[аяты 153-155]
153. Вот вы бросаетесь бежать и не оглядываетесь ни на кого, а Посланник призывает вас позади вас. И воздал Он вам печалью за печаль, чтобы вы не печалились о том, что вас миновало и что вас постигло. И Аллах — Всеведущий о том, что делаете.
Оказавшиеся в окружении мусульмане побежали, не глядя ни на кого, даже на Пророка алайхиссалам. А Пророк алайхиссалам кричал им вслед: «Ко мне, рабы Аллаха! Ко мне, рабы Аллаха!!! Я Посланник Аллаха!!! Кто возобновит атаку, тому будет уготован рай!!!».
«И воздал Он вам печалью за печаль, чтобы вы не печалились о том, что вас миновало и что вас постигло».
Всевышний Аллах воздал вам печалью за печаль в битве при Ухуде. Прежде всего, вы получили раны; многие были убиты; потерпели поражение от мушриков; остались без добычи; упустили победу из рук и самая великая печаль — бежали, оставив Посланника Аллаха в тяжелом положении, тогда как у него была разбита голова, сломаны зубы, а в скулы вонзились железные кольца шлема. Вот эта последняя печаль заставила мусульман позабыть все постигшие несчастья и все, что случилось.
«И Аллах — Всеведущий о том, что делаете».
Ничто не останется сокрытым от Него. Следовательно, всегда повинуйтесь Ему. Всегда брезгливо остерегайтесь ослушания Ему.
Аллах всегда милостив к Своим правоверным рабам. Поэтому, хотя они и проявили непочтительность и непослушание,
154. Потом Он низвел на вас после огорчения спокойствие дремотой, что покрывает часть из вас, а [другая] часть — действительно озаботила их своя душа: предполагают об Аллахе с сомнением [времен] невежества, говоря: «Разве [есть] нам что-либо из этого дела?» Скажи: «Поистине, все дела принадлежат Аллаху». Скрывают в своих душах то, чего не обнаруживают тебе. Говорят: «Если бы [было] нам что-нибудь из этого дела, то не были бы мы убиты тут». Скажи: «Если бы вы были в своих домах, непременно вышли бы к местам своего падения те, кому предписано убиение, и чтобы Аллах испытал то, что в ваших грудях, и чтобы очистить то, что в ваших сердцах». И Аллах — Знающий то, что в грудях!
В этом священном аяте описывается состояние успокоения, что воцарилось по благоволению Аллаха после того, как правоверных постигло поражение и печаль вслед за печалью:
«Потом Он низвел на вас после огорчения спокойствие дремотой, что покрывает часть из вас».
Когда при Ухуде сражение было в разгаре и мусульмане стали терпеть поражение, Всевышний Аллах Своим милосердием даровал успокоение своим стойким, истинным рабам мусульманам. Группу верных мусульман охватила дремота. В хадисе, переданном имамом Бухари рахматуллахи алайхи от Анаса радияллаху анху, Талха ибн Убайдуллах радияллаху анху сказал: «Нас охватила дремота, когда в день Ухуда мы стояли еще в ряду. Меч падал из моих рук, а я поднимал его снова и снова». В другой передаче хадиса он говорит: «Когда я поднял голову и посмотрел, у всех головы склонились к груди».
И правда, дремота похожа на чудо. Когда уставший и уже негодный ни на какие действия человек немного вздремнет, то он словно обновится. Когда мусульмане стали терпеть поражение в битве при Ухуде и побежали, Всевышний Аллах ниспослал им успокоение в виде дремоты и сберег их от большой беды, от полного разгрома. Немного вздремнувшие и пришедшие в себя мусульмане собрались вокруг Пророка алайхиссалам и поднявшись на более высокое, более удобное место горы, разместились там. Увидев это, многобожники не осмелились довести свое наступление до завершения и вернулись обратно. В то время, когда группа правоверных была занята этим, «а [другая] часть — действительно озаботила их своя душа: предполагают об Аллахе с сомнением [времен] невежества, говоря: “Разве [есть] нам что-либо из этого дела?”»
Эта категория — группа со слабым ийманом, у которых в сердце не укрепилось чувство самоотверженности. По этой причине они не утруждаются ради Аллаха, не прилагают усилий ради религии и веры, не утруждаются ради Пророка, не утруждаются ради мусульман. Они утруждаются только ради самих себя. Думают только о себе.
Они и о Всевышнем Аллахе судят несправедливо. Делают предположения, как люди джахилийи. Говорят: «Удивительны дела Бога, неужто мы так и умрем, таким вот образом?» Вместе с тем, они говорят:
«Разве [есть] нам что-либо из этого дела?»
Они говорят: «Мы в этом деле невольны, не мы советовались по поводу битвы». Аят сразу же поясняет неправильность этих слов и говорит Пророку саллаллаху алайхи васаллам:
«Скажи: “Поистине, все дела принадлежат Аллаху”».
Дела находятся не в чьих-либо руках, а только в руках Аллаха. И даже не в руках Пророка алайхиссалам. Потому что в приведенном выше, 128-ом аяте, в обращении к нему было сказано: «Нет тебе ничего в этом деле». Дело рабов — выполнять свои обязанности, исполнить свой долг. Остальное — в руках Аллаха, что Он пожелает, то и сделает.
«Скрывают в своих душах то, чего не обнаруживают тебе».
В их душе полно нечестия, васвасы и опасений. Из-за того, что они открыто говорят об этом, их состояние не изменится. Обычно в подобных ситуациях они говорят: «Сюда (или на это дело) нас привели принудительно, руководители ошиблись, они сделали так, эдак. Была бы наша воля, мы поступили бы так, поступили бы эдак…».
«Говорят: “Если бы [было] нам было что-нибудь из этого дела”».
Слабые верой, лицемеры так поступают всегда, когда на их головы обрушиваются удары. Пристают к своим руководителям, вешают на них все обвинения и переходят к отвращению людей от них. И даже о некоторых убиенных говорят: «Если бы дело было по нашей воле, этого бы не произошло».
Священный Куръан также исправляет эту их васвасу, их неверные тревожные сомнения и излагает мудрости, скрытые за смертью и жизнью, затаенные в испытаниях.
«Скажи: “Если бы вы были в своих домах, непременно вышли бы к местам своего падения те, кому предписано убиение”».
Разве возможно принятием мер убежать от предустановленного? Смерть не утруждает себя поиском. Чей смертный час настал, тот своими ногами приходит к своей кончине. Это предначертано Аллахом. За этим кроется и своя мудрость.
«И чтобы Аллах испытал то, что в ваших грудях, и чтобы очистить то, что в ваших сердцах».
Обычно беды и несчастья становятся причиной проявления того, что есть в сердце. Это — испытание. Подобно тому, как настоящий металл закаляется в огне, настоящие правоверные также закаляются в трудностях и страданиях. В результате порой выявляются недостатки, неизвестные даже ему самому, и правоверный стремится искоренить их, очищается. Поэтому истинные правоверные с радостью встречают пришедшие от Аллаха испытания, какими бы тяжелыми они ни были.
«И Аллах — Знающий то, что в грудях!»
Аллах хорошо ведает и о том, что вы скрываете от людей и держите в тайне.
155. Поистине, те из вас, которые обратились в бегство в тот день, когда встретились две рати — поистине, сбил их с пути шайтан за некоторое из того, что приобрели. И Аллах помиловал их. Поистине, Аллах — Прощающий, Кроткий.
«Тот день, когда встретились две рати» — это день, когда произошла битва при Ухуде. Если в человеке будет хотя бы капля неуверенности, в его сердце поселится васваса, смятение. Он совершит грех. В итоге, шайтан собьет его с пути. Так и произошло в битве при Ухуде. Шайтан сбил с пути некоторых мусульман. Они проявили трусость и побежали вспять. Однако Всевышний Аллах — Прощающий, Он помиловал их, простил им грехи.
.