Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва ибн Зубайр был великим имамом, аскетом по отношению к мирскому, заботящимся о понимании религии Аллаха, обучении людей и доброте к беднякам…
Он был известен тем, что полностью погружался в молитву, так что это выносило его из мира сего, как будто он не отсюда. Он был чудом в проявлении терпения, богобоязненности и довольстве предначертанием Аллаха…
Урва ибн Зубайр все время сидел с группами людей в мечети Пророка в Медине и Запретной мечети в Мекке в дни хаджа, призывая их на путь Аллаха мудростью и хорошим увещеванием. Он это делал вместе с корифеями знаний Тайбы, которые являлись носителями света в городе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и которые достигли больших успехов на поприще разума. Они в истории исламского фикха известны, как семь правоведов (фукаха сабъа) Медины и достаточно того, что Урва ибн Зубайр являлся одним из них:
1. Саид ибн аль–Мусаййиб,
2. Саид ибн Джубайр,
3. Убайдуллах ибн Утба ибн Масъуд,
4. Сулайман ибн Ясар,
5. Салим ибн Абдуллах бин Умар,
6. Хариджа ибн Зайд ибн Сабит,
7. Урва ибн Зубайр.
Да будет доволен Аллах ими всеми…
Умавийские Бану Умайя) халифы знали о чистосердечии, аскетизме и отдаленности от политики Урвы и поэтому не взяли его собой, как его брата Абдуллаха. Они обращались с Урвой наилучшим образом, встречали его хорошо, принимали от него наставления и даже совещались с ним о некоторых делах…
Однажды Урву постигла болезнь, которая привела к обязательной ампутации его ноги. Он не стал ни скорбеть, ни испустил дух по причине того, что постигло его на пути Аллаха, наоборот, когда он узнал об этом, принял, выражая довольство. Хотя это известие и застигло его врасплох, он не переменился ни в лице, ни в голосе, а наоборот выразил свое крайнее довольство предначертанием Аллаха.
Мясник, вызванный для ампутации ноги, сказал Урве: «Мы напоим тебя вином, чтобы ты не почувствовал ее боль».
Урва сказал: «Я не ищу помощи путем того, что запретил Аллах, для того, чему я прошу выздоровления».
Находящиеся рядом сказали: «Давай тогда напоим тебя усыпляющим веществом (маркад)».
Урва ответил: «Я не хочу, чтобы я не чувствовал боли, когда меня лишают одной из частей моего тела. Хочу безропотно довольствоваться этим».
Затем к нему зашли люди, которые ему очень не понравились и он спросил: «Кто эти такие?»
Ему ответили: «Они будут тебя держать, вдруг из–за сильной боли трудно будет терпеть».
Урва сказал: «Прошу вас, избавьте меня от всего этого…»
Сначала отрезали ножом его пятку, затем отпилили кость, а он все это время восхвалял и прославлял Аллаха. Затем накалили до красна железные щипцы и отделили ногу, после чего Урва потерял сознание. Он очнулся и стал вытирать пот с лица. Затем он увидел свою ногу в их руках и попросил передать ему. Он повертел ею в своих руках и сказал: «Клянусь Тем, Кто обременил тебя мною, Он знает, что я не шел тобой к запретному…», или сказал: «…к грешному, никогда…!»
И это было все, что от него вышло в этой тяжелой ситуации…
Но по мудрости и предписанию Аллаха Урва не ограничился этим, Всевышний захотел, чтобы выявилось достоинство этого великого факиха и то, как глубока его вера, его твердость и стойкость, а также, какой пример терпения и безропотности он показал.
Находясь в этой же тяжелой ситуации, по воле Аллаха произошло еще одно печальное событие, приводящее к несчастью. Его сын Мухаммад занимался конями и случайно оказался перед безумно понесшимся прямо на него, взволнованным конем, который опрокинул его лицом вниз, после чего он сразу и умер. Удрученный горем отец еще не успел оправиться от боли за ампутацию ноги, как он получил извещение о смерти своего любимого сына.
У него не осталось ничего, кроме слез и просьбы о прощении грехов…
Аль–Валид ибн Абдульмалик принес Урве свои соболезнования за беды, которые ему пришлось пережить. Урва внимательно послушал, затем поднял руки к небу и обратился к Аллаху с мольбою: «О, мой Аллах! Если Ты забрал, то Ты и оставил, и если Ты испытал, то Ты и дал долгого здоровья…! Хвала Тебе в первой и последней жизни!»
Он оставил свое ночное чтение Корана и молитвы только на одну ночь, затем уже в следующую ночь возобновил. Он, совершая ночные молитвы, читал четверть Корана, но неистовая боль не дала ему почитать после ампутации…
Ну а кто сможет…?
Как мы упомянули выше, это было лишь одной ночью.
Кто выдержит и сможет достичь такой высокой степени веры и глубокого убеждения…?
Много людей пришло к нему с соболезнованиями и многие из них обратились к нему с наилучшими и прекрасными речами. Урва не смотря на то, что он был намного знающее и сильнее в вере, внимательно слушал их речи… Это было воспитание ислама, которое учит скромности и оставлению гордости.
Одним из наилучших обращений к нему, являются слова, которые передатчики приписывают Ибрахиму ибн Мухаммаду ибн Талхе: «Клянусь Аллахом о Урва, нет потребности в том, чтобы ты ходил куда–то, после того, как одна из частей твоего тела и один из твоих сыновей отправились впереди тебя в рай. Ведь все остальное тоже следует за частью, с позволения Всевышнего Аллаха… Аллах оставил нам, то в чем мы нуждались, и что было необходимо нам из твоих знаний и мнений… Аллах — Податель твоей награды и Поручитель твоего суда».
Эти и другие прекрасные слова произвели огромное впечатление на этого великого сподвижника Урву ибн Зубайра — имама терпеливых, которые учтены в нашей исламской цивилизации, после Печати посланников и имама богобоязненных, да благословит его Аллах и приветствует…
Из книги "Гуманность и человечность ислама" д. исторических наук и исламской цивилизации проф. Абдульхалима Увайса