование до определенного времени».
В овечьей шерсти, верблюжьем пухе и козьем волосе, помимо использования их для нужд дома, есть еще много другой пользы. В особенности в последнее время ценность этих вещей повысилась, увеличился спрос на них. Человек должен благодарить Аллаха и за это благо тоже. Должен уверовать в Аллаха, который даровал такое благо, и совершать Ему ибадат.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.