Второй величайшей заслугой Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам перед миром является представление о единстве человечества и равенстве людей.
Раньше люди разделялись на различные народы, племена, расы и классы. Существовало жесткое этническое или социальное неравенство. Одни из них считались от рождения выше других. Различие в их человеческом статусе было настолько огромным, что казалось, что речь идет о различии между человеком и животным, вольным и невольным, поклоняющимся и предметом поклонения. В таком изначально разобщенном обществе не могло быть и речи о единстве человечества и равенстве людей, а сама идея об изначальном равенстве перед судом Всевышнего считалась вызовом укоренившимся представлениям и порядку. Итак, после затянувшегося молчания и невежества, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам возвестил революционную истину, потрясшую умы и изменившую состояние того общества:
«О люди! Поистине, ваш Господь един. Поистине, вы имеете одного праотца. Все вы произошли от Адама. Адам сотворен из праха. Поистине, лучший из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный. Араб не лучше неараба, если только он не более богобоязненный».
Этот лаконичный тезис объединяет в себе два фундаментальных положения, которые служат главными опорами благополучия и мира. Во все времена и повсюду оба эти положения были основами мира, способствовали взаимопониманию, взаимоуважению и терпимости. Одно из них – это единство Господа. Второе – единство человечества. Человек родственен любому другому человеку дважды. Во-первых, у них единый Создатель. Во-вторых, у них единый человеческий прародитель.
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее ее пару, и распространил от них много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым упрашиваете друг друга, и (разрыва) родственных связей. Поистине, Аллах над вами Наблюдатель!» (Сура «Ниса», аят 1).
«О люди! Поистине, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый благородный перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах – Всезнающий, Всесведущий» (Сура «Худжурат», аят 13).
Эти вечные, непреходящие слова Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес во время прощального хаджа. В то время мир был не в состоянии понять всю меру заключенных в них отваги и открытости. Но очень скоро это заявление потрясло весь мир до основания.
Сегодня, благодаря пройденному человечеством долгому и сложному пути развития в области науки, общественного сознания и социального устройства, благодаря призыву Ислама, появлению исламского общества, деятельности и усилиям проповедников, реформаторов и воспитателей, это величайшее заявление превратилось в простую, повседневную (прописную) истину. Сегодня это заявление сделали своим девизом все политические и общественные организации мира. В том числе и «Хартия (Декларация) прав человека», принятая ООН в качестве основополагающего документа. Заявления каждого государства, каждой организации о признании неотъемлемости прав человека и равенстве во многом обязаны учению Ислама.
Но каким же было человечество раньше, когда у некоторых народов безраздельно господствовало учение о превосходстве «высших» над «низшими», когда отдельные династии и касты приравнивали свое «божественное» положение к луне, солнцу или Аллаху, подобно тому, как об этом сказано в Куръане: «Пречист Он и Превыше того, что описывают»?! Священный Куръан рассказывает нам о том, что говорили иудеи и христиане:
«И сказали иудеи и христиане: «Мы – сыновья Аллаха и Его любимцы…» (Сура «Маида», аят 18).
Фиръавны (фараоны) Египта заявляли, что являются земными воплощениями бога солнца Ра.
А в Индии существовали два рода: «Сурдж банси» – сыны солнца и «Джундур банси» – сыны луны. Персидские цари утверждали, что в их жилах течет божественная кровь. Население относилось к ним как к святым божествам. О царе Абрувезе, который жил в 590–628 годах, говорилось: «Он – нетленный человек среди богов. Божество, которому нет сотоварища в человечестве. Велико его слово. Высока его слава. Взойдет с солнцем, своим сиянием. Освещает своим светом в темные ночи».
Божества были и у правителей Рима. У каждого, кто брал государственную власть в свои руки, было свое «божество». Их называли «августами», то есть, «великими и величественными».
Китайцы считали своих императоров сынами Солнца. Согласно их вероучению, небо – это мужское начало, а земля – женское, а вселенная появилась в результате их соединения. А сам император является первым ребенком этой «супружеской пары».
Арабы считали «аджамами» (неарабами, второсортными людьми) всех, кроме себя. Племя курайшитов считало себя самым почитаемым среди арабов. Во время сезона хаджа они держали себя надменно. Курайшиты располагались и ходили отдельно, обособленно от других людей. Они не стояли на горе Арафат вместе с остальными паломниками, а оставались на заповедной территории (харам), в долине Муздалифа. Они высокомерно заявляли: «Мы – жители страны Аллаха, обитатели Его дома».