Слово «Ашуро» в словаре означает «десятый». Десятый день месяца Мухаррам известен под названием Ашуро.
Передается от Хакама ибн Аъраджа радиаллаху анху:
«Я пришел к Ибн Аббасу, который лежал на боку на своей рида возле Замзама и сказал ему: «Расскажи мне о посте Ашуро».
Сказал: «Когда увидишь хилал (новолуние) Мухаррама, начни считать и девятое утро встречай постящимся».
Я сказал: «Таким ли образом держал его пост Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?»
Сказал: «Да».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснения: В этом хадисе речь идет о соблюдении поста Ашуро в девятый день месяца Мухаррам. Прежде чем говорить о причине этого, думаем, что будет лучше рассмотреть также и другие хадисы по этому вопросу.
* * *
Передается от Ибн Аббаса радиаллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился в день Ашуро и велел держать его пост. Сказали: «О Посланник Аллаха! Но этот день возвеличивают иудеи и христиане».
Сказал: «В таком случае, когда настанет следующий год, иншааллах, будем держать пост и на девятый день».
Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам скончался до наступления следующего года.
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснения: Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сам стал поститься в день Ашуро и велел своей умме держать пост этого дня, некоторые знающие люди напомнили Пророку саллаллаху алайхи васаллам о том, что день Ашуро возвеличивается иудеями и христианами. Великие сподвижники хорошо знали, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам не совершал деяний, похожих на иудейские и христианские, а всегда делал то, что отличалось от их и было свойственно исламской умме. Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда предотвращал своих сподвижников от подражания представителям других религий, от следования им.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с пониманием принял сообщение сподвижников о посте в день Ашуро. Он принял его к вниманию и сказал, что на следующий год они будут держать пост не только на десятый день месяца Мухаррам, подобно иудеям и христианам, но и на девятый день, в отличии от них. Но ему не суждено было дожить до следующего дня Ашуро.
Но слова Посланника Аллаха остались в силе. Его умма, следуя повелению, стала соблюдать пост на девятый и десятый дни месяца Мухаррам.
* * *
Передается от него же:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел соблюдать пост Ашуро на десятый день».
Передал Тирмизи и назвал его «сахихом».
Пояснения: Это веление было дано до событий, описанных в предыдущих хадисах.
* * *
Подведем итоги по рассмотренным хадисам:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел держать пост Ашуро на десятый день месяца Мухаррам, и сам тоже постился.
После того как узнал, что этот день является праздником и для иудеев и христиан, Пророк алайхиссалам решил поститься и в девятый день, дополнительно к десятому. Но он скончался, не успев выполнить это решение.
Как приводится в первом хадисе, Ибн Аббас радиаллаху анху в ответ на вопрос Ибн Аъраджа радиаллаху анху велел встречать утро девятого дня в состоянии поста. Это означает, что нужно держать пост на девятый и десятый дни месяца Мухаррам. Он имел в виду, что пост надо держать на девятый день, а потом на десятый. Ибо как мы уже ранее говорили, Ашуро означает десятый день.
Из "Книги о посте"