(РАЗДЕЛ ВТОРОЙ)
Об отношении к болезням,
невзгодам и действиях при них
Награда за проявление
терпения во время эпидемии
2532. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Умерший от недуга в животе – мученик (шахид), умерший от чумы – мученик».
Пояснение: Известно, что чума всегда в любом обществе вызывала тревогу. Всех постоянно беспокоила мысль о мерах противостояния ей. Неоспоримым фактом является и то, что в местах распространения чумы погибает много людей. К тому же чума – очень быстро передаваемая болезнь, и самый эффективный метод упреждения ее распространения – изоляция больных от здоровых.
Человек, находящийся в очаге распространения эпидемии, подвергается опасности заболеть смертоносной болезнью, испытывает неудобства от необходимости не покидать свое место даже под угрозой заражения болезнью. Следование человеком таким требованиям служит целям предотвращения распространения смертельного недуга. Именно поэтому люди, находившиеся в очаге и умершие от эпидемической болезни, приравнивались к мученикам. То есть человек, проявивший терпение ко всем страданиям от болезни и не ушедший в другие места из своего места пребывания, подчинившись религиозному повелению, получит статус мученика. В этом поучении, наряду с призывом больных к терпению, есть большое утешение для его родных и близких, оставшихся в живых. Они пребудут во мнении, что такой-то, заразившись чумой, соблюдал хадис и умер, проявляя терпение, а посему обрел статус мученика.
Не удивительно, если упоминаемый в хадисе «недуг в животе» является инфекционной болезнью, подобной чуме.
В некоторых других хадисах в отношении умерших, в том числе и умерших в вышеупомянутых чрезвычайных обстоятельствах, также используется слово «шахид» (мученик). Их называют умершими в статусе мученика.
Эти значения и присущие им понятия прояснятся еще больше в процессе изучения последующих хадисов.
2533. Передается от Аиши радияллаху анха, как она спросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о чуме, и он известил ее об этом так:
«По сути, она была мучением, которое насылал Аллах на тех, на кого Он пожелал. Так, Аллах сделал ее милосердием для верующих. И нет ничего, кроме награды, сходной с наградой мученика, для раба, которого настигла чума и который терпеливо пробыл в своем краю, зная, что поистине не постигнет его ничто, помимо того, что предписал ему Аллах».
Оба передал Бухари.
Пояснение: В этом хадисе вновь становится очевидным, насколько Всевышний Аллах милосерден к мусульманам. Эта истина явственно исходит из возвещения в хадисе о том, с какой целью насылалась эпидемическая болезнь на других и с какой иной целью она насылается на правоверных.
«По сути, она была мучением, которое насылал Аллах на тех, на кого Он пожелал. Так, Аллах сделал ее милосердием для верующих».
В самом деле, известно, что многие народы в истории были уничтожены различными болезнями, в том числе и чумой. Всевышний Аллах сделал чуму милосердием для мусульман, тогда как для других она насылалась как мучение. Если мусульмане будут делать то, что повелевает Всевышний Аллах, то в случае смерти они покинут этот мир мучениками.
Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «И нет ничего, кроме награды, сходной с наградой мученика, для раба, которого настигла чума и который терпеливо пробыл в своем краю, зная, что поистине не постигнет его ничто, помимо того, что предписал ему Аллах» – подтверждают именно это значение.
Используя современную терминологию, это можно назвать «санитарными мерами предохранения», что на иностранном языке называется «карантином».
Ислам, заботясь об интересах масс, именно так награждает тех людей, которые жертвуют собой ради упреждения распространения эпидемии за пределы ее очага. Этот смысл еще больше проясняется в последующем предании.
2534. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Чума – бедствие или мучение. Она была послана сынам Исраила или тем, кто был до вас. Когда услышите, что она случилась где-то на земле, не ходите туда. Если она случилась на земле, на которой пребываете вы, не выходите [оттуда], убегая от нее».
Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Союз «или» во фразах «бедствие или мучение» и «сынам Исраила или тем, кто был до вас» используется в этой передаче хадиса «из-за сомнения», как это называется в науке хадисоведения. То есть, без сомнения, сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам точно использовал одно из этих слов или сочетаний, однако передатчик засомневался в том, какое именно было слово или словосочетание. Иными словами, передатчик не сумел запомнить точно, какое из слов или сочетаний было употреблено Пророком саллаллаху алайхи васаллам, и передал все как есть, дабы не допустить вероломства к аманату.
Мы сначала узнали, что чума является для иных мучением, а для мусульман милосердием. Теперь излагается, как мусульманская община должна относиться к этой болезни при ее появлении.
«Когда услышите, что она случилась где-то на земле, не ходите туда».
Ибо если отправитесь туда, есть вероятность заразиться этой болезнью. И если, упаси Аллах, все же что-либо случится с вами, будете сожалеть, что напрасно вы туда пошли.
«Если она случилась на земле, на которой пребываете вы, не выходите [оттуда], убегая от нее».
Потому что если вы покинете пределы этого места, чума может распространиться и на другие края.
Это и есть санитарные меры предотвращения распространения заболевания, установленные религией Ислам еще тысячу пятьсот лет назад. Здесь ясно просматривается, как эта защитная мера устанавливалась – не посредством административного бюрократизма, а повышением медицинской культуры среди населения.
2535. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам. Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада – Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи и сообщили о том, что в Шаме появилась чума. И Умар сказал Ибн Аббасу:
– Позови ко мне первых мухаджиров.
Я позвал их. Он посоветовался с ними. Они впали в разногласия. Некоторые сказали:
– Ты вышел ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него.
Другие же сказали:
– Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме.
– Уйдите прочь от меня! – сказал [им] Умар, затем попросил: – Позови ко мне ансаров.
Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути переселенцев в разногласии. Им он также сказал:
– Уйдите прочь от меня! – А потом сказал: – Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша.
Я позвал их. Не разошлись из них во мнении даже двое. Они сказали:
– Советуем тебе не вести их к чуме и возвращаться обратно.
Умар через глашатая объявил среди людей:
– Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное.
Тогда Абу Убайда сказал:
– Убегая от предустановления Аллаха?
Умар сказал:
– Разве не мог сказать это другой, кроме тебя?! – Умар не любил перечить ему. – Да, убежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха. Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предопределению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предопределению Аллаха. Не так ли?!
В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам. Он сказал:
– Я обладаю знанием в отношении этого. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда вы услышите о том, что она [чума] существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где вы находитесь, не выходите [оттуда], убегая от нее.
Тогда Умар ибн Хаттаб восхвалил Аллаха и вернулся назад».
Передали два шейха.
Пояснение: Из этого можно извлечь множество сведений. Поэтому будет лучше проанализировать содержание этого хадиса обстоятельно, детально.
«Умар направлялся в сторону Шама».
Эта поездка была осуществлена во время халифата почтенного Умара. Он вышел в путь, взяв с собой нескольких сахабиев, чтобы ознакомиться с положением мусульман в Шаме. Известие о том, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в путь в сторону Шама, разошлось повсюду. В том числе это известие достигло и до Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху, который был в то время наместником Шама. Он вышел в путь со своими людьми, чтобы встретить халифа.
«Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада – Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи и сообщили о том, что в Шаме появилась чума»
Сарг – название первого из расположенных на пути из Хиджаза селений Шама.
Аджнад – так именовались пять знаменитых городов Шама того времени. Это – Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кунсурайн.
Тогда правители данных пяти городов вместе с Абу Убайдой ибн Джаррахом радияллаху анху вышли встречать почтенного Умара.
Обычно вышедшие встречать главу общества после приветствий заводят речь о самых важных и актуальных вопросах. Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху и его товарищи тоже сообщили почтенному Умару о самой актуальной проблеме своей страны – о появлении чумы.
«Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:
– Позови ко мне первых мухаджиров.
Я позвал их. Он посоветовался с ними».
Почтенный Умар стал советоваться с людьми по поводу чумы, так как был в неведении насчет благородного хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам об этом. Если бы почтенный Умар знал хадис, он ни с кем не стал бы советоваться, а сразу последовал бы ему. Как нарочно, и призванные для совета тоже не знали о хадисе.
«Они впали в разногласия».
Тогда среди первых мухаджиров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, возникли разногласие по этому вопросу.
«Некоторые сказали:
– Ты вышел ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него».
То есть, о Умар, ты вышел, чтобы справиться о положении мусульман в Шаме. Об этом стало известно всем. Друзья и недруги пристально наблюдают за тобой. Если, прознав о чуме, ты повернешь отсюда вспять, это станет неприглядным поступком. Друзья опечалятся, а недруги возрадуются.
«Другие же сказали:
– Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме».
Они тоже выставили доказательства в пользу своего мнения. Они не хотели вести здоровых и почитаемых людей в опасные места.
Эти их разногласия не понравились халифу.
«– Уйдите прочь от меня! – сказал им Умар, затем попросил: – Позови ко мне ансаров».
Следовательно, сначала – мухаджиры, то есть они стоят на первом месте, а потом следуют ансары – жители Медины. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху продолжает рассказывать.
«Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути переселенцев в разногласии».
Как видно, среди ансаров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, тоже не было человека, кто слышал хадис о чуме. Поэтому и они разошлись во мнении касательно этого вопроса.
«Им он также сказал:
– Уйдите прочь от меня! – А потом сказал: – Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша».
Это были уважаемые старейшины племени Курайш, ставшие мусульманами только в день фатха Благородной Мекки. Поэтому с ними стали советоваться в последнюю, третью очередь.
«Я позвал их. Не разошлись из них во мнении даже двое. Они сказали:
– Советуем тебе не вести их к чуме и возвращаться обратно».
Как оказалось, они тоже не знали о хадисе. Вероятно, они извлекли поучительный пример из действий предыдущих советчиков и не стали расходиться во мнении перед халифом, а высказали единое мнение. Они посоветовали не входить в земли, где свирепствует чума, и возвратиться назад. Этот совет понравился почтенному Умару. Он решил вернуться.
«Умар через глашатая объявил среди людей:
– Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное».
Под этим подразумевалось, что Умар намеревается вернуться в Медину. Безусловно, хотя это решение и понравилось многим, но сирийцам, ожидающим уважаемых гостей, оно пришлось не по душе.
«Тогда Абу Убайда сказал:
– Убегая от предустановления Аллаха?»
Подобные тяжкие слова наместника в Шаме, великого сподвижника, Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху свидетельствуют о его негодовании. Он был великим человеком, который смел говорить с почтенным Умаром в таком тоне.
«Умар сказал:
– Разве не мог сказать это другой, кроме тебя?!».
Это означало: «Было бы лучше, если бы слова, что ты сейчас мне сказал, изрек другой человек».
Для того чтобы объяснить, зачем почтенный Умар сказал так, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху добавляет свои поясняющие слова в повествование:
«Умар не любил перечить ему».
Почтенный Умар из уважения к Абу Убайде ибн Джарраху радияллаху анху удерживал себя от высказываний, которые могли противоречить его словам. Теперь же он вынужден был вступить с ним в спор на виду у многих. В продолжение своего ответа Абу Убайде радияллаху анху он сказал еще следующее:
«Да, убежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха».
То есть ты упрекаешь меня, говоря: «Убегая от предопределения Аллаха?», но здесь нет бегства от предопределения Аллаха. Если оно и имеется, то только от одного предопределения к другому.
«Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предопределению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предопределению Аллаха. Не так ли?!» – сказал Умар».
Или если, по-твоему, пасти на одной стороне – это по предопределению Аллаха, а пастьба на другой – вне предопределения Аллаха, тогда скажи так. Ведь все происходит по предопределению Аллаха. То, что мы делаем сейчас, тоже походит на это. На это ты не обижайся.
«В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам».
Поэтому он не знал о том, что произошло до этого. Узнав же о сущности проблемы,
«Он сказал:
– Я обладаю знанием в отношении этого. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда вы услышите о том, что она [чума]существует в каком-либо месте, не идите в туда. Когда она случается на месте, где вы находитесь, не выходите [оттуда], убегая от нее».
Все, вопрос решен. Не осталось места ни для излишних советов, ни для споров.
«Тогда Умар ибн Хаттаб восхвалил Аллаха и вернулся назад».
Эта история весьма известна. Она приводится во многих книгах в связи с рассмотрением в них разных тем. Среди них имеются такие, как вопросы совета и совещания, акийды (вероубеждения) и предопределения, взаимоотношений между главой общества и наместниками, а также эмирами и другие подобные им вопросы.
Нам же для «Книги исцеления» в этой передаче важна та часть, которая касается вопроса о необходимости воздержаться от того, чтобы ходить туда, где есть чума, и не выходить оттуда тем, кто находится там.
В этом месте нам необходимо напомнить о том, что следует знать при изучении благородного хадиса.
1. Не обязательно, чтобы все сахабии слышали все хадисы Пророка саллаллаху алайхи всаллам.
2. Допустимо, что некоторые хадисы слышали считанные люди. Например, хадис с повелением не ходить туда, где есть чума, и не выходить оттуда. Оказывается, даже выдающиеся старшие сподвижники не слышали о нем. Из стольких людей только один человек – Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху – слышал об этом.
3. В случае надобности, поискав, можно найти хадисы, подобные этому и касающиеся случаев, которые происходят время от времени. Безусловно, вспышка эпидемической болезни случается не каждый год и даже не каждые десять лет. Это происходит очень редко. Поэтому когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил хадис, касающийся этого вопроса, его слышали только присутствовавшие на той беседе, и поскольку не было необходимости, к этому никто больше не возвращался. Чумы не было и во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и в период халифата Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, а также и в начале халифата Умара радияллаху анху.
И вот, во время путешествия почтенного Умара радияллаху анху в Шам люди столкнулись с этой проблемой. С этого момента начинается применение хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам по этому вопросу. Теперь был установлен порядок: если в каком-то регионе исламского государства появлялась инфекционная болезнь, никто туда не входил и никто не выходил оттуда.
4. Когда в жизни появляется что-то новое, ранее не проявлявшееся, то не следует принимать скоротечное самостоятельное решение, а нужно искать положения шариата по этому вопросу. Если об этом не знает конкретный человек или какая-то община, то могут знать другие. Старшее поколение сподвижников, в частности во времена праведных халифов (хулафаи рошидин), если возникал подобный вопрос, бросало среди людей клич: «У нас появилась такая-то проблема, есть ли кто, который слышал что-либо об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?». И тогда те, которые слышали об этом, рассказывали все, что знали, и люди следовали этому.
5. У некоторых людей имеется представление, подобное тому, какое продемонстрировал Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху: «Зачем же убегать от очага распространения болезни с целью самосохранения, тогда как существует вера в предопределение и предустановление Аллаха?». Против такого мнения есть уместное возражение: «Если их сомнения обоснованны, почему же тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелевал людям самосохраняться?».
.