В связи с наступлением благословенного месяца Рабиъул-аввал, мы начинаем публикацию серии материалов, посвященных величайшему Пророку - Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам
Всевышний Аллах сказал:
«И вот взял Аллах твердое обещание пророков: «Клянусь тем, что Я дал вам из Книги и мудрости, и что пришел к вам посланник, подтверждающий то, что с вами - непременно уверуете в него и непременно поможете ему». Сказал: «Подтвердили ли вы и приняли ли об этом от Меня твердое обещание?» Сказали: «Мы подтвердили». Сказал: «Засвидетельствуйте же, и Я с вами из свидетелей» (Сура «Áли Имран», аят 81).
В этом священном аяте описана удивительная картина – все пророки собраны перед Всевышним Аллахом. На этом великом святом собрании Аллах субханаху ва таъала (Пречист Он, Всевышний), взяв в свидетели всех пророков алайхимуссалам и свидетельствуя Сам, заключил с ними надежный, строгий договор. Согласно этому благословенному договору, каждый пророк, получивший от Аллаха Книгу и мудрость (хикма), уверует в пришедшего после него и подтвердившего его пророчество последующего пророка и будет помогать ему во всем.
В этой связи может возникнуть вопрос: каким образом предшествующий пророк может уверовать и помогать следующему пророку? Ответ таков: каждый пророк, которому Аллах дал Книгу и мудрость, будет учить свой народ тому, что когда после него придет следующий пророк, подтверждающий его пророчество, все должны уверовать в этого пророка и помогать ему. Признание грядущего пророка уммой предыдущего будет его признанием, а помощь его уммы грядущему пророку – будет его помощью.
Об этом Аллах взял с пророков обещание, и для подтверждения этого еще раз спросил их: «Подтвердили ли вы и приняли ли об этом от Меня Мое твердое обещание?». И пророки ответили: «Мы подтвердили»
Следовательно, все пророки воспитывали свои народы в духе признания грядущих пророков и оказания им помощи. Все пророки – звенья одной святой цепи пророчества.
Вместе с тем ученые-муфассиры говорят, что «посланник, подтверждающий то, что с вами» – это Мухаммад алайхиссалам, то есть каждый пророк завещал своему народу: «Когда после меня придет пророк Мухаммад алайхиссалам, подтверждающий мое пророчество, уверуйте в него и помогайте ему». Муфассиры подтверждают эту свою мысль изречениями Пророка алайхиссалам.
Передается от Али ибн Абу Талиба и Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Каждый раз, посылая очередного пророка, Аллах брал с него твердое обещание о том, что если Мухаммад алайхиссалам будет послан Пророком при его жизни, то он обязан уверовать в него и помогать ему. Также Всевышний Аллах велел каждому пророку брать с людей твердое обещание о том, что они уверуют в Мухаммада алайхиссалам и будут помогать ему, если он будет послан при их жизни».
Все это свидетельствует о величии достоинств Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Чьи же достоинства могут быть выше других, если не достоинства Мухаммада алайхиссалам Когда Сам Всевышний Аллах взял с других пророков обещание, что они уверуют и помогут ему!
Пророки алайхимуссалам считаются лучшими из людей. Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам считается лучшим из лучших.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Когда наступил день, в который Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел в Медину, засияло в ней все. Когда же наступил день, в который он умер, покрылось тьмой в ней все».
Когда Пророк алайхиссалам прибыл в Лучезарную Медину, совершив переселение из Благословенной Мекки, и вошел в город, благодаря его величию все в городе засияло и излучало свет, что также является еще одним свидетельством его достоинств.
Когда же он ушел в мир вечный, все в Лучезарной Медине покрылось мраком, лишившись его благодати. И это также указывает на степень превосходства Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, непременно придет для одного из вас день и не увидит меня. Потом желание увидеть меня непременно станет ему любимее, чем его домочадцы и его имущество при них».
Передал Муслим. Аллах - лучше знающий.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит своим сподвижникам о том, чтобы они ценили его присутствие, и призывает их к тому, чтобы они стремились использовать каждое мгновение для общения с ним.
Действительно, может ли что-то быть большим счастьем для правоверного мусульманина, чем возможность общения с Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам? Почтенные сподвижники были великими людьми, удостоенными этого счастья. Они – счастливые люди, которые видели и уверовали в самого лучшего из людей – Мухаммада алайхиссалам.
Затрагивая тему о счастье, которого были удостоены сподвижники, я вспоминаю предание, переданное от почтенных людей прошлого. У одного из известных людей спросили: «Кто лучше – Муавия или Умар ибн Абдулазиз?»
Этот вопрос был задан по определенной причине. Хотя Муавия ибн Абу Суфян радияллаху анху и был сподвижником, о его назначении халифом среди людей ходили разные разговоры. А Умар ибн Абдулазиз рахматуллахи алайхи был справедливым халифом, многие называли его даже пятым справедливым халифом, хотя он был табиъином.
И вот в ответ на вопрос почтенный человек сказал, что Умар ибн Абдулазиз не стоит и пыли в носу Муавии, поскольку в нос Муавии попадала пыль, поднимавшаяся из-под ног Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Да, дорогие братья и сестры, мы являемся уммой такого великого, лучшего из лучших Пророка. Это стоит безмерной радости. Главное, чтобы мы были достойны великого счастья – быть уммой такого великого Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Вышеизученное нами является всего лишь каплей в океане всех сведений о достоинствах Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Аятов и хадисов о его достоинствах очень много. Все они подчеркивают величие славы Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам.
Раз так, то каждый, кто является представителем уммы этого величайшего пророка, должен тщательно и искренне изучать все, что относится к жизни и достоинствам этого выдающегося человека. Ибо все, что с ним связано, относится к религии, вере и законам шариата.
Жизнь Пророка саллаллаху алайхи васаллам является примером для каждого мусульманина. И мусульманская умма, начиная со времен сподвижников вплоть до сегодняшних дней, с честью следует этому примеру.
Все, что связано с жизнью, качествами, сказанным и сделанным Мухаммадом Мустафа саллаллаху алайхи васаллам всесторонне изучено. Но и сейчас проводятся новые исследования, открываются новые грани.
Научные исследования, проводимые мусульманами в области изучения благословенной жизни своего пророка Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам своей чрезвычайной точностью, вниманием, уделяемым каждому событию, действию и бездействию (саканат), открыли в исторической науке чистейшие, правдивейшие и беспристрастнейшие страницы, что стало подлинной революцией в этой области знания.
Мусульмане были всегда щепетильны и взыскательны в подходе к источникам сведений о жизни, деяниях и словах Пророка алайхиссалам и не позволяли себе измышлений и искажений при их передаче. Они черпали нужные сведения только от людей авторитетных и уважаемых, надежных, богобоязненных, разумных и справедливых. Именно так появилась биография – сийра величайшего в мире человека.
На следующих страницах, в меру своих возможностей, мы также постараемся изложить эту биографию хотя бы в кратком виде, основываясь на этих сведениях. Да поможет нам в этом Сам Аллах!
Из предыдущих хадисов мы узнали о том, что Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам является самым лучшим рабом и пророком Аллаха. В этой великой истине нет ни малейшего сомнения. А потому не должно быть ни малейшего сомнения и в том, что для появления на свет этого самого лучшего человека Аллах избрал самое достойное общество, самое лучшее место и самое лучшее время.
Для появления на свет Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, наиболее подходящим Всевышний Аллах посчитал общество арабов. Это было самое невежественное общество своей эпохи, далекое от грамоты, науки, культуры, просвещения, религиозности, правил и законов, порядка и т. п.
Если бы пророк Конца Света был избран из народа, который уже обладал всем этим, люди могли бы сказать, что этот народ, будучи издавна просвещенным и сведущим, сам придумал новую религию. Тогда как избрание пророка из неграмотных арабов, не обладавших сколь-нибудь развитой культурой, а также выведение под его руководством всего мира из мрака невежества к свету Ислама за такое короткое время явилось божественным чудом.
Примитивность общества арабских племен, внешне казавшаяся их недостатком, волею Аллаха превратилась в достоинство на пути служения Исламу, ибо именно благодаря этому фактору в них не укрепилась никакая другая идеология. Что, в свою очередь, способствовало глубокому укреплению в их душах учения Ислама. Они не подчинялись никому, и это способствовало тому, что в последующем они не поклонялись никому, кроме Аллаха. Сам факт, что такой невежественный народ в короткое время стал маяком на пути к истине всего человечества, является божественным чудом.
Для появления на свет Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам Всевышний Аллах избрал самое подходящее место в мире – Аравийский полуостров. Этот край издревле был родиной многих пророков. Здесь жили такие пророки, как Идрис, Нух, Худ, Салих алайхимуссалам. Ибрахим алайхиссалам построил здесь Байтуллах (Дом Аллаха). В местечке Мадян этого края было дано пророчество Мусе алайхиссалам. Здесь нашли спасение иудеи, угнетенные фиръавном (фараоном) и его родом. Здесь, в местечке Наджран, также нашли спасение христиане, подвергавшиеся притеснениям со стороны ромеев. Аллах сделал природные, географические и политические условия этого края очень благоприятными для величайших деяний в истории человечества.
Для появления на свет Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам Аллах избрал самое лучшее место мира – Благословенную Мекку. Во-первых, этот священный город расположен в самом центре Земли. Поэтому и расположение здесь центра шариата, который должен был стать самым последним, самым совершенным шариатом для всех времен, всех регионов и всех народов, было наиболее желательным.
Самое главное – в этом городе находилась Священная Каъба, которую по велению Аллаха соорудил отец пророков Ибрахим алайхиссалам вместе со своим сыном Исмаилом алайхиссалам. В свою очередь, все арабы считали Байтуллах священным. Люди совершали паломничество к нему со времен Ибрахима алайхиссалам.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что другого более подходящего места для утверждения Ислама быть не могло.
Что касается времени, то Всевышний Аллах своей безграничной милостью избрал для появления на свет пророка Ислама – Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам – самое подходящее время.
Это было такое время, которое как никогда подходило для утверждения религии, предназначенной для всего человечества, действующей везде и всегда, которая смогла бы обеспечить достижение всеми людьми счастья в обоих мирах.
Небесные религии не ниспосылались уже долгое время. Все небесные религии, которые Всевышний Аллах ниспослал ранее, были искажены людьми, потеряв свою силу и влияние.
Одни из них были настолько пропитаны идеей этнической исключительности и богоизбранности определенного народа, что человек иного происхождения не мог исповедовать его. Другие же, смешавшись с различными философиями, стали больше походить на запутанное идолопоклонничество. Подвергаясь разрушительным деяниям людей, они превратились в религии, пропагандирующие отшельничество и отсталость. Несомненно, это положение также не отвечало требованиям, предъявляемым к религии. В странах, считавшихся центром таких религий, деспотия и угнетение достигли к тому времени своего наивысшего проявления. Сильный поедал слабого. Не было ни малейшего намека на проявление таких добродетелей, как справедливость, милосердие по отношению к бедным и беззащитным людям.
Идолопоклонничество также опозорилось, и никто уже не воспринимал его всерьез. К нему относились лишь как к культурному наследию, оставшемуся от предков и служившему его приверженцам орудием насаждения консерватизма и фанатизма. Лидеры различных народов-идолопоклонников насильно удерживали в этой религии своих подданных, чтобы сохранить свою власть.
В Персии, Хорасане и близких к ним регионах, в которых господствовало огнепоклонничество, во всех сферах жизни царило самоуправство. Монархи и правители всячески угнетали свои народы. Такие проявления огнепоклонничества, как зороастризм, манизм и маздакизм, уже сделали свое дело, чтобы вытравить все человеческое в человеке. Женитьба мужчины на своей матери, сестре или дочери считалась у них похвальным деянием. В силу мерзости этих деяний от их династий не осталось и следа.
Естественно, не могло быть и речи о том, чтобы такие, давно изжившие себя системы и учения, могли принести человечеству хоть что-то хорошее.
Что касается широко распространенного в то время индуизма, то здесь положение было еще хуже, чем в упомянутых религиях. Согласно этому учению, люди делились на разные касты. Представители одной касты непременно должны были быть правителями, а другой – неизбежно нищими.
В области богослужений совершались деяния, немыслимые для здравого рассудка.
О многобожии, несправедливости и непристойностях, распространенных на Аравийском полуострове, можно и не говорить. Как и везде, мерзость, разврат и идолопоклонство также достигли здесь своего предела. Были широко распространены потребление харама, прелюбодеяние, пьянство, насилие, воровство, грабежи и другие проявления невежества.
Для арабов времен невежества было обычным делом хоронить живьем девочек, вести столетние войны с другим племенем из-за убитого больного верблюда старой соплеменницы. Они могли слепить из фиников идола и поклоняться ему, если забывали своего идола дома, но могли потом и съесть его, проголодавшись в пути.
Словом, ко второй половине VI века новой эры мир полностью погрузился в невежество и крайне нуждался в освобождении от этой трясины.
Мир, погряз во мраке различных систем жизнеустройства и религий. Он жаждал света во тьме.
Мир стонал от гнета и тирании, жаждая справедливости.
Мир был переполнен поклонением людей себе подобным или самодельным богам, крайне нуждаясь в избавлении от этого и поклонении единственному Господу миров.
Именно в такое время по воле Аллаха родился свет и озарил мир.