Сватовские дела, как было упомянуто выше, не всегда протекают гладко. Бывают ситуации, когда даже внутри одной семьи происходит столкновение мнений и интересов. Бывает, что невеста, понравившаяся родителям потенциального жениха, не нравится самому жениху, либо может произойти обратное. В реальности наших дней мы часто встречаем эту проблему.
Позвольте представить вашему вниманию один из вопросов, поступивших к нам через Интернет:
«Один человек обещал выдать свою дочь за сына своего друга. Дочь, будучи муминой — верующей девушкой, желала выйти замуж за мумина — верующего юношу. Отец, несмотря на пожелания дочери, сказал:
— Если не выйдешь за сына моего друга, я отрекусь от тебя! [1]
Следует ли в таких случах слушаться отца? Правильно ли будет, если отец отречется, или это вовсе неправильно?»
Таких вопросов и случаев немало.
Наряду с другими проблемами, основываясь на учении нашей религии, нам нужно решить и эту проблему. А для этого нам необходимо усердно изучать учение нашей религии и искренне следовать ему.
عَنْ خَنْسَاءَ بِنْتِ خِدَامٍ الْأَنْصَارِيَّةِ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: أَنَّ أَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهِيَ ثَيِّبٌ فَكَرِهَتْ ذَلِكَ، فَأَتَتْ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم فَرَدَّ نِكَاحَهُ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ.
Передается от Хансы бинт Хидама Ансориййи радияллаху анха:
«Ее отец выдал ее замуж, не спросив ее, тогда как она была женщиной. Это ей не понравилось, и она пришла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И он (саллаллаху алайхи васаллам) отверг (отменил заключенный ее отцом) никах».
Передали Бухари и Абу Давуд.
Следовательно, нельзя отдавать женщину замуж за кого-либо по принуждению или не спросив ее согласия. В таких случаях этой женщине Ислам дает право обратиться к кадийу [2]. При обращении с жалобой кадий выносит решение о расторжении такого никаха. В случаях, когда никах был заключен без согласия женщины, исход дела зависит от ее согласия. Если она скажет: «Я согласна», никах остается действительным, в противном случае расторгается.
وَجَاءَتْ جَارِيَةٌ بِكْرٌ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، فَذَكَرَتْ أَنَّ أَبَاهَا زَوَّجَهَا وَهِيَ كَارِهَةٌ فَخَيَّرَهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَأَحْمَدُ.
«Одна девственница пришла к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и упомянула, что отец выдал ее замуж, несмотря на то, что ей это было не понраву.
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам предоставил право выбора ей самой».
Передали Абу Давуд и Ахмад.
В данном случае, если девушка пожелает остаться в никахе, акдун никах вступает в силу, в противном же случае — нет.
Это показывает, насколько в Исламе соблюдаются свобода и права женщин, девушек. Любое другое решение является неверным. Потому как никах — это «сделка жизни», вопрос, относящийся к сердцу. Разве легко прожить всю жизнь с нелюбимым человеком, деля с ним кров, постель, и все, что может связывать супругов? Ввиду того, что обычно мужчины становятся инициаторами сватания, соглашаясь на союз с определенной женщиной, хадисов о получении их согласия не существует. Хадисы повествуют в основном о получении согласия от женщин и девушек. Таковы реалии жизни.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: أَنَّ فَتَاةً دَخَلَتْ عَلَيْهَا فَقَالَتْ إِنَّ أَبِي زَوَّجَنِي ابْنَ أَخِيهِ لِيَرْفَعَ بِي خَسِيسَتَهُ وَأَنَا كَارِهَةٌ، قَالَتِ اجْلِسِي حَتَّى يَأْتِيَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم، فَجَاءَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم فَأَخْبَرَتْهُ، فَأَرْسَلَ إِلَى أَبِيهَا فَدَعَاهُ فَجَعَلَ الْأَمْرَ إِلَيْهَا، فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللهِ قَدْ أَجَزْتُ مَا صَنَعَ أَبِي وَلَكِنْ أَرَدْتُ أَنْ أُعْلِمَ النِّسَاءَ أَنَّ لَيْسَ لِلْآبَاءِ مِنَ الْأَمْرِ شَيْءٌ. رَوَاهُ النَّسَائِيُّ.
Передается от Аиши радияллаху анху:
«Одна девушка, придя к ней, сказала:
— Отец выдал меня за сына своего младшего брата. Этим он хочет возвысить свое низкое положение, хотя мне это не нравится.
Она (Аиша радияллаху анха) сказала:
— Посиди, пока не придет Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
После прихода Пророка саллаллаху алайхи васаллам она известила его. Он (саллаллаху алайхи васаллам) позвал ее отца, отправив за ним человека. Затем предоставил девушке право выбора.
Тогда она сказала:
— О Посланник Аллаха, я принимаю то, что сделал отец. Но я хотела показать женщинам, что отцам нет ничего (из прав) в этом деле».
Передал Насаи.
Следовательно, при выборе себе спутника жизни у наших дочерей есть право выбора. А при получении их согласия верховодам — отцу, братьям, дядям и кому бы то ни было в обязательном порядке необходимо обращаться с ними крайне учтиво, без принуждения. Об этом сказано в хадисах и потому является законом исламского шариата! У нас же, к сожалению, положение шариата оставляется в стороне, и всем самовольно правят выведенные людьми обычаи, всякие традиции, бидъы
[3] и суеверия.
В этом вопросе всем родителям и старшинам нужно брать пример с Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, учиться у него обращаться со своими детьми так, как это делал он со своей дочерью.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم إِذَا أَرَادَ أَنْ يُزَوِّجَ شَيْئًا مِنْ بَنَاتِهِ جَلَسَ إِلَى خِدْرِهَا، فَقَالَ: إِنَّ فُلَانًا يَذْكُرُ فُلَانَةً، يُسَمِّيهَا وَيُسَمِّي الرَّجُلَ الَّذِي ذَكَرَهَا فَإِنْ هِيَ سَكَتَتْ زَوَّجَهَا، وَإِنْ هِيَ كَرِهَتْ نَقَرَتِ السِّتْرَ، فَإِذَا نَقَرَتْهُ لَمْ يُزَوِّجْهَا. رَوَاهُ أَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ.
Передается от Аиши радияллаху анху:
«Когда Посланник саллаллаху алайхи васаллам хотел выдать кого-либо из своих дочерей, он садился рядом с ее завесой и произносил и ее имя, и имя мужчины, который упомянул ее: “Такой-то упоминает Такую-то”. Если она молчала, он сочетал их никахом. Если дочери было не по нраву, она стучала по завесе. Когда же дочь стучала по завесе, он (алайхиссалам) не сочетал никахом».
Передал Ахмад.
Взгляните, как ведет себя предводитель миров, Посланник Господа Миров со своей дочерью в вопросе о никахе и создании семьи! Как высок уровень приличия и этики! И как высоки нравственность, адабы дочери!
عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللهِ قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، عِنْدَنَا يَتِيمَةٌ قَدْ خَطَبَهَا رَجُلَانِ مُوسِرٌ وَمُعْسِرٌ، هِيَ تَهْوَى الْمُعْسِرَ وَنَحْنُ نَهْوَى الْمُوسِرَ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم: لَمْ يُرَ لِلْمُتَحَابِّينَ مِثْلُ النِّكَاحِ. رَوَاهُ ابْنُ مَاجَهْ.
Передается от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху:
«Один человек, прийдя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, сказал:
— О Посланник Аллаха! У нас — девушка-сирота. К ней сватаются двое: один богатый, а другой бедный. Она хочет за бедного, мы же хотим за богатого.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Для любящих не видано ничего другого, подобного никаху».
Передал Ибн Моджа.
Обратите внимание, как в этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам учитывает желание сироты. Независимо от того, кем является человек, у него в душе существуют свои желания и с этим нужно считаться.
Однако у этого особо важного вопроса есть и обратная сторона, когда сопротивление детей родителям становится причиной неловкой ситуации.
Из книги «Счастливая семья»
[1] Ослушание родителей, перечение им, и отречение родителей от своего потомка вследствие этого, разрыв отношений с ним в Исламе называется «аккул валидайн». «Акк» означает совершение в отношении родителей противоположное добру. См. детальное пояснение к термину ниже по тексту, на стр. ????
[2] Кадий (قاضية, также кади, кази) — досл. «выносящий приговор», «решающий»; шариатский судья, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения шариатских положений и норм, вынесение решений по тяжбам, прекращение раздоров.
[3] Бидъа — нововведение в религии, то, чего не было в исламском шариате во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и появление чего порицается.
..